По данным Международной организации по миграции, в 2005 году в мире насчитывалось 191 миллион мигрантов. Они составляют 3 % населения Земли. Денежные переводы трудовых мигрантов на родину превысили в 2005 году 233 млрд. долл. Количество незаконных мигрантов колеблется от 30 до 40 миллионов человек, т.е. от 15 до 20 % всего количества мигрантов в мире*. В 1970 году мигранты составляли более 10 % населения в 48 странах, а в 2000 году количество таких стран выросло до 70. В некоторых странах мигранты составляют весьма значительную часть населения: в Кувейте — до 50 %, в Австралии — 25 %, в Канаде — 19 % и т.д. [1]. Все эти данные свидетельствуют о том, что проблема миграции в современных условиях становится одной из важнейших как для внутренней, так и для внешней политики многих стран мира. Данное положение в полной мере касается и стран СНГ, в первую очередь России.
Зарубежные страны, встречаясь с теми или иными проблемами регулирования миграционных процессов, находят решения, которые соответствуют их национальным интересам. Какие-то из этих решений могут соответствовать, а могут и противоречить интересам России и других стран СНГ. Анализ зарубежного опыта может способствовать более ясному видению общих черт миграционных процессов и специфических особенностей, проявляющихся на постсоветском пространстве. Рассмотрим три наиболее важных в концептуальном плане аспекта миграционной политики зарубежных стран.
Причины, плюсы и минусы миграции.
В соответствии с наиболее распространенными в настоящее время подходами к проблеме миграции она может давать ощутимые выгоды странам, принимающим мигрантов, странам их происхождения и самим мигрантам. Поэтому одним из подходов к миграции является борьба за трудовых мигрантов как за дешевый ресурс, который может эффективно использоваться для укрепления собственной экономики. Одновременно миграция может иметь очень серьезные политические и социально-экономические последствия прежде всего (но не только) для принимающих стран. Нередко встречающееся противопоставление экономического и политического (в том числе безопасности) аспектов вряд ли можно считать обоснованным. Это противоречие возникает в случаях неумелой работы в сфере миграции (например, в случае отсутствия координации деятельности органов власти, занимающихся различными направлениями работы с мигрантами).
В докладе Глобальной комиссии по международной миграции [2] указываются три основные движущие силы миграции, в основе которых лежат различия в сферах, обозначаемых как "три D" (от англ. development, demography and democracy — развитие, демография и демократия). Во-первых, это разрыв между высоко- и слаборазвитыми странами в социально-экономическом развитии. Разрыв между ними по показателю ВВП на душу населения увеличился с 41 раза в 197S году до 66 раз сегодня. Уровень безработицы составляет: в странах Ближнего Востока и Северной Африки 12,2 %, в африканских странах, расположенных ниже Сахары, — 10,9 %, в развитых странах — 6,6 %.
Во-вторых, существенна разница между двумя группами стран в демографическом аспекте. По данным ООН, уровень рождаемости составляет: 1,4 на одну женщину в Европе, 2,5 — в Латинской Америке, 3,8 — в арабских странах и 5,4 — в Африке. Разница в продолжительности жизни также весьма существенна: в странах с низким уровнем доходов она составляет 58 лет, а в развитых странах — 78 лет. В демографическом плане следует также отметить старение населения в развитых странах, нехватку рабочей силы в них. Соотношение работающих и неработающих в странах с высоким уровнем доходов, прежде всего в Европе, на данный момент равно 1, но при сохранении нынешних тенденций к 2025 году на 100 работающих будет 111 иждивенцев.
В-третьих, существенны и политические различия между стабильными, предсказуемыми государственными системами в развитых странах и вулканообразными состояниями многих государств "третьего мира". В результате этого и других причин политического характера наблюдается массовый исход из нестабильных зон в более благоприятные места проживания. Например, в английском городе Манчестере работает больше врачей из Малави, чем в самом государстве Малави. Во время так называемой революции тюльпанов в Киргизии весной 2005 года в связи с нестабильной обстановкой очередь в консульский отдел посольства России в Бишкеке выросла в несколько раз.
