Наше общество постоянно претерпевает различные перемены, меняется человек, меняются жизненные требования, соответственно изменяются требования в воспитании и образовании. В связи с этим возникает постоянная необходимость совершенствования системы и практики образования. Личностно-ориентированный подход является важным моментом в современных подходах к обучению.
ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления обучаемого. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является формирование вторичной языковой личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самосовершенствоваться в рамках овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. [Соловова 2001:8] Эти понятия должен учитывать преподаватель в своей практике преподавания, а также внедрять и эффективно использовать новые педагогические технологии, каковой является проектная методика.
Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов в обучении ИЯ т.к. проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании. Проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся. [Полат 2000:7]
Целью изложенного ниже исследования является обобщение положительного опыта использования элементов проектной методики в работе со студентами начальных курсов тепло-энергетического факультета, ТПУ. Объектом исследования является процесс обучения английскому языку студентов 2 курса ТЭФ, ТПУ. Предметом исследования является использование проектной методики (ее элементов) в системе учебных занятий в рамках коммуникативного модуля «Средства массовой информации».
В качестве отправной точки данного исследования выдвигается следующая гипотеза. Применение элементов проектной методики в процессе обучения студентов ИЯ, помимо традиционных форм работы, обуславливает:
- повышение внутренней мотивации студентов к более качественному овладению ИЯ;
- расширение словарного запаса и повышение уровня владения ИЯ;
- развитие лингвострановедческой и межкультурной компетенции студентов;
- формирование навыков организации самостоятельной работы студентов;
- раскрытие индивидуальных особенностей студентов, что, в свою очередь, благотворно влияет на становление вторичной языковой личности;
Все выше перечисленные аспекты настоящего исследования ставят перед нами следующие задачи:
- теоретически обосновать эффективность использования метода проектов в процессе обучения ИЯ студентов неязыковых специальностей;
- используя элементы проектной методики в учебном процессе, на примере конкретного проектного задания по модулю «Средства массовой информации», практически доказать целесообразность использования метода проектов при обучении ИЯ студентов младших курсов неязыковых специальностей ТПУ.
Мы обратились к следующим методам научного исследования:
- Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-теоретической литературы по данной проблеме;
- Беседа с преподавателями и студентами;
- Наблюдение за деятельностью преподавателей и студентов в процессе обучения ИЯ;
- Анкетирование среди студентов и преподавателей;
- Анализ опытно-экспериментального выполнения проектного задания в системе учебных занятий.
Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира, из-за рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - и в настоящее привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.[Конышева 2003: 24]
Подбирая материал по теме проекта, студентам приходится работать с аутентичными материалами, что в данное время стало возможным благодаря наличию большого количества подобного материала в фондах библиотек и сети Интернет. Такие материалы содержат большой лингвострановедческий потенциал. Таким образом, проект развивает лингвострановедческую компетенцию. Необходимым компонентом также является анкетирование, сбор информации, опрос и исследование, проводимые в родной стране, в родной социокультурной действительности с возможным последующим сравнением двух культур, следовательно, можно говорить о развитии социокультурной компетенции студентов в процессе выполнения проектной работы. При работе с аутентичными источниками студентам приходится много читать, пополняя свой пассивный лексический запас, часть которого затем переходит в активный, так как некоторые новые слова и речевые образцы студенты должны употреблять в процессе презентации работы.
В процессе презентации результатов проектной работы могут и должны возникать дискуссии, дающие почву для практики неподготовленной или частично подготовленной диалогической речи. Это происходит благодаря тому, что, во-первых, проект делается в группе, без участия преподавателя; во-вторых, речевая деятельность студентов приобретает внутренний мотивированный характер, так как общение происходит на актуальную для студентов тему. В таком случае, очевидным становится тот факт, что первоочередной задачей преподавателя, курирующего выполнение проектных заданий, является формулировка тем исследовательских работ студентов.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые к организации проектного задания.
- направленность проекта на углубление знаний о культуре страны изучаемого языка;
- развитие речевых умений студентов и усвоение ими определенного объема нового лексического и грамматического материала;
- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска ее решения;
- практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность студентов, при координирующей роли преподавателя;
- структурирование содержательной части проектов (с указанием поэтапных результатов).
Ведущие принципы, реализуемые в ходе обучения ИЯ с помощью проектной методики: принцип коммуникативности, ситуативной обусловленности, проблемности, соизучения языка и культуры, автономности.
