Россия в постановке целей образования руководствуется, как и любая другая страна, следующими принципами:
- принципом соответствия мировым тенденциям в науке и образовании;
- принципом соответствия потребностям российского общества с учетом национального и культурного своеобразия страны.
С учетом политической и социально-экономической нестабильности российских условий в процессе педагогического проектирования модели менеджера в России должен быть учтен комплекс личностных и профессиональных требований к руководителю, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка менеджеров в России. Нами были выявлены следующие проблемы, ставшие одной из причин неэффективной профессиональной деятельности менеджеров в России.
Первая проблема - недостаточное владение психологией межличностного общения, формированием эффективных коммуникаций (коммуникативная функция менеджера), вследствие недостаточности практико-ориентированного подхода, стимуляции активности обучающихся в процессе подготовки, что отражается в неэффективности результатов важного вида деятельности руководителя-управления персоналом.
Менеджеры в России в рамках очерченной проблемы недостаточно владеют теорией и практикой конфликтологии и часто не могут найти выход из конфликтных ситуаций, что противоречит требованию к руководителю - быть предельно объективным независимо от своих симпатий. Неумение общаться и контактировать с подчиненными является причиной неумения влиять на людей, вследствие чего менеджер не может добиться от них выполнения обязательств либо изменить их решения; неумение руководить коллективом на уровне современных требований (быть лидером), часто являются причиной нехватки практической способности добиваться результатов с помощью усилий других сотрудников (что, по сути, является целью эффективного менеджмента); низкая способность формировать коллектив - это причина неспособности или нежелания помочь группам сотрудников в их развитии и совершенствовании, неумение вести деловые переговоры также является следствием недостаточного владения коммуникативной функцией менеджера.
Вторая проблема - недостаточный уровень владения управленческими умениями (организационная, аналитическая, прогностическая, контролирующая функции менеджера), вследствие недостаточности практико-ориентированного подхода в подготовке, интеграции вузов, науки и производства, организации периодических курсов повышения квалификации с обзором инновационных технологий, проблемности, стимулирования творческой активности в процессе подготовки[6].
Рассмотреть вопрос заимствования перспективных элементов зарубежного опыта, которые целесообразно использовать в российской системе подготовки менеджеров можно на нескольких уровнях. Первый уровень - структурная организация системы подготовки.
Для решения проблемы преемственности и системности подготовки особое внимание следует уделить вопросу непрерывности профессиональной подготовки менеджеров в России. Только непрерывная подготовка и самоподготовка без отрыва от производства может дать плоды. Она не может ограничиваться проведенными собеседованиями. Выводы, не сопровождающиеся практической деятельностью, бесплодны, так как наглядные примеры более поучительны, чем слова. Преподаватель, перед которым поставлена задача обучать менеджеров, должен быть "демонстратором" провозглашаемых им методов. Ему недостаточно быть красноречивым, он должен служить живым примером, которому подражали бы обучаемые.
В целом, система подготовки менеджеров и повышения их квалификации должна включать в себя три взаимосвязанных уровня обучения, уровень базовой подготовки, уровень должностной подготовки (специализация), уровень повышения квалификации. В России же на данный момент интенсивно развивается лишь первый уровень. Здесь предлагается опыт США по созданию профессиональных обществ, которые включают менеджеров - практиков, преподавателей и студентов, заинтересованных в развитии профессии менеджера и совершенствовании процесса подготовки специалистов в области управления. В каждом профессиональном обществе имеется специальный комитет по образованию. В профессиональных журналах обсуждаются современные и перспективные задачи подготовки специалистов в области менеджмента, и пропагандируется передовой опыт вузов в организации учебного процесса. Общества также организуют курсы повышения квалификации для руководителей, проводят конференции, заняты научно- исследовательской деятельностью в области управления.
Для решения проблемы интеграции образования, науки и профессиональной деятельности на организационном уровне в РФ также предлагается установить более тесную связь между обучающей структурой и производством, что является положительной стороной подготовки менеджеров в Германии. В настоящее время практикуется такая форма обучения, отражающая связь с производством, как практика на предприятии (ежегодная технологическая, аналитическая, управленческая, преддипломная по годам обучения).
Рекомендуется развитие сети "технопарков" (Германия) с целью совместной реализации исследовательских проектов промышленности и университетов, а также расширить диапазон сфер деятельности учебных научно-промышленных комплексов в области подготовки и повышения квалификации менеджеров, которые дополняют друг друга, необходимые для ее осуществления (различные семинары, обеспечение учебного процесса, консультации, развитие персонала фирм, организационное развитие).
