К проблеме типологизации публичных языковых личностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Волкова, Т. Ф. К проблеме типологизации публичных языковых личностей / Т. Ф. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/1/15/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема исследования профессионально-значимых качеств студентов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к определению понятия профессионально-значимые качества; во-вторых, изменения в политической, экономической, духовной сферах общество, влекут изменения в системе ценностных ориентаций и поступков молодежи. Актуальность изучения профессионально-значимых качеств студентов обусловлено появлением ряда работ, посвященных данной проблеме. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев. В их работах изучается динамика профессионально-значимых качеств личности в юношеском возрасте, роль данных качеств в поведении, а также взаимосвязи профессионально-значимых качеств с особенностями личности.

Проведенный анализ литературных источников показывает, что в сегодняшнем обществе еще недостаточно проработаны вопросы, касающиеся процесса формирования профессионально-значимых качеств студентов ВУЗа. Объектом исследования является процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа. Однако в процессе исследования объекта были выявлены противоречия между профессионально-значимыми качествами личности и индивидуальными особенностями развития личности, а также между «знаниевой» концепцией образования, нацеленностью на воспроизведение знаний, и необходимости его переориентации на основе личностно-деятельностной составляющей.

Радикальные преобразования, происходящие в экономике страны и в социо-культурной сфере, имеют единую точку отсчета – значимость человека, уважение к его правам, приоритеты духовно-нравственных отношений между людьми.

Любое общество существует при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализацию понимают как процесс интеграции личности в социальную среду, связывая ее и с переменой места жительства и коллектива, и с семейным положением, и с приходом старости. В традициях школы американской социологии, представителями которой являются Т. Парсонс, Р. Мертон, такая социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация, которая рассматривалась в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс,  предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности через процесс самоактуализации «Я-концепции». Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации. Такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными институтами и человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В педагогике, ориентированной на реализацию образовательных функций, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы»[5]. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного им в процессе поиска и  исторического опыта. Знание – это важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентированное содержание образование имеет безусловное значение. Оно способствует социализации личности. С такой точки зрения содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.

Однако этот подход к содержанию образования гласит о том, что знания являются абсолютной ценностью и заслоняют самого человека. Это приводит к идеологизации научного ядра знаний, ориентации содержания образования на среднего ученика.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества [4].

При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации.

Личностно-ориентированное содержание образование направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей, его социальных свойств и свойств субъекта культуры. При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Образование, как область социокультурной жизнедеятельности,  является детерминантой становления зрелой, нравственно свободной личности, способной отстаивать свои ценности. Оптимальным и интенсивным способом вхождения человека в мир науки и культуры является образовательная среда. Образовательная среда влияет на выбор правил и норм поведения человека в социальной группе. Социум же требует от образовательной среды качественной подготовки будущих работников. А, следовательно, выдвигает определенные требования к профессионально-значимым качествам самой личности[6].

Трактовка термина «профессионально-значимые качества» неоднозначна. Деятельность специалиста определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, но и личностными качествами специалиста и степенью их сформированности. Так для специалиста в сфере туризма профессионально-значимыми качествами являются ответственность, дисциплинированность, профессиональная самостоятельность[7].

Становление профессионально-значимых качеств студентов включает в себя развитие самой личности в процессе образования. Приоритетное место занимают интересы личности, которые рассматриваются в Законе «Об образовании» и провозглашает «гуманистический характер образования и приоритет свободного развития личности».

Для студента, будущего специалиста сферы туризма, важно овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Преобразование мотивации, системы ценностей, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют данный возрастной период в качестве центрального периода становления личности.

Становление и развитие гармоничной и профессионально-значимой личности возможно через систему ценностных ориентаций, которые формируются с помощью факторов социализации, которые объединены в три группы (А.В. Мудрик):

1)                 макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты;

2)                 мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации;

3)                 микрофакторы – к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей – семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, – учебные, профессиональные, общественные. Микрофакторы оказывают влияние на развитие человека через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, родственники, учителя.