Разница в социально-экономических условиях наглядно прослеживается и на постсоветском пространстве. О существенной разнице в уровнях социально-экономического развития стран СНГ свидетельствуют данные ООН о человеческом развитии (см. табл.).
Таблица
Индекс человеческого развития-2006 в СНГ (по данным за 2004 г.)
Страна |
ИЧР-2006 |
Средняя продолжительность жизни (лет) |
Грамотность населения (%) |
ВВП на душу населения (ППС, $) |
Россия |
65 |
65,2 |
99,4 |
9902 |
Белоруссия |
67 |
68,2 |
99,6 |
6970 |
Украина |
77 |
66,1 |
99,4 |
6394 |
Казахстан |
79 |
63,4 |
99,5 |
7440 |
Армения |
80 |
71,6 |
99,4 |
4101 |
Грузия |
97 |
70,6 |
100 |
2844 |
Азербайджан |
99 |
67,0 |
98,8 |
4153 |
Туркменистан |
105 |
62,5 |
98,8 |
4584 |
Киргизия |
110 |
67,1 |
98,7 |
1935 |
Узбекистан |
113 |
66,6 |
|
1869 |
Молдавия |
114 |
68,1 |
98,4 |
1729 |
Таджикистан |
122 |
63,7 |
99,5 |
1202 |
Источник: Программа развития ООН
Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает, что в индексе есть долгоиграющий элемент — уровень образованности населения (это заслуга еще СССР). То же самое касается и уровня продолжительности жизни. А вот показатель ВВП на душу населения по ППС гораздо более мобильный.
По данным Всемирного банка, сегодня ВВП на душу населения по официальному обменному курсу в России составляет 4460 долл., а в Казахстане — 2930 долл. Однако по паритету покупательной способности разница душевого ВВП между Россией и Казахстаном менее заметна: 10 897 долл. в России и 8515 долл. в Казахстане. При сохранении нынешней динамики ВВП в обеих странах через несколько лет Казахстан догонит и перегонит Россию. Это обстоятельство может серьезно повлиять на направления трудовой миграции, особенно в регионе Центральной Азии. Можно предположить, что в борьбе за дешевые трудовые ресурсы центральноазиатских стран СНГ благодаря этим обстоятельствам, а также близости менталитетов Казахстан будет более конкурентоспособен по сравнению с Россией.
Рост деловой активности непосредственно связан с другой причиной миграции - массовой безработицей в ряде стран Содружества. В наиболее динамично развивающихся странах безработица уменьшается, эти государства даже начинают испытывать нехватку квалифицированных кадров. Официальные данные стран ближнего зарубежья о состоянии рынка труда серьезно отличаются от реального состояния дел, однако, если судить по масштабам и географической направленности миграции, в ближайшие годы следует ожидать продолжения притока трудовых мигрантов из стран СНГ в Россию.
Миграционная политика является важной составляющей внутренней и внешней политики государств, в которых мигранты составляют значительную часть. Так, в феврале 2005 года была разработана и представлена парламенту стратегия миграционной политики Великобритании [3]. Суть этой политики отражена уже в названии документа "Контроль за нашими границами: сделать так, чтобы миграция работала на Великобританию". Стратегия основывается на трех принципах. Во-первых, она показывает, как нужно обеспечить контроль за соблюдением законодательства о миграции, чтобы им невозможно было злоупотреблять. Во-вторых, стратегия обеспечивает положение, при котором Великобритания получает выгоды от приезжающих в страну людей, которые много работают и способствуют росту ее благосостояния. Наконец, стратегия дает ответы на сложные проблемы миграционной политики для обеспечения британских интересов. Значительное внимание в стратегии уделяется борьбе с нелегальной миграцией. Привлечение трудовых мигрантов будет основываться на балльной системе, при которой наиболее вероятным будет привлечение в страну специалистов дефицитных специальностей. Для Великобритании такими специальностями являются врачи, инженеры, финансовые эксперты, медсестры и учителя. Система трудовой миграции будет состоять из четырех уровней — мигранты с высокой квалификацией, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также студенты и специалисты.
