В современных условиях перед средним профессиональным образованием ставятся принципиально новые задачи. В связи с развитием научно-технического прогресса общество определяет социальный заказ на подготовку творческого специалиста, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способного ориентироваться в потоке научной информации, современных информационных технологиях, альтернативных и вариативных проектах, адаптировать инновационные идеи, эффективный опыт.
Специалисту со средним профессиональным образованием в соответствии с классом решаемых профессиональных задач соответствует тип диагностических, алгоритмизированных задач, а также заданий, ориентированных на формирование аналитических, проектировочных, конструктивных умений, как ведущих умений интеллектуальной деятельности [4, с.46].
Будущему специалисту необходимо развивать воображение и интуицию, пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать способ решения проблемы. Использование деятельностных технологий позволяет повысить качество готовности специалистов к практической профессиональной деятельности. Всему этому можно и нужно научить на занятиях по математике в среднем специальном учебном заведении.
На основе деятельностного подхода разработана современная концепция обучения математике как обучение математическим знаниям и математической деятельности.
В основу современного обучения математике положена концепция, сущность которой заключается в развитии личности посредством различных видов учебной деятельности.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно участвуют в учебном процессе .
Значительную роль на современном этапе развития общества играет информатизация – широкомасштабное применение методов и средств получения, накопления, переработки, передачи и хранения информации. Новые информационные технологии (НИТ) широко используются в различных сферах современного общества, в том числе и в образовании. В настоящее время практически во всех странах мира компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. НИТ дали развитие новой технологии образования, сочетающей деятельность обучаемого с преимуществами дифференциации и индивидуализации обучения. Компьютеры обладают рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого и решить некоторые методические проблемы традиционного процесса обучения.
Потенциал НИТ в обучении математике позволяет наиболее продуктивно реализовать основные идеи деятельностного подхода за счет организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности студента и преподавателя.
Под обучением математике понимается обучение определенной математической деятельности. Это соответствует концепциям как деятельностного, так и информационного подходов к обучению, так как процесс обучения в этом случае становится процессом управления учебной математической деятельностью студентов.
Сегодня обучение учащихся знаниям и деятельности принимается в качестве одной из ведущих установок; в педагогическом процессе намечена прогрессивная тенденция реализации деятельностного подхода в обучении в школе и вузе. На основе деятельностного подхода разработана современная концепция обучения математике как обучение математическим знаниям и математической деятельности.
Сущность деятельностного подхода по Г. И. Саранцеву состоит в реализации деятельностной природы знаний. Он применяется в разных смыслах: 1) как составляющая методологической основы методики обучения математике; 2) как обучение способам деятельности; 3) как обучение различным действиям, адекватным содержанию обучения математике; 4) как учебная деятельность[3, с.16-17].
На основе этих результатов определены схемы, структура и алгоритмы проблемного обучения математической деятельности, разработаны системы задач и алгоритм конструирования задач для последовательного проведения учащегося через все аспекты математической деятельности, построена система и раскрыто содержание приемов учебной деятельности в контексте развивающего обучения, разработана методика обучения с ее использованием для реализации деятельностного подхода, раскрыта роль задач как средства проблемного обучения математической деятельности [1].
В настоящее время данная ориентация обучения отражена в Государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, где указано, что одним из компонентов общепредметного содержания образования являются общие учебные умения и навыки, обобщенные способы учебной деятельности.
Деятельность – процесс активности человека, характеризуемый предметом, потребностью и мотивом, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Учебная деятельность представляет собой деятельность студента, направленную на приобретение теоретических знаний о предмете изучения и общих приемах решения связанных с ним задач. Решение учебной задачи происходит посредством учебных действий контроля и оценки [2, с. 42-43].
Можно провести параллель между основными понятиями деятельностного подхода в методике преподавания математики и использованием новых информационных технологий в процессе обучения математике студентов ссузов, так как данные концепции имеют одно основание - ориентированность на деятельность студента (см. таблицу).
