В периоде становления характера подростка типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. Период подросткового кризиса на фоне гормонального дисбаланса, перестройки организма, изменения социально-психологических характеристик происходит заострение характера подростков, что придает аффективным расстройствам особую окраску. Различные патологические симптомы в этом периоде имеют специфическую динамику, связанную с ускорением и искажением протекания психических процессов. Аффективные нарушения также могут иметь атипичные черты в виде слабой выраженности, «незаметности», стертости симптомов. Вместо подавленного настроения и жалоб на «тоску» возникают сомато-неврологические симптомы (головокружения, боли в сердце и других частях тела) и отклонения в поведении. [1] Эти характерологические особенности, проявляющиеся в подростком возрасте, А. Е. Личко назвал «переходящими подростковыми акцентуациями характера». [2]
С взрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера». Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера». Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, миpoвoззрение и т.д. В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера — явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально - патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.
Динамика акцентуаций характера может идти по двум путям: акцентуация может быть проходящей, несущей транзитивный характер. Второй путь динамических изменений при акцентуациях характера подразумевает его стойкие изменения. Этот путь может быть нескольких видов:
1. Переход явной акцентуации в скрытую. При взрослении и под влиянием накопленного жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются или компенсируются.
2. Формирование на почве акцентуации характера психопатического развития под действием неблагоприятных условий среды. В этих случаях динамические изменения выходят за рамки вариантов нормы.
3. Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их возрастной динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с первоначальным типа, причем черты нового типа могут делаться доминирующими. В некоторых случаях акцентуации характера являются необходимым модулятором человеческой деятельности, позволяющим преодолевать препятствия и трудности, не замечая иногда помехи отвлеченно – эстетического свойства. В то же время излишняя конформность и слепое подчинение «нормам» могут стеснять человека в выборе решения и мешать ему в достижении цели. [3]
За счет индивидуально-психологических особенностей, таких как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально - волевой и эмоционально - коммутативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадаптации. Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психических травм. Являясь крайними вариантами нормы акцентуации характера, выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения.
Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может стать отклоняющееся поведение. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий подросток – правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом. Часто подростки не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы «отцов и детей», которая проявляется в нестабильности положения подростка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах. Поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком).
Таким образом, у многих подростков наблюдаются «акцентуации характера», при которых заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющегося поведения. Акцентуации у некоторых подростков могут усиливаться из-за недостаточного эффективного развития интеллекта и способности к рефлексии.
Список литературы:
1. Боев И.В.. Пограничная аномальная личность. – Ставрополь, изд. СГУ., 1999
2. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999
3. Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая хащита: направления и методы: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2008. – 2312с. С.57 – 58
4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей подростков: Распознавание, лечение, профилактика. – М.: «Когито-Центр», 2006. – 181с. С. 27