Процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Артюшина, М. Н. Процесс формирования профессионально-значимых качеств студентов туристского ВУЗа / М. Н. Артюшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 220-225. — URL: https://moluch.ru/archive/1/20/ (дата обращения: 16.11.2024).



Аннотация: В статье описаны результаты исследования уровня развития основных компонентов волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и проведено сравнение уровня их развития с результатами, полученными в группе их здоровых сверстников. Группы детей были подобраны на основе соблюдения равных демографических признаков. Основным отличием послужило количество соматических заболеваний за истекший год. Анализ результатов исследования показал, что уровень развития всех компонентов волевого действия часто болеющих детей достоверно ниже.

Ключевые слова: волевое действие, часто болеющие дети, здоровые дети, старший дошкольный возраст.

Summary: Volkova Olesya Vl. Specific features of the development volitional component action of often being ill children at the pre-school period. The article raises the problem of volitional action elements comparison of under school aged children with strong and weak health. The research on the matter shows that volitional power in this period of life is closely connected with the factor of children’s health.

Key words: volitional action, pre school age, sound children, sick children.

 

В многочисленных исследованиях дошкольный возраст определяется как сензитивный к развитию основных психических функций, которые становятся своеобразным фундаментом для дальнейшего развития и формирования человека. Именно поэтому изучение факторов развития личности ребенка в период дошкольного детства является особенно важным для современной психологической науки [2; 4; 6].

Особым фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является его соматическое здоровье. В настоящее время можно отметить рост количества соматических заболеваний детей и увеличение количества часто болеющих детей дошкольного возраста. Это связано с ухудшением экологической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и снижением уровня жизни семей. Считается, что часто болеющие дети - феномен специфически возрастной, который представляют главным образом дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Часто болеющие дети (ЧБД) являются важной медико-социальной и экономической проблемой в системе охраны здоровья матери и ребенка. [1; 4]

Во многих психолого-педагогических исследованиях подчеркивается особая роль старшего дошкольного возраста, как периода интенсивного формирования волевого поведения. Развитие воли является центральным звеном, определяющим развитие личности ребенка в целом. Совершенствование волевого поведения показывает его тесную связь с общим интеллектуальным развитием детей, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. В радиус его влияния попадает формирование характера, эмоций, мышления, и именно это позволяет нам предположить, что развитие воли соматически больного ребенка старшего дошкольного возраста будет отличным от развития воли здоровых детей. Волевое действие, составляющее сущность и единицу волевого поведения,  требует особо пристального внимания в плане изучения степени его сформированности в период дошкольного детства [2; 3; 5; 6].

Находясь на начальном этапе своего развития, волевое действие старших дошкольников имеет свои характерные черты, связанные с возрастными особенностями. Особенности его развития проявляются в следующем: у дошкольников имеется неравномерность развития различных компонентов волевого действия (например, в меньшей степени проявляются планирование и оценка); наблюдается сближение во времени постановки цели и исполнения из-за сокращения обдумывания спо­собов действия; для дошкольников доступны близкие цели, чем отдаленнее цель, чем больше промежуточных звеньев включено в процесс ее реализации, тем труднее ребенку подчинить свои действия поставленной цели [5; 6].

Современные ученые определяют ситуацию развития часто болеющего ребенка как качественно иную по сравнению с ситуацией развития здорового ребенка [4]. Именно поэтому в основу нашего исследования легло предположение о том, что нарушения соматического статуса ребенка в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития существенно влияют на развитие волевого действия ребенка старшего дошкольного возраста и, соответственно, всех его основных компонентов.

В качестве представителей контрольной и экспериментальной групп выбирались равные по демографическим признакам сверстники, посещающие детские дошкольные учреждения, а также их матери. Все обследуемые дети находились в стадии ремиссии и посещали дошкольные образовательные учреждения. Выбор данных категорий соматически больных детей обусловлен ростом заболеваемости в этих группах. Вывод о состоянии здоровья детей был сделан на основе анализа медицинских карт развития детей и  информации, полученной в процессе бесед с родителями и педагогами образовательных учреждений. Объем репрезентативной выборки составил 53 ребенка старшего дошкольного возраста.

По всем основным структурным компонентам волевого действия, выделенным в монографии Н.А.Цыркун, были подобраны следующие диагностические методики: выбор и осуществление цели – «Донеси постройку» (В.К.Котырло), принятие решения - беседа с условным названием «Да и нет» (Н.И.Гуткина), планирование – «Выкладывание узора по образцу» (Н.А.Цыркун), исполнение намеченного – «Рисуем чёрточ­ки», «Хитрая лиса» (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина), совершение усилий – «Лабиринт» (аналог субтеста Векслера), «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин), оценка результата – «Домик» (Т.В.Чередникова). [2; 3; 6; 7]

Статистическая обработка данных включала в себя сравнение выборок и анализ взаимозависимости признаков. Для сравнения выборок использован критерий t-Стьюдента, расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной статистической программы Statgraphics Plus v.2.1.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о существовании достоверных различий в группах. Это позволяет принять гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем развития волевого действия и соматическим здоровьем детей в генеральной совокупности. Статистически достоверные различия присутствуют на уровне 99,9 %. Выводы о выявленных изменениях в сторону снижения уровня развития исследуемого качества справедливы в отношении всех компонентов волевого действия, а именно: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата (Таблица 1).

Таблица 1.