За счет мигрантов в зарубежных странах решаются не только проблемы наполнения рынка труда, но и демографические проблемы. В ряде стран демографический рост обеспечивается в значительной степени за счет мигрантов. Чаще всего трудовая и миграционная проблемы соседствуют друг с другом. Например, в документе о миграционной политике в Ирландии говорится, что рост населения страны более чем наполовину обеспечен мигрантами [4]. После принятого в 2004 году решения об открытии своего рынка труда Ирландия привлекла значительное количество мобильной и образованной рабочей силы.
Большое внимание в зарубежных странах обращается на интеграцию мигрантов. Так, ирландцы считают, что одним из важнейших факторов успеха в миграционной политике является направленность на долгосрочную интеграцию мигрантов в экономическую, социальную, культурную и политическую жизнь страны. Во Франции 24 июля 2006 года принят новый закон об иммиграции и интеграции. Проведен ряд других мероприятий в этом направлении: созданы Высший совет по интеграции, государственное агентство по приему и интеграции иностранных граждан, с 2002 года ведется активная работа по интеграции и борьбе с нелегальной миграцией. Закон ставит условием пребывания во Франции овладение ее языком и уважение к ее порядкам, предусматривает преимущества в получении вида на жительство для тех, кто владеет определенными профессиями или же может быть полезен для страны.
Наиболее важной законодательной основой в отношении мигрантов являются базовые декларации и конвенции по правам человека. К ним можно отнести Всеоб-щую декларацию прав человека и семь конвенций ООН, закрепляющих выражен-ные в Декларации права (Международная конвенция о запрете всех форм расовой дискриминации, Конвенция о запрещении всех форм дискриминации женщин и др.) В 1990 году была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Однако к настоящему моменту ратифицировали ее только 34 государства исключительно из группы развивающихся стран, которые дают основной приток мигрантов или через которые проходит их транзит. Из стран СНГ ее ратифицировали Азербайджан, Киргизия и Таджикистан.
Проведенный упомянутой выше Глобальной комиссией анализ законодательства в области миграционной политики показал, что оно относительно неплохо разработано в отношении защиты беженцев, запрета торговли людьми и некоторых других аспектов. Однако в большинстве других проблем законодательство отстает от происходящих в мире изменений. Это касается, в частности, вопросов двойного гражданства и др. Комиссия рекомендовала государствам, международным и региональным организациям изучить возможность достижения договоренностей и соглашений по вопросам, которые пока не урегулированы в законодательным порядке.
Имея в виду указанные выше трудности с разработкой законодательства о мигрантах в различных странах, Международная организация по миграции инициировала создание базы данных законодательства по проблемам миграции [5]. База содержит правовые нормы и инструменты, которые используются для регулирования процессов миграции на мировом, региональном и национальном уровнях. Она постоянно обновляется и включает в себя соответствующие международные конвенции, региональные и двусторонние договоры и соглашения, международные и региональные резолюции и декларации, а также национальное законодательство.
В базе возможен поиск законодательных актов по ряду категорий, среди которых: двусторонние соглашения по вопросам трудовой миграции, консульская защита и помощь, задержание, депортация, дискриминация, расизм и ксенофобия, выдворение из страны, экстрадиция, интеграция мигрантов в стране проживания и т. д.
