К вопросу об использовании элементов проектной методики в обучении студентов неязыковых специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (1) декабрь 2008 г.

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Лапицкая, О. Р. К вопросу об использовании элементов проектной методики в обучении студентов неязыковых специальностей / О. Р. Лапицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2008. — № 1 (1). — С. 258-262. — URL: https://moluch.ru/archive/1/32/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наше общество постоянно претерпевает различные перемены, меняется человек, меняются жизненные требования, соответственно изменяются требования в воспитании и образовании. В связи с этим возникает постоянная необходимость совершенствования системы и практики образования. Личностно-ориентированный подход является важным моментом в современных подходах к обучению.

ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучаемого. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является формирование вторичной языковой личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самосовершенствоваться в рамках овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. [Соловова 2001:8] Эти понятия должен учитывать преподаватель в своей практике преподавания, а также внедрять и эффективно использовать новые педагогические технологии, каковой является проектная методика.

Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов в обучении ИЯ т.к. проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся. [Полат 2000:7]

Целью изложенного ниже исследования является обобщение положительного опыта использования элементов проектной методики в работе со студентами начальных курсов тепло-энергетического факультета, ТПУ. Объектом исследования является процесс обучения английскому языку студентов 2 курса ТЭФ, ТПУ. Предметом исследования является использование проектной методики (ее элементов) в системе учебных занятий в рамках коммуникативного модуля «Средства массовой информации».

 В качестве отправной точки данного исследования выдвигается следующая гипотеза. Применение элементов проектной методики в процессе обучения студентов ИЯ, помимо традиционных форм работы, обуславливает:

  •                    повышение внутренней мотивации студентов к более качественному овладению  ИЯ;
  •                    расширение словарного запаса и повышение уровня владения ИЯ;
  •                    развитие лингвострановедческой и межкультурной компетенции студентов;
  •                    формирование навыков организации самостоятельной работы студентов;
  •                    раскрытие индивидуальных особенностей студентов, что, в свою очередь, благотворно влияет на становление вторичной языковой личности;

Все выше перечисленные аспекты настоящего исследования ставят перед нами следующие задачи:

  •                    теоретически обосновать эффективность использования метода проектов  в процессе обучения ИЯ студентов неязыковых специальностей;
  •                    используя элементы проектной методики в учебном процессе, на примере конкретного проектного задания по модулю «Средства массовой информации», практически доказать целесообразность использования метода проектов при обучении ИЯ студентов младших курсов неязыковых специальностей ТПУ.

Мы обратились к следующим методам научного исследования:

  1.      Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме;
  2.      Беседа с преподавателями и студентами;
  3.      Наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов в процессе обучения ИЯ;
  4.      Анкетирование среди студентов и преподавателей;
  5.      Анализ опытно-экспериментального выполнения проектного задания в системе учебных занятий.

Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира, из-за рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.[Конышева 2003: 24]

Подбирая материал по теме проекта, студентам приходится работать с аутентичными материалами, что в данное время стало возможным благодаря наличию большого количества подобного материала в фондах библиотек и сети Интернет. Такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Таким образом, проект развивает лингвострановедческую компетенцию. Необходимым компонентом также является анкетирование, сбор информации, опрос и исследование, проводимые в родной стране, в родной социокультурной действительности с возможным последующим сравнением двух культур, следовательно, можно говорить о развитии социокультурной компетенции студентов в процессе выполнения проектной работы. При работе с аутентичными источниками студентам приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые образцы студенты должны употреблять в процессе презентации работы.

В процессе презентации результатов проектной работы могут и должны возникать дискуссии, дающие почву для практики неподготовленной или частично подготовленной диалогической речи. Это происходит благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе, без участия преподавателя; во-вторых, речевая деятельность студентов приобретает внутренний мотивированный характер, так как общение происходит на актуальную для студентов тему. В таком случае, очевидным становится тот факт, что первоочередной задачей преподавателя, курирующего выполнение проектных заданий, является формулировка тем исследовательских работ студентов.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к организации проектного задания.

  •                    направленность проекта на углубление знаний о культуре страны изучаемого языка;
  •                    развитие речевых умений студентов и усвоение ими определенного объема нового лексического и грамматического материала;
  •                    наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска ее решения;
  •                    практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов;
  •                    самостоятельная деятельность студентов, при координирующей роли преподавателя;
  •                    структурирование содержательной части проектов (с указанием поэтапных результатов).

Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения ИЯ с помощью проектной методики: принцип коммуникативности, ситуативной обусловленности, проблемности, соизучения языка и культуры, автономности.

Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:

1)                   Подготовительный:

  1.            представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
  2.           выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  3.            обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

2)                   Основной:

  1.            работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;
  2.           текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);

3)                   Заключительный:

  1.            защита проектов (презентация результатов);
  2.           оценка результатов, выявление новых проблем;

При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:

  1.                  Главная деятельность в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, информационно-ознакомительная.
  2.                  Предметно-содержательная область: монопроект или межпредметный проект (языковые монопроекты)
  3.                  Характер координации проектов: непосредственный (жесткий, гибкий) или скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)
  4.                  Характер контактов (среди участников одной группы, одного факультета, вуза, разных вузов города, региона, страны, разных стран мира).
  5.                  Количество участников проекта.
  6.                  Продолжительность выполнения проектов (краткосрочные – несколько уроков, средней продолжительности – от двух недель до месяца, долгосрочные – до нескольких месяцев)

Структура проекта включает в себя большинство типологических категорий: тип проекта, цели проекта, курс, семестр, уровень обученности группы, тема по программе, форма, координация, проектное задание, материалы, рекомендуемая продолжительность проекта, рекомендуемое количество участников, ход проекта, приложения. [Прохорец 2003:10]

Данная форма проектов приводится для того, чтобы преподавателям было легче на ее основе структурировать новые проекты, воплощая в практику собственные идеи на основе интересов какой-то конкретной группы студентов.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам преподаватель. Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности

Работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда студенты готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по модулю «Средства массовой информации» для студентов 2 курса ТЭФ, ТПУ:

В результате исследования теоретического материала по методу проектов, в собственной практике преподавания была разработана и апробирована система занятий с использованием элементов данного метода. Занятия проводились со студентами 2го курса, тепло-энергетического факультета, ТПУ в рамках модуля “Средства массовой информации”.

Студентам предлагался план работы над проектом, главная деятельность проекта – исследовательская, тема для исследования: “Viewing habits in the US (UK or Russia)”. Проектная работа основана на пройденном материале, была  нацелена на расширение и обогащение языковых и речевых знаний и умений студентов по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.

Студентам было предложено сравнить, какие телепрограммы смотрят в России и в Британии. Для поиска информации было предложено обратиться к поисковым системам Интернета (также были даны ссылки на конкретные ресурсы, посвященные вопросу исследования), где студенты собирали данные и формировали полученные данные в таблицы, схемы в которых сравнивали различные результаты. Результаты своих исследований студенты представляли в форме слайдов, презентация была оформлена в формате Microsoft Power Point. Заключительным этапом проектной работы была презентация проектов – исследований.

При подготовке занятий с использованием проектной методики мы классифицировали нашу работу следующим образом:

Тема проекта: “Viewing habits in the US (the UK or Russia)

Тип проекта: исследовательский

Цель проекта: Формирование лингвострановедческой компетенции.

Цель потребовала решения следующих задач:

1. Обогатить, совершенствовать языковые и речевые навыки, знания и умения студентов в рамках сквозной темы (“Средства массовой информации”).

3. Познакомить студентов с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.

4. Познакомить студентов со способами организации презентации итогов исследования.

Продолжительность проведения: 2 недели

Возраст: студенты 2-го курса

Оборудование и оформление: стандартное задание для исследования, примеры презентаций проектов, презентации студентов, раздаточный материал (рабочие листы) для текущей работы.

Заключение

В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики мы пришли к выводу, что проектная методика  является эффективной инновационной технологией. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. ИЯ при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.

Однако в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Скорее всего, это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью преподавателей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны студентов: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей. В своей работе мы применяем элементы проектной методики, что помогает реализовать цели и задачи, которые мы ставим в организации процесса обучения студентов.

 

Список использованной литературы:

  1.                  Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – Минск, 2003
  2.                  Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка – М:, 2003 -96 с.
  3.                  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10
  4.                  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
  5.                  Прохорец Е.К., М.В. Плеханова, И.Н. Хмелидзе. Основы проектной работы на занятиях по немецкому языку в техническом вузе – Томск, 2003 – 112 с.
  6.                  Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.
  7.                  Fried-Booth Diana L. Project Work New edition / Diana L. Fried-Booth / – Oxford University Press, 2000.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): проектная методика, проектная работа, студент, массовая информация, проект, процесс обучения, проектное задание, иностранный язык, Метод проектов, проектная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос