Школьная жизнь наполнена разными событиями. Учителя и родители думают, что дети приходят в стены образовательного учреждения, чтобы «грызть гранит науки», как было модно говорить раньше. На самом деле школьники любят общаться со своими сверстниками. Им нравится посещать дискотеки, участвовать в квест-программах, состязаться в спортивных соревнованиях. А это значит, что у педагогов возникает задача: как подготовить такой сценарий школьного мероприятия, чтобы он развивал детей, оказывал воспитывающее воздействие и был интересен ребятам? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно учесть несколько очень важных нюансов.
Итак, секрет первый: узнайте, чего хотят дети
Приходилось ли вам слышать сетования учителей, что современные дети стали апатичными и безынициативными? Что их невозможно оторвать от компьютеров и гаджетов? Что подростки часами просиживают перед экранами мониторов или телевизоров? Такие учителя жалуются, что все их попытки провести классный час или тематический вечер заканчиваются неудачей. Даже если школьники остаются после уроков, они с трудом высиживают положенное время и не проявляют интереса к тому, о чем рассказывает классный руководитель или другой педагог.
Почему это происходит? Да потому, что дети не принимали участия на самом начальном этапе подготовки мероприятия – тогда, когда выбиралась тема, содержание и форма его проведения. Ученые-педагоги настаивают на том, что в процессе целеполагания обязательно должны быть задействованы школьники. Это значит, что учителям и классным руководителям следует чутко прислушиваться к тому, что интересует их подопечных. Можно провести анкетирование или устную беседу, в процессе которой обсудить план работы на год или четверть. Тогда легче будет увлечь, зажечь детей. Они почувствуют свою значимость и сами предложат сотни тем для школьных мероприятий.
Далее дело пойдет быстрее: после определения конкретной темы будет проще представить конечный результат и осознать, как его реализовать на практике.
Секрет второй: создайте ситуацию причастности для большинства школьников
Тема выбрана. Что дальше? А дальше начинается подготовка к проведению мероприятия. На этом этапе очень важно привлечь к общей деятельности как можно больше детей. Это нелегко, но если педагог хорошо знает школьников, он справится с этой задачей. Кто-то «на ты» с компьютером и интернетом? Можно поручить найти интересные материалы в сети. В классе есть художники? Они смогут оригинально оформить предстоящий праздник и создать реквизит. Гуманитарии предложат собственный сценарий. В общем, поручения найдутся для каждого.
Кстати, процесс подготовки считается даже более важным с точки зрения воспитания, чем само мероприятие. Именно в этот период осуществляется развитие личности, ее самореализация и самоусовершенствование. А праздник – это лишь краткий итог того, чего достиг коллектив единомышленников, пока шла подготовка к концерту, брейн-рингу или тематической дискотеке.
Что касается ситуации причастности, то психологи давно установили такой факт: каждый человек чувствует потребность быть причастным к тому, что происходит в его коллективе. И если учитель на уроке или классный руководитель во время классного часа не смогли привлечь к общей деятельности кого-то из учеников, те сами создают себе ситуацию причастности. И она не всегда бывает позитивной. Попробуйте вспомнить, бывали ли у вас случаи, когда кто-то из школьников нарушал дисциплину и фактически срывал урок? На самом деле ребенку просто хотелось обратить на себя внимание. Но он не знал, как это сделать.
Также рекомендуем: Как научить ребенка заниматься наукой
Секрет третий: не бойтесь делегировать полномочия
Среди педагогов часто звучит такая фраза: «Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай это сам». И учитель ищет материал для классного часа, пишет сценарий, распределяет слова, которые должны выучить наизусть его воспитанники. Перед самым мероприятием такой преподаватель сам напишет объявление.
А если в школе проходит конкурс стенных газет, то педагог и ватман купит, и дочку-студентку попросит красиво написать название, а супруга – подобрать и разместить материал на листе бумаги. Давайте зададим вопрос: кто развивался в процессе подготовки к конкурсу газет? Правильно! Семья педагога! А цель конкурса была какая? Развивать школьников! И если учитель не умеет делегировать полномочия, то его ученики никогда не научатся оформлять стенгазеты или писать сценарии праздников.
Вывод один: нужно доверять детям, давать им посильные задания. Возможно, первые пробы будут неудачными. Но навыки приобретаются только в процессе активной деятельности. И если речь идет именно про написание сценария, то можно объединить учеников в несколько групп, каждая из которых предложит свой вариант проведения всего праздника или отдельной его части.
Секрет четвертый: родители как со-участники воспитательного процесса
Родители должны стать активными помощниками учителя в процессе подготовки классных мероприятий. Они лучше знают своих детей, поэтому могут подсказать оригинальную идею для классного праздника. А определение идеи и темы – это уже половина успеха.
У некоторых мам и пап есть собственный опыт проведения корпоративных мероприятий. Останется только адаптировать «взрослый сценарий» с учетом возраста школьников. В процессе подготовки понадобятся навыки, которыми владеют родители: сшить костюмы, смастерить декорации, придумать увлекательные конкурсы и многое другое.
Нужно ли говорить о том, что непосредственное участие родителей поможет сдружить, сплотить коллектив? В конечном итоге, это и есть основная цель воспитательной работы в классе и школе.
Секрет пятый: не забудьте подвести итоги и похвалить детей
Написать хороший, оригинальный сценарий и провести мероприятие – это всего лишь полдела. После праздника необходимо проанализировать все позитивные и негативные (если такие были) моменты. И обязательно похвалить детей. Известные педагоги-теоретики говорят о том, что в процессе воспитания очень важно создавать ситуации успеха для всех, кто принимает участие в мероприятии.
Бывают случаи, что кого-нибудь из детей даже похвалить не за что. Но в том и проявляется талант истинного учителя, что он всегда может найти положительные моменты и качества личности, чтобы на их основе построить дальнейшую траекторию развития ребенка.
В заключение: шпаргалка по написанию сценария
- Перед тем, как составить текст сценария, определите, кто именно будет выступать и в какой последовательности. Желательно придумать несколько «изюминок», которые позволят поддерживать постоянный интерес участников праздника. Кроме того, нужно предусмотреть кульминационный момент – оригинальный номер, который приведет в восторг всех присутствующих.
- Подберите музыкальное сопровождение и продумайте художественное оформление мероприятия.
- Определите, сколько времени будет идти мероприятие. Если более часа-полутора, то желательно предусмотреть небольшой перерыв. Участники и зрители теряют интерес, если им приходится сидеть в зале слишком долго. Исходя из этого, обязательный элемент подготовки к празднику – хронометраж.
- Составляя план проведения мероприятия, следует чередовать сильные и слабые части. Например, запланировано выступление кого-то из гостей и вы подозреваете, что оно будет нудным. После него желательно поставить такой номер, который вызовет интерес зрителей. Или впервые будет выступать хор младших школьников. Вдруг они растеряются и не справятся? После них смогут показать свое мастерство более опытные артисты.
- Тексты для ведущих должны быть насыщены живой, выразительной лексикой. Юмор, шутки, конкурсы для зрителей – все это может оживить мероприятие. Желательно, чтобы ведущих было двое. А еще лучше, если они будут «в образе»: например, на Новый год – Дед Мороз и Снегурочка. Ведущие-пираты или сказочные герои заинтригуют зрителей, заставят с нетерпением ожидать каждого следующего появления на сцене.
Мы предложили вам лишь краткие рекомендации по написанию сценария. Эти советы имеют общий характер, но они могут помочь приобрести собственный опыт в подготовке мероприятия, которое запомнится школьникам надолго. Сценарий, кстати, можно добавить в свое педагогическое портфолио .
Ольга Крутенко, кандидат педагогических наук .