Нелегальная миграция
Вопросы миграции в большинстве стран мира непосредственно связывают с проблемами обеспечения безопасности. Следует отметить, что во многих странах миграция привела к укреплению безопасности за счет того, что снизился уровень бедности, стало меньше безработных и благодаря этому снизилось политическое напряжение в обществе. Вместе с тем в отдельных развитых странах среди коренного населения появились страхи в отношении колоний иностранцев (своеобразные "чайна-тауны"), которые обладают совсем другими культурными традициями и не поддаются интеграции в местные сообщества.
Определенное беспокойство по этому поводу существует и в России. В сентябре 2006 года в Архангельске состоялось выездное заседание Национального антитеррористического комитета. Его председатель Н. Патрушев в своем выступлении обратил внимание на террористический потенциал незаконной миграции. По его мнению, важно разобраться в причинах сложившейся ситуации, когда естественной средой функционирования национальных групп в России часто оказывается "преступное сообщество" [6].
Такая постановка вопроса вполне обоснованна, особенно в отношении незаконной миграции. По данным ОЭСР, из 56 миллионов мигрантов, находящихся в Европе, от 10 до 15 миллионов находятся там нелегально. В США через Мексику ежегодно пробираются до полумиллиона нелегальных мигрантов. Поэтому американцы решили построить заградительную стену вдоль Рио-Гранде. Однако специалисты высказывают сомнения относительно эффективности этой меры, поскольку решение проблемы нелегальной миграции должно иметь системный характер.
Страны мира принимают различные меры по борьбе с нелегальной миграцией. Так, англичане проводят дополнительную проверку подлинности документов на авиалиниях, по которым в страну поступает основной поток иммигрантов. В 2004 году было проведено 1600 операций правоохранительных органов по выявлению нелегальных мигрантов, что составляет рост в 360 % по сравнению с предыдущим годом. Установлен штраф в размере 2000 фунтов за каждого нелегального трудового мигранта с предпринимателей, которые используют их в своей деятельности. Планируется, что вскоре будет введен порядок, по которому у иностранцев, обращающихся за визой, будут брать отпечатки пальцев и заносить их в электронную базу данных для возможного использования в правоохранительной деятельности.
Госсекретарь правительства Испании по вопросам иммиграции M.К. Руми отметила следующие меры, которые ее страна принимает с целью борьбы с незаконной миграцией: "С одной стороны, мы пытаемся усилить охрану нашего побережья, а с другой — повысить уровень двустороннего сотрудничества со странами, откуда этот поток иммигрантов, собственно, и исходит. К тому же данный вопрос должен стать предметом обсуждения на многонациональных форумах [7]. В Плане действий ЕС - Молдова предусмотрен целый ряд мер по решению проблем, касающихся миграции. Например, для определения пропорций законной и незаконной миграции, мониторинга и учета миграционного движения должен быть налажен обмен информацией, а также создана база данных для исследования потока миграции в, через и из Молдовы. Планируется приведение внутреннего законодательства в соответствие со стандартами ЕС, чтобы заключить нелегальную миграцию в правовое поле. Рассматривается возможность приглашения Республики Молдова для участия (или наблюдения) в мероприятиях, организованных в рамках программ ЕС по миграции (ARGO, AENEAS).
Рассмотренные вопросы позволяют сделать вывод о том, что в зарубежных странах имеется довольно богатый опыт регулирования миграционных процессов. Необходимо творчески осмыслить его и использовать в выстраивании взвешенной миграционной политики России.
Литература
[1]Cм.:официальный сайт Международной организации по миграции в Интернете по адресу http://www.jom.int/jahia/page254.html
[2] См.: Global Economic Prospects. Economic Implications of Remittances and Migration / The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. Washington, DC. 2006.
[3] См.: Controlling our borders: Making migration work for Britain. Five year strategy for asylum and immigration. Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department, by Command of Her Majesty. February 2005.
[4]См.: Migration Policy. Published by the National Economic and Social Council. September 2006.
[5] См.: официальный сайт организации в Интернете по адресу http://www.iml.iom.int/
[6] Эксперт, 2006, 22 сентября
[7] Российская газета, 2006, 18 октября.