Необходимо подчеркнуть особую важность практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке менеджеров в РФ, т. к, именно применяя свои знания на практике можно сделать выводы о качестве подготовки, научиться самостоятельно принимать решения, приобрести определенные деловые качества, необходимые каждому менеджеру. К сожалению, в Россия такая форма подготовки зачастую носит формальный характер. Это происходит из-за того, что фирмы не согласны брать к себе на 3 месяца человека, обучать его всем тонкостям работы, часто раскрывая коммерческую тайну. Для того чтобы фирмы согласились взять на практику такого студента, необходимо, чтобы фирма была уверена в его квалификации благодаря знаниям, данным в учебном заведении, а также намеревалась, в случае успешного прохождения практики, взять его к себе на работу.
Подобный уровень квалификации трудно дать в государственном учебном заведении, так как подготовка специалистов для коммерческих предприятий не является основной целью государственных вузов. Они осуществляют подготовку специалистов в большинстве своей для государственных органов власти и управления и государственных предприятий.
Кроме того, организация такой специальной подготовки требует затрат средств, большого количества специализированной техники, тесного контакта между учебным заведением и коммерческими фирмами, предоставляющими информацию о деятельности фирм и возможность прохождения обучающимся практики в их подразделениях. Для решения данной проблемы возможно использование опыта США (case-studies) , где больше внимания уделяется изучению опыта фирм и организаций - положительного и отрицательного — для изучения бизнеса путем анализа и обобщения накопленного опыта.
Это возможно только в том случае, когда студент помимо базовых теоретических курсов получает возможность прослушать по своему направлению серию хорошо подобранных спецкурсов, которые бы раскрывали ему практические принципы и технологию работы по данной специализации. Здесь предлагается ввести в процесс подготовки новый для России "синдикатный метод" (Англия) - объединение процесса получение знаний с практиком решения конкретных проблем управления [8]. Суть метода состоит в том, что весь поток слушателей разбивается на группы (синдикаты) по 11 человек в каждой, целью которых является выработка решения по конкретной проблеме. Процесс обучения в группе проходит под руководством прикрепленного к ней преподавателя колледжа. Вся работа по методу "синдиката" построена так, чтобы звания, получаемые в ходе занятий, сразу же применялись слушателями на практике, При этом решение конкретных проблем стоит на первом месте, а лекции и консультация носят обслуживающий характер.
Следующий вопрос, предлагаемый к рассмотрению и рекомендуемый к внедрению в российских условиях - на уровне организационных: форм и методов подготовки менеджеров.
Объективное требование повышения научного уровня преподавания и совершенствования методики обучения менеджеров является сегодня в России важнейшей задачей. Все большее распространение в настоящее время получает следующая точка зрения: методика подготовки и повышения квалификации с большей эффективностью, чем раньше, должна быть направлена на оказание помощи менеджерам в их практической работе.
Как известно, в настоящее время в России основной формой повышения квалификации является периодическое обучение, на курсах со средней продолжительностью обучения от одного до трех месяцев. Однако комплексная подготовка менеджеров в столь сжатые сроки оказывается не всегда возможной [5]. В данном вопросе предлагается учитывать и необходимость организации повторного обучения специалистов в области менеджмента, ранее обучавшихся в системе повышения квалификации. В связи с этим особое значение имеет задача организации целевой, соответственно тематической специализации подготовки. Другими словами, проведение тематических семинаров по вопросам новых, современных тенденций в менеджменте и путей решения реально существующих проблем на курсах повышения квалификации.
Следует также отметить, что курсы повышения квалификации специалистов в области менеджмента все еще остаются достаточно редким для Россия явлением. В связи с этим предлагается создавать подобную организационную форму обучения при вузах и проводить ее если не в обязательном, то в обязывающем порядке с целью повышения качества знаний, умений и навыков специалистов, а значит, и качества управления. Целесообразно проведение аттестации специалистов в области менеджмента раз в два года с условием обязательного прохождения курсов повышения квалификации.
В то же время, примерно в 100 странах мира в вузах сочетаются периоды теоретического и производственного обучения - кооперированное обучение, которое в различных формах рекомендуется к более широкому применению в России. В одних случаях период пребывания студентов на производстве называется стажировкой, в других - программой профессиональной практики, специализацией, обучением на основе опыта, практической школой, чередующимся обучением.
Как известно, основные формы подготовки менеджеров в США, Германии, Англии и России сходны. Это - лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, конференции, дискуссии, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, метод мозговых атак, производственная практика [1].
