Основой вузовского образования является самостоятельная работа студента. Перед преподавателем каждой учебной дисциплины ставится задача, максимально используя особенности предмета, помочь студенту рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, и вместе с тем обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности. Основную работу, связанную с овладением знаниями, студент должен проделать самостоятельно. Под самостоятельной работой при этом понимается деятельность студентов по усвоению знаний, умений, протекающая без непосредственного руководства преподавателя, но направляемая им.
К самостоятельной работе по математическим дисциплинам вне аудитории относятся конспектирование и работа с учебниками; выполнение курсовых работ; переработка лекционного материала; выполнение практических заданий; выполнение и оформление лабораторных работ и пр. Особое значение при этом придается объективной оценке полученных студентом знаний, умений, его возможностей и компетенции в выбранной области. Наилучшим способом этого, на наш взгляд, является правильно выполненная и оцененная курсовая работа. В связи с этим выполнение курсовой работы должно занимать немаловажное место в процессе обучения и подготовки специалиста.
Курсовая работа – это первое самостоятельное исследование студента в выбранной области. Она, как правило, должна дополнять и развивать основные вопросы, изучаемые на лекциях. При этом немаловажен выбор темы, не только интересной самому студенту, но и представляющей профессиональный интерес. Тематику курсовых работ рекомендует преподаватель, но студенты имеют право предлагать и свои темы. В названии работы при формулировке темы должно быть ясно, что именно будет отражено в работе. Правильный выбор темы целиком зависит от опыта и компетенции преподавателя в конкретной области. Во избежание дублирования тем, для уточнения и корректировки названия темы курсовых работ должны утверждаться на уровне кафедр. При распределении тем умелый преподаватель должен контролировать процесс выбора тем: наиболее сложные темы, предполагающие большой объем работы или полностью содержащие «первооткрытие» каких-либо фактов давать наиболее успевающим студентам. Во избежание затруднений, возникающих при этом желательно, составлять на две-три темы больше запланированного по нагрузке, либо все темы давать равносложные. Другая причина «неравномерности» в распределении тем кроется в том, что студент, отстающий по предмету, отстает не только со сдачей долгов, но и с выбором темы. В итоге, когда ему предлагают список тем на выбор, в этом списке остаются темы, вызвавшие у студентов наибольшие сомнения при выборе. Именно поэтому желательно чтоб все студенты в одно и то же время получили соразмеримые со своими возможностями темы. Но это ни в какой мере не означает полной ограниченности в выборе - если студент уверен в своих силах, ему стоит дать возможность показать уровень математических способностей. При первом выполнении курсовой работы преподавателю необходимо ознакомить студентов с представленными темами, по возможности дать краткую характеристику каждой. В дальнейшем целесообразен постоянный контакт студента с преподавателем во время работы, что дает возможность преподавателю оценить степень самостоятельности студента, уровень его способностей и возможностей, а также умение работать по выбранному плану и графику. Обязательным условием выполнения курсовой работы является отчетность студентов перед преподавателем о её результатах. Формы контроля могут быть самые разные - устные или письменные, индивидуальные или в группе. Систематическое отставание отдельных студентов требует особого внимания со стороны преподавателя. Именно поэтому так необходим четкий график работы по курсовой и для преподавателя, и для студента. В нем должны быть оговорены конкретные сроки сдачи чернового и чистового вариантов работы. Также должно быть запланировано определенное время для консультаций студента по возникающим при написании вопросам.
При выборе темы студентом преподаватель должен четко сформулировать цель работы, – какой именно результат предполагается получить, а также предложить ряд источников, по которым студент может познакомиться с выбранной темой. Литературу по теме работы студент должен искать самостоятельно, но два-три источника, по которым он сможет ознакомиться с предложенной темой, преподаватель обязан предоставить (это могут быть и электронные варианты учебников) . Необходимо также разъяснить студентам структуру курсовой работы, ее основных составляющих частей глав или параграфов. Обязательным является введение, которое должно содержать цель работы, задачи (что надо сделать для достижения цели), а также по возможности актуальность выбранной темы (что именно в работе может быть значимо для науки и практики). На основе поставленной цели и задач строится структура всей работы, которую кратко можно описать во введении.
