Взаимоотношения участников учебного процесса как определяющий фактор современного языкового образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Казарян, А. Г. Взаимоотношения участников учебного процесса как определяющий фактор современного языкового образования / А. Г. Казарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/archive/1/28/ (дата обращения: 16.11.2024).



При решении любых задач, как известно, происходит познание объекта или явления, описанного в них. Для того чтобы осмысленно подойти к процессу познания и формирования обобщенного представления о технологиях осуществления профессиональной направленности обучения, необходимо хотя бы в общем виде иметь представление об основах их организации, что, естественно требует изучения значительного «количества» педагогического опыта. Насколько возможно, обобщим имеющийся массив педагогических технологий и на его основе предложим свою технологию осуществления профессиональной направленности обучения.

Для обобщения опыта работы преподавателей  Университета методами опроса (анкетирования), наблюдения и беседы нами было проведено исследование используемых ими педагогических приемов в процессе обучения студентов.

Как выяснилось, большинство опрошенных имеют различные модели проведения занятий со студентами, однако, в  процессе обобщения результатов бесед и опроса  преподавателей были определены следующие особенности их деятельности с использованием тех или иных педагогических приемов:

I. Большинство преподавателей в своей практике достаточно широко используют технологию проблемного обучения.

Система используемых общих методов включает в себя: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый  и исследовательские методы.

Система бинарных методов - это информационно-репродуктивный, информационно-эвристический, упражнения и другие методы преподавания.

В целом можно говорить о  шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения преподавателями учебного материала и три вида организации ими самостоятельной учебной деятельности студентов: монологическом,  рассуждающем, диалогическом, эвристическом, исследовательском (и методе программированных заданий.

II. Преподавателями университета используются также следующие педагогические приемы:

1. Приводится историческая справка изучаемого вопроса или темы (формирование познавательного интереса в обучении и развитие познавательных способностей).

2. При ориентировке на запоминание используется следующие методы:

- стимулирования (за правильно решенную задачу, например, студент получает балл, общая сумма которых определяет возможность допуска к зачету);

- опорного сигнала (в частности можно указать на принцип использования наглядности).

3. Для развития у студентов восприятия учебного материала используется также принцип: от абстракции к реальности.

4. Продуктивен и такой педагогический прием, когда студент выступает в роли преподавателя. Некоторые педагоги дают задания провести часть занятия вместо себя с последующим методическим разбором. Данный прием позволяет заинтересовать студентов, привлечь к самостоятельной работе. Он прививает студентам чувство ответственности к освоению новых знаний (методик преподавания), выработке системы подготовки к занятиям, подбору литературы и т.п.

III. Некоторые преподаватели вводят в процесс обучения элементы компьютерных технологий, например, использование алгоритма связи решения задачи с  компьютером, проведение контроля.

IV. Преподаватели также используют межпредметные связи. В физике и математике существуют тесные связи между математическими дисциплинами (интегрирование, дифференцирование, ряды и т.д.), изучаемые в курсе физико-математического анализа, которые используется в различных областях математики: дифференциальных уравнениях, методах  вычисления, вариационном исчислении и т.д.

V. Важным компонентом профессионально-ориентированной подготовки при обучении студентов является использование принципа связи теории с практикой. Например, изучение таких тем, как уравнение теплопроводности, уравнение колебания струны, среднее квадратическое отклонение (исправленное среднее) – учет текучести  кадров на предприятии и других, имеющих практическое звучание, способствует утверждению в сознании у студентов значимости изучаемого предмета для практической деятельности.

VI. Интенсификации изучения предметов. В качестве примера можно привести то обстоятельство, когда в течении семестра со студентами проводится ряд контрольных работ каждая из которых содержит 10 задач, из которых, например, надо решить 5.  Студент, решивший все контрольные работы, автоматически получает зачет. Не решивший контрольные, не допускается к зачету.

VI. Важной особенностью преподавания в филиале Университета является то, что традиционные формы обучения в определенной степени затрудняют возможности осуществления дифференцированного обучения. В качестве варианта использования преподавателями элементов технологии личностно-ориентированного обучения можно указать на использование ими индивидуальных заданий на самостоятельную работу.

Таким образом, при обучении студентов в той или иной степени применяются элементы  8-9  из десятков известных педагогической практике технологий, что, безусловно, является определенным недостатком в технологическом обеспечении осуществления профессиональной направленности обучения студентов.

Таким образом, главной объективной трудностью низкого уровня сформированности профессиональной направленности, на наш взгляд, является отсутствие должного внимания преподавательского состава филиала Университета к профессионально-ориентированной подготовке, неудовлетворительное состояние руководства процессом формирования у них готовности к профессиональной деятельности.

Исходя из приведенных рассуждений нами предлагается следующая компонентная структура технологии осуществления профессиональной направленности обучения  (рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Рисунок 1. Структура технологии осуществления профессиональной

                                                            направленности обучения

Блок образовательный - в процессе его реализации осуществляется:

- адаптация студентов к условиям образовательной системы вуза (происходит выявление и корректировка имеющихся знаний, умений и навыков по изучаемым дисциплинам;

- осмысление и закрепление получаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков посредством обнаружения взаимосвязи между базовыми и получаемыми знаниями, умениями и навыками;

- понимание необходимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности и самосовершенствования (межпредметные связи, профессиональная направленность обучения).

Блок профессиональный - в процессе которого происходит:

- знакомство с будущей профессиональной деятельностью и повышение мотивация к получению глубоких и качественных знаний.

- получение глубоких фундаментальных знаний по математике и физике, как основы для воспитания конкурентоспособного специалиста.

- применение полученных знаний и умений в практике общеобразовательных, специальных дисциплин, а также в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Блок культурологический - в процессе которого:

- происходит знакомство студентов с личностью преподавателя и сопоставление на интуитивном уровне его культурологической грамотности со своим уровнем.

- определяется влияние личности преподавателя на культуру поведения, речи (устной и письменной) студентов, что проявляется, в основном, в их подражании преподавателю (манере говорить, делать выводы, обобщать).

- формируется желание выйти за рамки подражания и интерпретировать получаемую информацию на более высоком, качественном уровне.

Блок технологический - в процессе которого проводится:

-       анализ состояния методического обеспечения;

-       разработка учебно-методических комплексов, включая автоматизированные обучающие системы;

-       составление методики и выбор форм и методов управления развитием профессионально-направленным образованием будущего специалиста.

Блок обратной связи - в процессе которого осуществляется:

- постановка ряда целей развития профессионально-направленного образования, подразумевающих постановку таких целей как: эффективное развитие специального мышления будущего специалиста и его адаптацию в социокультурную образовательную среду;

- проектирование комплекса учебно-методических средств для достижения поставленной цели;

- внедрение комплекса учебно-методических средств в теорию и практику профессионально-ориентированного образования будущего специалиста.

Предлагаемая технология осуществления профессиональной направленности обучения, будет содействовать еще более интенсивному обеспечению процесса формирования профессиональной направленности у студентов при обучении различных дисциплин.

 

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии..-М.:Народное образование, 1998

2. Семкин А.В. Математическое моделирование как средство осуществления профессиональной направленности обучения математике в колледже технического профиля// Интеграцияобразования,2007.-№1


 

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная направленность обучения, будущий специалист, студент, III, будущая профессиональная деятельность, проблемное обучение, профессиональная деятельность, профессиональная направленность, самостоятельная работа, учебный материал.


Похожие статьи

Задать вопрос