В статье раскрываются основные подходы к заочному обучению как особой подсистемы образования взрослых. Определяются проблемы его организации в условиях техникума, реализующего обучение без отрыва о производства.
В современном мире растет значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества (не только экономики, но и общества в целом), обеспечивающего главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны. Образование становится открытой для общества сферой деятельности, необходимой для развития его человеческого потенциала. «Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе» [9].
Однако, общепризнан и тот факт, что образование в России как культурно-социальный институт переживает кризис, являющийся отражением глобального цивилизационного кризиса. Преодоление кризиса связывается в конечном итоге с «поворотом к человеку» во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере образования. Ориентация на человека в образовании выступает как процесс, соответствующий демократизации и гуманизации всей жизни общества, но вместе с тем нуждающийся в осуществлении на уровне государственной политики «гуманистической конверсии образования», постепенного отказа образовательной системы от жесткой ориентации на обслуживание потребностей государства в ущерб интересам главного субъекта образовательного процесса – формирующейся личности.
Сегодня, как никогда прежде, профессиональное образование должно быть направлено на формирование менталитета людей как хозяев своей судьбы, в том числе владельцев, распорядителей основной своей собственностью – образованностью и профессиональной компетентностью. «Грубо говоря, мы нуждаемся в ином типе человека, способном жить в непрерывно изменяющемся мире» [А. Маслоу, 4]. В подготовке такого специалиста особая роль отводится учреждениям среднего профессионального образования (в частности, техникумам, реализующим образовательные программы без отрыва от производства).
Достижение уровня среднего профессионального образования стало сегодня социальной нормой, необходимым условием социализации личности, «точкой отсчета» в общественной оценке и самооценке социальных групп и индивидов [Л.Н. Лесохина, 3]. В настоящее время увеличение роли среднего профессионального образования связано с удовлетворением потребностей личности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах, а также становлением духовых идеалов молодежи, оказанием ей помощи в самоопределении, самовоспитании, нравственном совершенствовании, освоении социального опыта, и, в конечном счете, с решением задач всеобщей профессионализации общества.
Считается, что среднее профессиональное образование в современных условиях рыночной экономики страны должно и способно обеспечить подготовку специалистов, готовых эффективно функционировать в сложившейся ситуации социально-экономического развития общества, проявляя определенный уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности.
Но для того, чтобы получить надежный экономический, научно-технический, социальный и воспитательный эффект при минимальном отвлечении трудовых ресурсов из трудовой сферы, необходимо эффективное развитие и совершенствование системы подготовки кадров без отрыва от производства. Неслучайно дальнейшее развитие регионального аспекта деятельности среднего профессионального образования в Иркутской области, традиционно выполняющего широкий спектр функций культурно-просветительской и профессионально-образовательной направленности, связывается с подготовкой кадров по заочной форме обучения, являющейся открытой и доступной для получения профессионального образования без отрыва от производства.
Следует отметить, что в условиях перемен эта образовательная подсистема активно перестраивается, сообразуя поиски содержания и форм образования, востребованных людьми различного возраста, опыта и доступных им, с продуктивными тенденциями развития современного общества. В настоящее время подготовка специалистов среднего звена по программам заочного обучения вносит значительный вклад в обеспечение экономических отраслей квалифицированными кадрами.
«Столь существенная и возрастающая значимость образования взрослых объясняется переменами, происходящими в обществе, динамикой жизни и одновременно возрастающей в период перемен уязвимостью человека. В этих условиях образование становится условием выживания и самозащиты и одновременно компонентом жизни, позволяющим человеку подняться над повседневностью» [8]. В период сегодняшних перемен, особенно в России, именно образование взрослых берет на себя особую нагрузку в преодолении острых социальных и психологических противоречий, в согласовании ценностей различных слоев общества, возрастных когорт и т.п. Оно актуализирует рефлексию взрослых по отношению к их месту в позитивных процессах общественного развития. Образование, поддерживающее поиск взрослым человеком новых смыслов и ценностей – это «возвышающее личность образование» [6].
Включение взрослого человека в процесс получения профессионального образования – одна из предпосылок его выживания в современном мире; процесс социального «обслуживания» познания. Это целенаправленная, систематическая познавательная деятельность, необходимая для мобильного и эффективного решения задач, возникающих на разных этапах жизнедеятельности и социально-значимых для достижения своей жизненной комфортности, для удовлетворения своих потребностей не только в целях совершенствования своего образовательного уровня, но и, если необходимо, получения другой специальности. Это процесс осознанного, целенаправленного, рефлексивно обоснованного стремления к новому, более высокому уровню духовности и профессионального мастерства, к обретению профессиональной независимости, развитию профессиональной индивидуальности и способности к конструктивно-критическому отношению к себе (С.Я. Батышев, Г.С. Вершловский, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Е.А. Соколовская, Т.В. Шадрина и др.).
Выпускник техникума, получивший образование без отрыва от производства, – специалист более зрелый, уже имеющий опыт трудового общения в коллективе; приобретающий знания в процессе обучения целенаправленно, с учетом их практической значимости; владеющий определенными навыками самостоятельного умственного труда, столь необходимыми на всех этапах трудовой деятельности.