В заключение работы необходимо подвести итог проделанному, описать, что было сделано вне программного материала, какие задачи были рассмотрены и какие геометрические объекты изучены или обнаружены. Текст курсовой работы может содержать разнообразный материал – изложение теории, исторических сведений, решение практических задач. В зависимости от темы и области исследования курсовая работа может и не содержать явно решение практических задач. Тем не менее, решение математических задач должно входить в курсовую работу студента. Преподаватель при необходимости и возникновении затруднений может подтолкнуть студента в нужную сторону, но никак не решать за него все задачи. Изложение научной математической теории с доказательством утверждений, теорем также может рассматриваться как правильно выполненная курсовая работа. Но при этом могут возникнуть трудности при ее оценивании. В любом случае курсовая работа как самостоятельное исследование должно содержать факт новизны, отхода от учебной программы по предмету, свое видение математической теории. При выполнении практических задач их количество имеет значение, если только это не однотипные задачи, решаемые по одному и тому же алгоритму.
Для контроля за ходом выполнения курсовой работы целесообразно вместе с студентом составить план ее выполнения, включающий примерные сроки отчета о проделанной работе. В этот план могут входить такие пункты:
1. Выбор направления для изучения и выбор темы.
2. Составление списка литературы по теме исследования.
3. Выделение основных понятий темы.
4. Составление плана работы.
5. Написание основной части.
6. Решение задач, доказательство теорем.
7. Корректировка работы с учетом замечаний преподавателя.
8. Оформление чистового варианта.
9. Подготовка доклада.
Доклад по курсовой работе не должен занимать много времени. Главное, что требуется в нем отразить – что именно было сделано самостоятельно по выбранной теме. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. В процессе выступления, а также при ответах на вопросы студент должен показать умение оперировать понятиями и терминами выбранного направления, а также степень овладения материала.
Необходимо правильно оценивать результаты каждой курсовой работы. В качестве оценочных критериев при этом могут быть приняты:
1) степень самостоятельности студента;
2) характер действий студента при выполнении заданий;
3) соответствие графику выполнения работы;
4) степень овладения материала.
При этом не стоит забывать, что курсовая работа оценивается, как и экзамен. Многие преподаватели, выставляя оценку за курсовую работу, воспринимают оценку как свою собственную. Это в корне несправедливо и по отношению к самому студенту и по отношению к другим студентам и преподавателям – все студенты не могут быть отличниками, как бы хорош не был преподаватель. Если студент изложил в работе математический раздел, представил в работе задачи из учебника, но сам не смог ни составить задачи по образцу, ни решить, то как оценить такого студента? Другой студент разобрался в очень сложном материале, привел доказательства теорем, в которые внес свои уточнения и пояснения, но задач по этой теме не составил по причине сложности их формулировки.
Для разрешения этих трудностей каждый преподаватель при выборе студентом темы должен ставить перед ним задачи, дать разъяснения, что он хотел бы видеть в работе и что требуется выполнить от студента. Критерии оценки должны быть понятны студенту – не выполнил намеченного, оценка будет снижена.
Для защиты курсовой работы создается специальная комиссия, в состав которой входят ведущие преподаватели соответствующих дисциплин. И к этому тоже научный руководитель должен подготовить студента, помочь ему правильно построить свое выступление. Научный руководитель должен объяснить студентам процедуру защиты курсовой работы, а также внести при необходимости коррективы в представленный студентом доклад.
Для облегчения работы комиссии желательно иметь от преподавателя-руководителя отзыв о работе студента, можно в произвольной форме. Не исключены случаи, что прекрасно подготовленный студент во время защиты запаникует, растеряется и не сможет продемонстрировать свои реальные достижения – не все математики были великими ораторами и демагогами. Иметь из-за этого заниженную оценку, а в дальнейшем самооценку – плохое начало для первого опыта.
Контроль выполнения курсовых работ, должен осуществляться не только преподавателем, но и на уровне деканата и кафедры с помощью графиков текущего контроля успеваемости студентов. Это способствует формированию у студентов ответственности за результаты освоения ими образовательных программ, предлагаемых вузом по той или иной специальности или направлению подготовки.
Выполнение курсовой работы зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций. Именно поэтому, первоочередное внимание полезности выполняемой работы. Если студент будет знать, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе преподавателем, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, при этом возрастает качество выполняемой работы.
В заключение можно отметить, что курсовая работа вполне может рассматриваться как первоисточник для написания выпускной квалификационной работы, в которой углубляется и детализируется рассмотренная в курсовой проблема. Поэтому подход к написанию курсовой работы не менее важен, чем к написанию дипломной.