В современных условиях хозяйствования пользователи отчетной информации различны, цели их конкретны, а нередко и противоположны. Классификация пользователей бухгалтерской отчетности может быть выполнена различными способами. Однако, как правило, выделяют две их укрупненные группы:
- пользователи, внешние по отношению к конкретному предприятию (конкуренты, партнеры, специализированные государственные учреждения, поставщики и покупатели, кредитные учреждения, зарубежные инвесторы) опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия;
- сами предприятия (точнее их управляющий персонал) и бухгалтеры;
- пользователи внутренние, т.е. непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия.
В соответствии с этим принято выделять два вида финансового анализа:
- внутренний
- внешний.
Внутренний анализ проводится работниками предприятия (например, финансовыми менеджерами) и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума прибыли и исключение банкротства. Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия важны для внутренних пользователей в качестве исходной информации для принятия различного рода экономических решений.
Основное содержание внутреннего финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например, такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутреннего управленческого анализа есть возможность углубления анализа финансового состояния за счет привлечения данных управленческого производственного учета. Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, контроле их реализации, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
Внутренний анализ финансового состояния является реальным средством коммуникации, благодаря которому:
- руководители получают представление о месте своего предприятия в среде аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятия решений по самым разнообразным вопросам управления предприятием;
- внутренние аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок в отчетности предприятия;
- аналитики определяют направления финансового анализа.
Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами, инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности). Его цель - установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Внешний анализ имеет ряд особенностей, которые определяются, прежде всего, различиями между пользователями информации о деятельности предприятия:
- множественность субъектов анализа - пользователей информации о деятельности предприятия;
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
- ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Хотя внешние пользователи непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, в соответствии с заключенными договорами должны защищать интересы внутренних пользователей информации:
- аудиторские службы проверяют соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;
- консультанты по финансовым вопросам используют отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно вложения капиталов в конкретное предприятие;
- биржи ценных бумаг оценивают информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих предприятий, принимают решение о приостановке деятельности какого-либо предприятия, оценивают необходимость изменения методов учета и состояния отчетности;
- законодательные органы нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики, разработки и реализации общегосударственной политики и ведения статистического наблюдения;
- юристы нуждаются в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;
- пресса и информационные агентства используют отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденции развития отдельных предприятий и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
- торгово-промышленные ассоциации используют отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа, оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
- профсоюзы заинтересованы в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и выполнения условий трудовых соглашений, оценки тенденций развития данной отрасли, к которой относится исследуемое предприятие.
Всех пользователей отчетности можно разделить па несколько партнерских групп и в соответствии с их интересами определить объект анализа финансового состояния (табл. 1).
Основные партнерские группы заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого в прямой зависимости находится их благополучие. В группу инвесторов входят как не посредственно вкладчики средств в финансово-хозяйственную деятельность предприятия, так и его собственники, руководители и персонал, т.е. все лица, интересующиеся величиной полученной прибыли. Поставщики и клиенты - это типы пользователей, связанные с предприятием договорными отношениями с различных сторон. Кредиторы - хотя и имеют некоторое сходство с инвесторами (т.е, являются вкладчиками денежных средств), но их, в отличие от инвесторов, интересует только стабильность выплаченных по кредиту процентов, или способность предприятия расплатиться со своими обязательствами.
Таблица 1.
Определение объекта анализа финансовой деятельности в соответствии с интересами всех категорий пользователей.
Пользователи |
Вклад в деятельность предприятия |
Преимущества |
Объект финансового анализа |
Собственники |
Собственный капитал |
Дивиденды |
Финансовые результаты и финансовая устойчивость |
Инвесторы |
Заемный капитал |
Проценты на вложенный капитал |
Кредитоспособность |
Руководители |
Профессионализм и умение руководить |
Оплата труда и участие в прибыли |
Все стороны деятельности предприятия |
Персонал |
Приведение в действие средств и предметов труда |
Заработная плата, социальный пакет |
Финансовые результаты |
Поставщики |
Обеспечение непрерывности и эффективности производственного процесс |
Договорная цена |
Платежеспособность |
Покупатели |
Реализация продукции |
Договорная цена |
Финансовые результаты |
Налоговые органы |
Услуги общества |
Своевременная и полная уплата налогов |
Финансовые результаты |
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ относительных показателей рентабельности;
- анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
- анализ эффективности использования заемного капитала;
- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
От итогов анализа этих характеристик зависит качество принимаемых пользователями решений: о вложении средств; поставки или приобретения продукции (работ, услуг), устанавливающих финансово-хозяйственные связи между предприятием и его партнерами.