Юношеский возраст является периодом формирования профессионально-значимых качеств, оказывающим влияние на становление характера личности. Это связано с появлением ряда предпосылок: накоплением опыта, занятием социального положения. Именно профессионально-значимые качества, сформированные в этом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающим миром (Б.С. Круглов, В.А. Ядов). Формированию профессионально-значимых качеств способствуют не только процессы обучения и воспитания, которые неразрывны в своей связи, но и такой социальный институт как семья.

Однако качество обучения легче диагностировать: разрабатываются и внедряются новые модели обучения. Сложнее ситуация с качеством воспитания, по которым понимается набор факторов или условий образовательной среды, которые реализуются в ней, для достижения воспитательного воздействия и способствующего становлению личности выпускника.

Рассматривать процесс воспитания необходимо в контексте учебно-воспитательной и внеучебной деятельности всего ВУЗа. Учебно-воспитательная деятельность ВУЗа направлена на создание условий для формирования гуманистически-ориентированной личности. Внеучебная деятельность, как особый вид деятельности, становится предпосылкой развития социализированной личности. Характеристиками, реализующими процесс становления развитой личности, являются как гуманитарная среда, так и психологический климат и студенческая жизнь.

Р.М. Петрунева, Н.В. Дулина, В.В. Токарев рассматривают гуманитарную среду учебного заведения как основу, в которую включены корпоративные ценности, история и традиции ВУЗа, основанные на региональных особенностях, вне учебных интересов преподавателей и студентов. Сама по себе гуманитарная среда функционировать не может, и лишь целостность ее элементов  способствует развитию и становлению ее подсистем, интересов, традиций, стремлений студентов и преподавателей.

Студенческая жизнь характеризуется участием студентов в научной и внеучебной деятельности ВУЗа: исследованиях, научных конференциях, участии в традиционных для данного ВУЗа мероприятиях.

Как и гуманитарная среда, построенная на взаимодействии студентов и преподавателей, устанавливается социально-психологический климат и ценностные ориентации студентов и преподавателей. Климат рассматривается через призму стилей методов руководства, наличием обратной связи, учетом мнения при принятии решений, установления степени удовлетворенности студентами качеством обучения  и гуманистической ориентации, как студентов, так и преподавателей.

Семья является важнейшим социальным институтом формирования личности и основным институтом поддержки и воспитания. Поэтому социум заинтересован в духовно, нравственно и профессионально развитой личности, имеющей не только развитые моральные качества, но и качества, необходимые для профессиональной деятельности[2].

Профессионально-значимые качества студента есть совокупность этих ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций складывается из совокупности ценностей: общечеловеческих, нравственных, познавательных, профессиональных. Общечеловеческие ценности — это ценности, принятые большинством людей, которые не связывают их с конкретным обществом или культурой. Среди общечеловеческих ценностей выделяют моральные ценности, профессионально-трудовые и гностические ценности.

Однако абсолютной ценностью личности признается свобода. ВУЗ играет немаловажную роль в становлении ценностных ориентаций личности. Становление моральных ценностей студентов возможно через развитие в них гуманизма, свободы, честности и достойного отношения к социуму. В период обучения формирование данных ценностей происходит через учебно-воспитательную деятельность ВУЗа. Общечеловеческие ценности устанавливаются и через истинность знаний, то есть через гностические ценности. Профессионально-трудовые ценности, рассматриваемые в контексте общечеловеческих ценностей, способствуют становлению процесса уважительного отношения в результатам труда людей и к своим собственным.

С общечеловеческими неразрывно связаны и нравственные ценности, которые способствуют развитию личности студента, становления его «Я». Анализирую моральные, гностические и профессионально-трудовые ценности в ракурсе нравственных ценностей, можно говорить о дальнейшем развитии личности студента в процессе социализации в институте. Каждая из ценностей развивает в студенте честность, трудолюбие, обязательность и способствует взаимодействию студента и преподавателя в процессе кооперативной деятельности.

