Современная педагогика нуждается в разработке научно-практических подходов, которые должны стать основой теории, ориентированной на приоритетность общечеловеческих ценностей, на создание в сфере образования психолого-педагогических условий формирования личности. В то же время отмечается ограниченность знаний, объясняющих особенности процесса формирования системы ценностей человека: с одной стороны, на его ценностный выбор оказывают влияние социально значимые ценности, с другой стороны, человек всегда стоит перед выбором: какая из существующих возможностей достойна реализации, а какая необходима. При интерпретации подобных ситуаций педагоги и психологи указывают на “способность человека как существа, наделенного сознанием, хотеть одного, осознавать другое, говорить третье, поступать еще как-то иначе”.
Тем не менее, существует мнение, что при решении различных педагогических проблем необходимо учитывать, какое влияние оказывают социальные ценности и нормы на ценностно-нормативное сознание личности.
Итак, имеется противоречие между потребностью в создании психолого-педагогических условий формирования ценностного выбора личности и ограниченностью знания о представлениях личности, какая из ценностей достойна реализации под влиянием ценностно-нормативной системы образования, какая – в соответствии с мнением личности, какая нуждается в реализации как необходимая в ее жизни. Проблема исследования в данной статье состоит в выявлении социального влияния ценностно-нормативной системы образования на формирование ценностных представлений личности. Для того чтобы определить это влияние, следует разделить социальное и индивидуальное в ценностных представлениях студентов. Данное разделение обеспечивает дифференцированный подход. Иными словами, в ходе социально-психологического исследования и формирующего эксперимента представления студентов о ценности как социальной установке, представления о ценности как личностном мнении, представления о ценности как личностной потребности будут рассматриваться отдельно друг от друга.
По мнению специалистов, в современной педагогической системе высшего образования не учитывается весь спектр интересов студентов, то есть она не способствует раскрытию резервных возможностей личности: резервные возможности личности не используются или используются минимально. Причина кроется, как выяснилось из результатов анализа анкет, в отсутствии творческой атмосферы на занятиях и самостоятельности в решении проблем, что позволило педагогам-психологам сделать вывод: только в условиях насыщения содержания учебного материала творческими ситуациями происходит переход учебной деятельности студентов в учебно-творческую.
Чаще всего общение педагога со студентами начинается с ценностной установки на познание, развитие, творчество. Поэтому по каждому курсу выделим студентов, которые адекватно воспринимают социальную установку на приоритет ценностей: “познание”, “развитие”, “творчество” и отмечают при этом идентичные указанной социальной установке мнение и потребность. Данный показатель не может быть получен из анализа среднеранговых значений, поэтому в данном разделе в качестве критерия рассмотрен суммарный показатель по шести первым местам (т.е. процент респондентов, указавших ранги ценности с первого по шестой, что в принятой нами классификации соответствует доминирующему положению ценности).
Рассмотрим табл. 1а, 1б, где приведены все три модели личности, сформированные на основе данных опросов студентов с 1-го по 5-й курсы.
Таблица 1а
Модели личности по курсам
Курс |
Модель личности |
Значимо |
Незначимо |
1
|
Идеальная |
Образованность, воспитанность, ответственность |
Чуткость, жизнерадостность, высокие запросы |
Возможная |
Жизнерадостность, воспитанность, образованность |
Чуткость, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
Реальная |
Образованность, воспитанность, твердая воля |
Чуткость, широта взглядов, непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
2
|
Идеальная |
Образованность, воспитанность, исполнительность |
Высокие запросы, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам в себе и других |
Возможная |
Образованность, честность, воспитанность |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, терпимость |
|
Реальная |
Образованность, независимость, рационализм |
Высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, широта взглядов |
|
3
|
Идеальная |
Образованность, воспитанность, ответственность |
Чуткость, жизнерадостность, высокие запросы |
Возможная |
Образованность, воспитанность, честность |
Высокие запросы, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
Реальная |
Образованность, независимость, самоконтроль |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, терпимость |
|
4 |
Идеальная |
Образованность, воспитанность, ответственность |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, жизнерадостность, высокие запросы |
Возможная |
Образованность, воспитанность, ответственность |
Терпимость, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы |
|
Реальная |
Образованность, независимость, воспитанность |
Широта взглядов, непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость |
|
5 |
Идеальная |
Образованность, аккуратность, ответственность
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость |
Возможная |
Образованность, воспитанность, эффективность в делах |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость |
|
Реальная |
Образованность, независимость, эффективность в делах |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, терпимость |
Таблица 1б
Модели личности по всей выборке студентов технического вуза
Курс |
Модель личности |
Значимо |
Незначимо |
1-5
|
Идеальная |
Образованность, воспитанность, ответственность |
Высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, жизнерадостность |
Возможная |
Образованность, воспитанность, независимость |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость |
|
Реальная |
Образованность, независимость, ответственность |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость |
|
1-5 юноши
|
Идеальная |
Образованность, воспитанность, ответственность |
Жизнерадостность, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы |
Возможная |
Образованность, воспитанность, независимость |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, терпимость |
|
Реальная |
Образованность, независимость, ответственность |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, чуткость |
|
1-5 девушки |
Идеальная |
Образованность, ответственность, воспитанность |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, жизнерадостность |
Возможная |
Образованность, воспитанность, независимость |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность |
|
Реальная |
Образованность, твердая воля, независимость |
Непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, исполнительность |
Проведенное исследование показывает возможность одновременного сосуществования рассмотренных видов ценностных представлений, которые могут совпадать и противостоять друг другу по своей значимости. Разумеется, мы не говорим о строгой закономерности, а лишь констатируем выявленные тенденции.