Таблица
|
Понятие |
Содержание понятия |
Использование НИТ в обучении |
учебная деятельность |
Потребность |
Изучение математики с целью развития, для изучения смежных дисциплин |
Прикладные программные средства способствуют развитию:
навыков исследовательской деятельности и решению задач смежных дисциплин |
Мотивы |
Внешние (социальные мотивы) |
Мотив накопления полезных жизненных навыков (умение в совершенстве владеть компьютером необходимо в любой современной профессии), мотив престижа (владение модными средствами коммуникации, обмена и поиска информации) |
|
Внутренние (познавательные мотивы) |
Повышают уровень мотивации к изучению математики за счет нетрадиционных форм организации занятий |
||
Полный цикл учебно-познавательной деятельности студента |
Конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий: |
|
|
1) восприятие |
Использование демонстрационных слайдов, технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности, графических возможностей пакетов математических систем |
||
2) осмысление |
Использование возможностей компьютерного моделирования, которое основывается на математической модели, лабораторного практикума, анимации |
||
3) запоминание |
Возможности систем гипермедиа, электронных учебников, тестовых оболочек |
||
4) применение |
Использование возможностей табличного процессора MS Excel, компьютерных математических пакетов |
||
5) обобщение и систематизация |
Технология CD ROM, дистанционный обучающий курс, медиатеки, электронные библиотеки |
||
Уровни учебно-познавательной деятельности студента |
Определяются степенью продвижения ученика по этапам полного цикла учебно-познавательной деятельности студента: 1) понимание – запоминание – воспроизведение; 2) применение усвоенного в стандартной ситуации; 3) применение обобщенных знаний в нестандартной ситуации. |
Применение специальных обучающе-контролирующих программ, позволяющих каждому студенту отработать алгоритм решения задач на заданиях различного уровня сложности |
|
Учебная задача |
Обобщенная цель |
Возможность качественно реализовать все этапы работы с задачей или теоремой за счет визуального представления каждого этапа и моделирования задачных ситуаций; решить большое количество расчетных задач профессионально значимых для студентов ссузов, с помощью специализированных математических систем и пакетов; |
|
Контроль и коррекция учебной деятельности |
Прослеживание хода учебной деятельности, своевременное влияние, обнаружение ошибок и внесение корректив |
Автоматизированное тестирование: тесты типа MCQ(вопрос с набором вариантов единственного возможного ответа), структурированные и адаптивные тесты CAT (заложена приспособляемость к возможностям испытуемого) |
|
Оценка |
Определение степени усвоения студентами знаниями, умениями и навыками, предъявляемыми к ним учебными программами |
Критериально-ориентировочные автоматизированные тесты, автоматизированные системы регистрации и анализа результатов тестирования |
Осуществляя деятельностный подход, мы организуем учебную работу так, чтобы студенты являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.
Анализ результатов исследования в области методики обучения показывает, что наиболее эффективной является методическая система обучения на основе НИТ, максимально реализующая деятельностный подход к обучению. На наш взгляд, получить высокие результаты в обучении математике студентов ссузов можно лишь, реализуя возможности информационных технологий обучения с учетом закономерностей учебной деятельности.
Обучение математике студентов с использованием новых информационных технологий позволяет ставить диагностируемые цели и корректировать учебный процесс, сделать процесс обучения результативным, управляемым, реализовать полный цикл учебной деятельности.
Литература
1. Байдак, В.А. Деятельностный подход в обучении математике: от концепции до внедрения http://www.omsk.edu/volume/2006/methodics/vestnik-omgpu-139.pdf
2. Оленькова, Т.В. Технологический подход к организации самостоятельной работы студентов педвуза (на примере изучения курса алгебры). Дисс. …канд. пед. наук.Саранск, 2005.- 174с.
3. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе. – М: Просвещение, 2002.- 224 с.
4. Шкодкина, Н.Н. Колледж как системообразующий элемент в системе непрерывного образования малого города // Среднее профессиональное образование. 2001, № 7, с. 46-47.