Практика показывает, что ни один из методов обучения ни за рубежом, ни в России не стал доминирующим. Хотя следует отметить, что в России приверженность традиционным методам подачи материала остается и по сей день. В связи с этим с этим хотелось бы подчеркнуть особую значимость в РФ именно активных методов обучения в такой области приобретения знаний, умений и навыков как менеджмент.
Здесь можно привести пример, приемлемый для российской системы подготовки, из американской практики обучения менеджеров, где используется метод «лейбор-афиша», в чем-то схожий с тематическим семинаром. Этот метод активно применяется в США в последнее время, как на уровне базовой подготовки, так и на уровне повышения квалификации. Суть его состоит в следующем: перед началом занятия на доске вывешивается плакат, на котором написано только одно слово – лейбор-афиша. Студенты подходят и сами записывают темы, проблемы, задачи, вопросы, имеющие практическую направленность. Далее в студенческой группе разворачивается дискуссия, направленная на решение этих конкретных задач.
Еще одни из новых активных методов обучения, применяемый в Англии – «Quake» -то же название, как л в одноименной компьютерной игре, даже похожий, по сути [8]. Здесь также предполагается самостоятельная работа студентов, когда один из них начинает игру, задавая практическую задачу или вопрос любому из присутствующих студентов. В случае правильного ответа тот зарабатывает очки, пересчитываемые в баллы, необходимые для последующей аттестации. В случае же неправильного ответа ход переходит к любому из желающих ответить студентов. А если таковых нет, в процесс включается преподаватель, направляя студентов к правильному ответу.
Несмотря на эффективность некоторых форы обучения за рубежом, по различным причинам они не могут быть адаптированы в российской системе образования, по крайней мере на данный период времени. Это касается выбора формы собственного обучения слушателями, как практикуется в Германии, либо выбора из общего количества курсов только тех, которые они хотели бы посещать, так как это потребует коренной перестройки на структурном, законодательном и содержательном уровнях, что нежелательно в сложившихся в России условиях
Поскольку речь идет о профессиональной подготовке менеджеров, знания в отдельных областях специальных наук должны быть интегрированы в единую систему знаний об управлении. Это означает, что преподавание учебных дисциплин в России должно вестись в управленческом аспекте. Имеется в виду преподавание таких курсов как история управления, социология управления, психологи» управления и других, так или иначе ориентированных на достижение точек соприкосновения преподаваемой дисциплины с менеджментом.
Из этого вытекает следующая задача, стоящая перед процессом отбора содержания образования для подготовки специалистов в области менеджмента в России - необходимость введения специализации управленческих дисциплин, разделения их при подготовке специалистов в одном из видов управления, которых существует большое количество. Такие дисциплины как финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, рекламный менеджмент, производственный менеджмент, бизнес-менеджмент и т.д.[5].
Таким образом, перспективным для российской системы подготовки специалистов в области менеджмента был бы, по-нашему мнению такой баланс ее организационных форм, при котором сохранялись бы положительные стороны американского опыта (многообразие организационных структур, их конкурентоспособность, насыщенность), более широко внедрялся бы английский практико-ориентированный подход и учитывалась эффективность немецкой системы подготовки и повышения квалификации менеджеров в плане создания и сотрудничества ряда организаций, курирующих и дополняющих систему вузовского и послевузовского образования менеджеров.
В заключение можно сделать вывод о том, что российская система подготовки менеджеров открыта инновациям и способна эффективно использовать опыт США, Германии и Англии, однако сохраняя при этом наиболее эффективные стороны собственного опыта, а именно фундаментальность и системность подготовки в противоположность стихийности американских я английских программ, гибкость и подвижность в отборе содержания в противоположность жесткому планированию немецких программ.
Библиографический список
- Государство и образование: опыт стран Запада (сборник обзоров). М.,1992. 144с.
- Курдюмова И.М. Подготовка кадров управления образованием за рубежом /И.М. Курдюмова // Педагогика.2002.№ 3.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение,1983.192с.
- Толковый словарь по управлению. / Под ред.В.В. Познякова. М.:Изд-во Аланс,1994.252с.
- Уланов В. Российская школа в европейском контексте/ В. Уланов //Директор школы.1996.№ 3.
- Управление- это наука и искусство: Сборник. / Сост. Г.Л. Подвойский. М.:Республика, 1992. 349с.
- Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования / К.М. Ушаков. М.: Сентябрь, 1997. 176с.
- Шишов С.Е. Основы инспектирования школ Англии / С.Е. Шишов, В.А. Кальней // Директор школы. 1999. № 5.