1. Полная реализация социальной установки определяется идентичностью социальной и личностной позиции в отношении ценности одного наименования. В проведенном исследовании отмечено наличие предпосылок полной реализации установки: для студентов-первокурсников в отношении ценностей ”здоровье”, “интересная работа”, “развитие”, “красота природы и искусства” и для студентов 4-го курса, студентов всей выборки, юношей всей выборки в отношении ценности “интересная работа”.
2. Конкретизация социальной установки (ее ассимиляция и фиксация) определяется идентичностью социальной позиции и одной из составляющих личностной позиции: в случае ассимиляции – идентичностью с мнением, в случае фиксации – идентичностью с потребностью личности. Предпосылки конкретизации социальной установки отмечены в отношении жизненных ценностей-целей. Для студентов это – здоровье, интересная работа, развитие, счастливая семейная жизнь.
3. Личностная позиция определяется идентичностью мнения и потребности субъекта. Личностная позиция студентов представлена в виде различных комбинаций ценностей. Чаще указывались: здоровье, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, ценности межличностного общения, интеллектуальные ценности и значительно реже – продуктивная жизнь, свобода, уверенность в себе.
4. Сравнительный анализ ценностных представлений в отношении познания, развития и творчества выявил: а) у студентов 1–5 курсов – расхождение между числом студентов, принявших социальную установку в отношении значимости познания, развития и творчества и числом студентов с реальной потребностью в этих ценностях; б) начиная с 3-го курса, у студентов отмечено повышение потребности в одной (двух) ценности (ценностях), которое могло сопровождаться снижением потребности в другой, связанной с учебной деятельностью ценностью; так например, у студентов 3-го курса по сравнению со студентами 1-го и 2-го курсов отмечено повышение потребности в познании и творчестве и снижение потребности в развитии; у студентов 4-го курса по сравнению со студентами 3-го курса – повышение потребности студентов в духовном и физическом развитии; у студентов 5-го курса по сравнению со студентами 4-го курса – повышение потребности в духовном и физическом развитии; в) у студентов 5-го курса – адекватное восприятие социальной установки в отношении приоритетной значимости ценности “творчество”.
5. Для терминальных и инструментальных ценностей отмечена достаточно сильно выраженная корреляционная зависимость между ценностью-мнением и ценностью-потребностью в отношении ценности одного наименования. Менее выраженная зависимость – между ценностью-социальной установкой и ценностью-мнением, ценностью-социальной установкой и ценностью-потребностью.
6. В “идеальной”, “возможной” и “реальной” моделях личности выявлена значимость таких качеств, как образованность, воспитанность, что является и отражением традиционно значимых для образовательной системы ценностей, и личностным мнением респондентов, и их практической потребностью в отношении этих ценностей.
Полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности:
– выявленная тенденция к повышению потребности в духовном и физическом развитии у студентов 4–5 курсов по сравнению со студентами 1–3 курсов (см. 4-й пункт) может быть учтена при разработке программы гуманитарного образования студентов технического вуза;
– адекватное восприятие значимой социальной установки в отношении ценностей-средств у студентов всех курсов (см. 6-й пункт) может быть учтено при разработке методики формирования качеств характера.
Подробнее остановимся на результатах, изложенных в 6-м пункте: выявлена незначимость для студентов ценностей – “широта взглядов”, “терпимость”, “чуткость”. Cравнение “идеальной”, “возможной” и “реальной” моделей личности показали, что социальная установка ориентирует молодежь на развитие образованности, воспитанности, ответственности, и это находит отражение в личностной позиции студентов (в процессе социализации происходит превращение социальных требований в автономные стимулы поведения личности).
Современный человек, расширяя сферу своего взаимодействия с другими людьми, должен обладать соответствующим уровнем понимания и принятия индивидуальной неповторимости других людей, иметь представление о реальном Я-образе, обладать способностью к саморегуляции и самовоспитанию. По мнению специалистов, это является условием благоприятного состояния общественного сознания. Поэтому есть смысл говорить о психологической культуре современных студентов как условии качества жизни в обществе.
Дифференцированный подход к ценностным представлениям, примененный в данной научной статье, позволяет в целях научно-педагогического анализа разделить ценностные представления студентов технического вуза на представление о ценности как социальной установке, представление о ценности как мнении и представление о ценности как потребности. В результате сопоставления этих представлений были определены в отношении отдельных ценностей: а) тенденция полной реализации социальной установки, которая выражается в том, что мнение и потребность адекватны социальной установке; б) конкретизация социальной установки, которая выражается в том, что или мнение, или потребность становится адекватной социальной установке; в) личностная позиция, которая выражается в совпадении мнения и потребности. Полученные данные показывают продуктивность предложенного подхода в педагогическом смысле, так как оказалось возможным определение тенденции частичного или полного социального влияния в отношении одних ценностей и отсутствие тенденции этого влияния в отношении других ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. – М.: Наука, 1994.
- Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995.
- Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Междунар. пед. акад., 1995.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.
- Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей //Психол. журн. – 1996.
- Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания //Педагогика. – 1996.
- Франкл В. Человек в поисках смысла /Пер. с англ. и нем. – М.: Прогресс, 1990.