Организация работы по проекту предполагает следующие этапы:
1) Подготовительный:
- представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
- выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
- обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
2) Основной:
- работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;
- текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);
3) Заключительный:
- защита проектов (презентация результатов);
- оценка результатов, выявление новых проблем;
При организации проектной деятельности, структурировании выполнения проекта необходимо учитывать, что проекты могут быть различными, обладая определенными типологическими признаками:
- Главная деятельность в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, информационно-ознакомительная.
- Предметно-содержательная область: монопроект или межпредметный проект (языковые монопроекты)
- Характер координации проектов: непосредственный (жесткий, гибкий) или скрытый (неявный, имитирующий участника проекта)
- Характер контактов (среди участников одной группы, одного факультета, вуза, разных вузов города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность выполнения проектов (краткосрочные – несколько уроков, средней продолжительности – от двух недель до месяца, долгосрочные – до нескольких месяцев)
Структура проекта включает в себя большинство типологических категорий: тип проекта, цели проекта, курс, семестр, уровень обученности группы, тема по программе, форма, координация, проектное задание, материалы, рекомендуемая продолжительность проекта, рекомендуемое количество участников, ход проекта, приложения. [Прохорец 2003:10]
Данная форма проектов приводится для того, чтобы преподавателям было легче на ее основе структурировать новые проекты, воплощая в практику собственные идеи на основе интересов какой-то конкретной группы студентов.
Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам преподаватель. Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Не все преподаватели умеют или хотят отказаться от функции лидера и стать консультантом-координатором, то есть предоставить своим обучаемым реальную автономию и возможность проявления инициативы и самостоятельности
Работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда студенты готовы или способны осуществить проектную деятельность на ИЯ: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по модулю «Средства массовой информации» для студентов 2 курса ТЭФ, ТПУ:
В результате исследования теоретического материала по методу проектов, в собственной практике преподавания была разработана и апробирована система занятий с использованием элементов данного метода. Занятия проводились со студентами 2го курса, тепло-энергетического факультета, ТПУ в рамках модуля “Средства массовой информации”.
Студентам предлагался план работы над проектом, главная деятельность проекта – исследовательская, тема для исследования: “Viewing habits in the US (UK or Russia)”. Проектная работа основана на пройденном материале, была нацелена на расширение и обогащение языковых и речевых знаний и умений студентов по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.
Студентам было предложено сравнить, какие телепрограммы смотрят в России и в Британии. Для поиска информации было предложено обратиться к поисковым системам Интернета (также были даны ссылки на конкретные ресурсы, посвященные вопросу исследования), где студенты собирали данные и формировали полученные данные в таблицы, схемы в которых сравнивали различные результаты. Результаты своих исследований студенты представляли в форме слайдов, презентация была оформлена в формате Microsoft Power Point. Заключительным этапом проектной работы была презентация проектов – исследований.
При подготовке занятий с использованием проектной методики мы классифицировали нашу работу следующим образом:
Тема проекта: “Viewing habits in the US (the UK or Russia)
Тип проекта: исследовательский
Цель проекта: Формирование лингвострановедческой компетенции.
Цель потребовала решения следующих задач:
1. Обогатить, совершенствовать языковые и речевые навыки, знания и умения студентов в рамках сквозной темы (“Средства массовой информации”).
3. Познакомить студентов с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.
4. Познакомить студентов со способами организации презентации итогов исследования.
Продолжительность проведения: 2 недели
Возраст: студенты 2-го курса
Оборудование и оформление: стандартное задание для исследования, примеры презентаций проектов, презентации студентов, раздаточный материал (рабочие листы) для текущей работы.
Заключение
В результате проведенного исследования по проблеме использования проектной методики мы пришли к выводу, что проектная методика является эффективной инновационной технологией. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. ИЯ при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.
Однако в большинстве своем использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Скорее всего, это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью преподавателей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны студентов: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей. В своей работе мы применяем элементы проектной методики, что помогает реализовать цели и задачи, которые мы ставим в организации процесса обучения студентов.
Список использованной литературы:
- Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку – Минск, 2003
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка – М:, 2003 -96 с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.
- Прохорец Е.К., М.В. Плеханова, И.Н. Хмелидзе. Основы проектной работы на занятиях по немецкому языку в техническом вузе – Томск, 2003 – 112 с.
- Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учетом современных тенденций обновления содержания образования / Е.М. Соловова // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 8-11.
- Fried-Booth Diana L. Project Work New edition / Diana L. Fried-Booth / – Oxford University Press, 2000.