На современном этапе модернизации отечественного образования жизненно необходимо внедрение новых педагогических технологий, при использовании которых возможно оптимальное решение образовательных задач. Между тем все еще не разработаны теоретические основы проектирования инновационных технологий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении (далее – ДОУ) в условиях поликультурного и полиэтнического пространства. Тем не менее, наиболее вариативные пути совершенствования образовательно – воспитательного процесса в ДОУ содержатся, на наш взгляд, в модульном подходе к обучению и воспитанию дошкольников. Этот вывод подтвердился изучением работ авторов, посвятивших свои изыскания модульному обучению, таких, как С. Я. Батышев, И. И. Ильясов, Д. Ш. Матрос, И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов, П. А. Юцавичене и др.
В названных трудах освещены подходы к проектированию модульных образовательных систем. В них обозначены общие и конкретные принципы конструирования модульных проектов для общеобразовательной и специально-профессиональной школ, которые были нами, преобразованы и привнесены в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Данная технология была применена в контексте разработки модели реализации национально-регионального компонента (далее НРК) в дошкольном образовании.
Под модульной технологией понимается такое структурирование содержания образования и педагогического процесса по его реализации, которое представляет собой единую систему. Образовательный модуль включает в себя содержание НРК, целеполагание, задачи, методы, способы и средства, контроль над процессом обучения и учебно-методический комплекс по реализации модели.
Анализ показал, что принципиальные отличия модульной технологии от других педагогических технологий заключаются в следующих положениях:
- Содержание обучения в данной системе представляется в виде самостоятельного модуля, одновременно являющегося и банком информации, и методическим руководством по её усвоению.
- Образовательный модуль обеспечивает достижение поставленных целей. Дети учатся формулированию последовательности действий, пониманию цели деятельности.
- Сама суть модульной технологии требует соблюдения субъектных взаимоотношений между педагогом и ребёнком. В связи с этим перед педагогом стоит задача – мотивирование, координация и управление образовательно – воспитательным процессом.
Изучение конкретных разработок технологии модульного обучения показало, что процесс конструирования образовательного модуля заключается в тщательном отборе учебного материала, достаточного для реализации педагогических задач. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать, а также рационально уплотнять содержательную часть педагогического процесса в необходимых пределах. В основе дидактической системы модульной технологии положены следующие принципы: блочность (порционность) в подходе к определению целей и содержания обучения; структурирование отобранного материала в отдельные компоненты; придание динамичности (посредством целеполагания, вычленения отдельных элементов); гибкость и универсальность модульных блоков; логичность, последовательность элементов содержания обучения. Обучающий модуль содержит в себе полный и достаточный комплект рекомендаций для достижения целей и задач обучения и воспитания.
Модульный подход был реализован в авторской модели на трех уровнях:
- Разработка организационно-управленческих связей на местном и региональном уровне.
- Систематизация содержания дошкольного образовательно - воспитательного процесса при реализации НРК.
- Организации внедрения и контроля над процессом реализации НРК.
Алгоритм моделирования авторской концепции реализации НРК в образовании представлен на рис. 1:
Рис. 1 Пошаговая стратегия моделирования концепции НРК
Такая последовательность позволила структурировать организацию процесса реализации НРК следующим образом:
Рис. 2. Модульный подход в организации процесса реализации НРК
Представленная выше авторская модель реализации НРК в дошкольном образовании на основе модульной технологии является специально организованным, целенаправленным и управляемым процессом взаимодействия педагога и ребёнка, который направлен на: усвоение знаний, умений и навыков; формирование мировоззрения, развитие умственных сил.
Результативность данного подхода подтверждена на практике и нашла отражение в ряде публикаций:
1. Волкова О. В. Модульный подход реализации национально – регионального компонента в дошкольном образовании//Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы десятой региональной науч. – практ. Конференции. – Глазов: Изд – во Глазов. Гос. Пед. ин – та, 2008. – 156 с.
2. Сафонова, Т.В. Национально-региональный компонент в образовании: теория и практика реализации: Монография / Т.В. Сафонова. – Глазов, 2005. – 326 с.
3. Сафонова, Т.В. Проектирование педагогической технологии модульного обучения: Учебное пособие / Т.В. Сафонова. – Глазов: ГГПИ, 2000. – 92 с.
- Сафонова Т. В. О применении технологии модульного обучения в современном образовании//Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Восьмой региональной науч. – практ. Конф. – Глазов: Изд – во Глазов. Гос. Пед. ин-та, 2006. – 156 с.
Список использованной литературы:
- Горбушин А. Г. Проблемы педагогического проектирования системы регионального образования в инновационной деятельности// Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы Восьмой региональной науч. – практ. Конф. – Глазов: Изд – во Глазов. Гос. Ин – та, 2006. – 156 с.
- Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании.- Ростов - на - Дону: Изд-во РГПУ, 1995.
- Казаринов А. С., Хорошева Т. Б. Региональная адаптация образовательного стандарта: Монография. – Глазов/Изд. Центр ГГПИ, 2003. – 144 с.
4. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно – модульного обучения: Метод. Пособие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.
5. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения: Монография. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272 с.