Одним из наиболее важных социальных институтов, способствующих формированию профессионально-значимых качеств студента, является ВУЗ[6]. Реализация задачи формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей происходит именно через взаимодействие преподавателей и студентов. Взаимодействуя друг с другом, ставя общие цели, они реализуют их.

Помимо этого образовательный процесс снабжен и культурными ценностями – нравственностью, знаниями, становлением других социальных институтов. Нельзя не учитывать и другие составляющие учебного процесса, - материально-техническую базу, учебную литературу, технические средства.

ВУЗ как социальный институт действует на основании принципов целесообразности, комплексности, преемственности. Следовательно, выполняет такие функции как: образовательную, воспитательную, организационно-управленческую, коммуникативную, а также, что немаловажно для развития профессионально-значимых качеств студентов, функцию саморазвития личности.

Учреждение образования строит свою учебно-воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, историзма, координации и субординации, дифференциации и интеграции, преемственности и выполняет такие функции как: культурно-образовательную, регулятивно-воспитательную, организационно-управленческую, социально-интегративную, а так же функции саморазвития личности и социального наследования.

В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующем фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторических традициях.

В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих качеств. Очевидно, что именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантного поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в негативную сторону, когда человеком управляют низшие эмоции и потребности.

Сфера образования призвана противостоять разрушительным тенденциям современного общества и поддерживать тенденции созидательные и прогрессивные.

Склонность решать задачи образования, не обращаясь к личности, не соединяя образование и бытие, порождает неспособность социума связать познающего субъекта с настоящей жизнью. Свою задачу образование должно видеть не только в удовлетворении интересов государства, не в формировании личности по стандарту, а в воспитании личности с неидеологизированным мышлением, конструктивно и критически мыслящую, допускающую множественность гуманистических истин, уважающую позиции «другого». Идеологизированное мышление вырастает на основе распада традиционных ценностей, а образование, оторванное от народных традиций, воспитывает человека толпы, а не личность.

У человека есть выбор, и задача образования заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Задача состоит не только в том, чтобы заложить в голову каждого студента определенную сумму знаний и умений, а в том, чтобы воспитать думающую, психологически и психически здоровую личность, способную действовать в русле государственных интересов.

Профессиональная ориентация личности в высшем учебном заведении предполагает диагностику и развитие профессионально важных качеств (ПВК) (высокий уровень социализации, нервно- психическая устойчивость, познавательная устойчивость, познавательная активность, коммуникативная компетентность, организаторские способности), интересов и склонностей, будущих специалистов, а также изучение потребностно-мотивационной сферы деятельности личности (что побуждает и привлекает к профессии).

Рассматривая профессиональные ценности, следует учитывать практическую деятельности студентов и накопление ими необходимого опыта в процессе обучения. Процесс формирования трудовых ценностей подразумевает развитие в личности студента своего «Я», гуманизма, трудолюбия, специальных знаний. Получение специальных знаний студентами проходит в два этапа: теоретический (в процессе обучения в ВУЗе) и практический (в процессе прохождения практики и стажировки).

Анализируя систему ценностных ориентаций, способствующую процессу формирования профессионально-значимых качеств студентов,  становится ясно, что профессионально-значимые качества студента – это качества, предъявляемые обществом к специалистам определенной профессии, влияющие на успешность их деятельности и дающие возможность реализовать себя. Помимо этого, совокупность «знаниевой» концепции и личностно-деятельностной составляющей ведет к становлению гармонично развитой личности, способной отстаивать свои права и свободы. Таким образом, процесс формирования профессионально-значимых качеств способствует дальнейшему формированию индивидуальных особенностей личности, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1.                Алексеева В.Г. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования//Сов. педагогика. 1981. №8. с. 62.
  2.                Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.: М., 1993. – 175 с.
  3.                Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440 с.
  4.                ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
  5.                Педагогический словарь, 1960 г.
  6.                Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  7.                Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации № 11/05.
  8.                Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации №  12/05.
  9.                Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации  № 4/06.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): содержание образования, ценность, профессионально-значимое качество студентов, качество, процесс формирования, гуманитарная среда, образовательная среда, развитая личность, развитие, становление.


Похожие статьи

Задать вопрос