Значимость различий по уровню развития основных компонентов волевого  действия детей экспериментальной и контрольной групп, t-критерий Стьюдента

Компоненты

волевого действия

ЗД (M+m)

ЧБД(M+m)

р (t  st.)

% достоверности различия

Выбор и осущ-е цели

2,35+0,11

1,59+0,12

4,56

> 99.9%

Принятие решения

2,46+0,11

1,44+0,11

6,38

> 99.9%

Планирование

2,46+0,13

1,44+0,12

5,75

> 99.9%

Исполнение намеченного

2,15+0,13

1,41+0,11

4,35

> 99.9%

2,15+0,12

1,55+0,12

3,47

> 99%

Совершение усилий

 

2,19+0,15

1,22+0,10

5,54

> 99.9%

2,12+0,13

1,37+0,11

4,45

> 99.9%

Оценка результата

2,12+0,13

1,15+0,09

6,27

> 99.9%

Суммарный балл

17,85+0,59

11,19+0,50

8,66

> 99.9%

Условные обозначения: ЗД - здоровые дети; ЧБД - часто болеющие дети; (M+m)- величина возможных расхождений выборочной и генеральной совокупности; р (t - st.)- эмпирическое значение критерия t-Стьюдента; % - уровень значимости

Соотношение среднего уровня развития умения выбирать и осуществлять цель как одного из составляющих волевого действия в исследуемых группах практически тождественно, а показатели высокого и низкого уровня развития данного качества противоположны. Большая часть группы здоровых детей показала высокий уровень развития данного компонента, в то время как в группе часто болеющих детей большинство  - низкий.

Схожие тенденции проявились при диагностике умения принимать решение и планировать деятельность. Количество детей, показавших средний уровень развития качества, близко по значению, а количество детей, имеющих высокий уровень в группе здоровых детей более близко по значению количества детей, имеющих низкий уровень развития исследуемого компонента в группе часто болеющих детей.

Для определения уровня развития умения исполнять намеченное и совершать усилия в процессе деятельности были применены по две диагностические методики. Результаты обследования по каждому из направлений показали схожие тенденции, хотя некоторое количество детей показали уровень, колеблющийся от высокого до среднего, либо от среднего до низкого. Анализ результатов обследования каждого ребенка индивидуально подтверждает, что эти показатели не противоречат общей картине развития волевого действия конкретного ребенка. При этом большая часть группы часто болеющих детей показала средний, стремящийся к низкому уровню, либо низкий уровень развития данного компонента.

Анализируя результаты диагностики умения оценивать результат деятельности, можно отметить, что тенденции к проявлению низкого уровня развития данного качества в группе часто болеющих детей по-прежнему сохраняются. Хотя и в группе здоровых детей показатели уровня его развития ниже в сравнении с уровнем развития остальных компонентов волевого действия, что может свидетельствовать о незрелости качества, связанной с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

  Наличие прямой зависимости между такими показателями, как частота заболеваний и уровень развития волевого действия детей старшего дошкольного возраста приводит нас к следующему выводу. Несомненно, необходимо уделять значительно большее внимание категории часто болеющих детей, особенно в процессе подготовки к школьному обучению и в ходе психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Основные направления работы в этой области должны затрагивать три категории субъектов образовательного процесса: часто болеющие дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.

Задачей работы с детьми в данном случае должно стать целенаправленное воздействие на волевые действия часто болеющих старших дошкольников на предмет развития всех его основных компонентов, таких как выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата. Кроме того, развитие волевого действия должно затрагивать основные сферы жизни ребенка в данном возрасте: предметная деятельность, общение со сверстниками и взрослыми, саморегуляция и групповая деятельность детей.

Организация психолого–педагогической работы с родителями данной категории детей включает в себя такие задачи, как формирование психолого-педагогической компетенции родителей в области психологических особенностей часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Реализация данных задач видится нами в рамках психологического консультирования, просвещения, сопровождения и организации тренингов для родителей.

Внедрение развивающей программы ставит перед нами задачи, обращенные к педагогам, психологам и медицинским работникам. В число этих задач входит повышение психологической компетенции сотрудников дошкольных образовательных учреждений в области возрастной и медицинской психологии в плане расширения и углубления теоретических знаний о психологических особенностях часто болеющих детей, о способах развития волевой сферы личности старших дошкольников в рамках семинаров, психологических консультаций и профессионально-ориентированных тренингов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Веселое Н. Г. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений / Н. Г. Веселое, Е. Ю. Кузнецова, Г. К. Ермакова, Н. Н. Яременко с соавт. − Л.: 1990. − 55 с.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. / Л. С. Выготский. − М., 1984.−432 с.
  3. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников / В. К. Котырло. − Киев, 1971. − 199 с.
  4. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику / В. В. Николаева. − М., 1987. −  166 с.
  5. Смирнова Е. О. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей / Е.О.Смирнова, В.М.  Холмогорова. // Вопросы психологии. − М., 2001. − №1. − с.26−37
  6. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников / Н. А. Цыркун. − Мн.: Нар. Асвета, 1991. − 112 с.
  7. Чередникова Т. В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога / Т. В. Чередникова.– СПб.: фирма «Стройлеспечать», 1996.−64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): волевое действие, ребенок, уровень развития, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, волевое поведение, компонент, оценка результата, Развитие воли, совершение усилий.


Похожие статьи

Задать вопрос