В процессе получения образования без отрыва от производства происходит личностно-профессиональный рост обучающегося, который предполагает поступательное движение «вверх» с опорой на внутренние источники саморазвития в ситуации осмысления и выбора собственных личностных и профессиональных позиций [Н.А. Переломова, 7]. Показателями этого роста являются расширение границ знаний, преодоление затруднений путем рефлекторного самоопределения, обогащение личности новыми способами видения ситуации, новыми рациональными средствами самоорганизации в профессионально-значимых ситуациях, приобретение внутреннего единства и ощущения собственной идентичности после преодоления очередного «кризиса» [Н.Р. Битянова, 1].
Возможность получения образования по заочной форме обучения открывает для личности возможность интеграции образования в профессиональную деятельность. В самом предмете профессиональной деятельности человека содержится необходимость образования как способа своего рода замены индивидуального опыта опытом, накопленным предшествующими поколениями.
М.И. Махмутов, характеризуя особенности обучения взрослых, отмечает, что, «...они связывают цели учения со своими практическими потребностями, жизненными планами и перспективами в соответствии со своим социальным и профессиональным становлением» [М.И. Махмутов, 5]. По мнению Л.Н. Лесохиной, специфика образования взрослых заключается в том, что его «ориентирующие смыслы» не усваиваются непосредственно как сумма готовых знаний, а подвергаются основательной личностной переработке. Законы, по которым это происходит, и есть главное «таинство» воздействия образования на профессиональную практику человека. Если профессиональная деятельность обеспечивает «истинное бытие», то образование обеспечивает «способ бытия» [Л.Н. Лесохина, 3].
На основе анализа современной педагогической и социально-психологической литературы можно выделить следующие ведущие компоненты, составляющие существо процесса профессиональной подготовки и социализации взрослых, осуществляемых в процессе получения профессионального образования без отрыва от производства, и одновременно ее результат [8]:
– активное усвоение профессиональных знаний и умений как основа совершенствования профессионального мастерства и одновременно как условие профессиональной мобильности;
– развитие качеств, достаточно универсальных и автономных («экстрафункциональных»), среди которых особое место занимает способность к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми. (По мере социально-экономического развития общества значимость комплекса экстрафункциональных знаний, умений и личностных качеств в структуре профессиональной деятельности будет возрастать);
– формирование чувства социальной значимости в избранных профессиональных ролях как выражение внутреннего отношения человека к ним, как отражение характера самоопределения личности в профессии и одновременно осознание ее общественной пользы.
Эффекты образовательной деятельности взрослого человека – как результаты взаимодействия с новым для него опытом – проявляются в виде новых личностных установок, позиций, стратегий мышления, отношений, новых качеств осуществления жизнедеятельности, осознания своей причастности к происходящим в обществе изменениям и др. В процессе получения профессионального образования взрослый человек переосмысливает свой путь, проявляя при этом свою автономию и определенный уровень социальной зрелости. По существу взрослым он делает себя сам. Он сам творит свой профессиональный и социальный статус, становясь субъектом своей жизнедеятельности. Интегральным показателем позитивной профессиональной подготовки и социализации личности выступает чувство уверенности в своих профессиональных возможностях и в тоже время неуспокоенности (Э. Эриксон) – стремление к постоянному профессиональному самосовершенствованию, максимальной компетентности.
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы выпуск специалистов, обучающихся по заочной форме, не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Это объясняется как объективными, так и субъективными факторами. Данная форма обучения стала массовой, заочник «помолодел» (если еще 15-20 лет назад заочно в большинстве своем обучались люди 30-50 лет, то теперь возраст заочников в основном – 17-30 лет). При этом не все обучающиеся заочно ставят своей целью по окончании техникума работать техниками, мастерами, однако они хотят приобрести знания по технологии производства, экономике отрасли, стремятся овладеть основами производственных процессов, наукой управления и организации. При такой самоустановке процесс обучения представляется им желательным, но не обязательным, а объем знаний и умений и требования, предъявляемые к ним, – завышенными для его профессии. Это порождает стремление к овладению минимумом знаний [2].
Немалые трудности в заочном образовании создаются из-за низкого уровня общеобразовательной подготовки обучающихся (например, по математике, физике, химии и др.) и отсутствия у них навыков организации самообразования. Зачастую оказывается непосильным заочное обучение для закончивших вечернюю школу: срок обучения большой, слабо сформированы навыки самостоятельного умственного труда. Проучившись более двух лет, такие студенты прекращают обучение, так и не получив образования.
Следующая проблема связана со спецификой организации обучения студентов, не имеющих возможность (в силу разных обстоятельств) выехать за пределы территории проживания, и как следствие с построением обучения по месту проживания обучающихся и компоновкой групп.
Требуют также решения вопросы, связанные с наиболее эффективным использованием реального учебного времени, поскольку периоды сессий несут основную учебную нагрузку по систематизации и обобщению теоретического материала, выполнению лабораторных и практических работ, реализации всех видов контроля за учебной деятельностью обучающихся, по установке на дальнейшую самостоятельную работу.
К дидактическим проблемам относятся: низкий уровень методического обеспечения из-за неполного использования имеющихся в техникуме средств обучения; недостаточная реализация руководящей роли педагога как организатора познавательной деятельности обучающихся в межсессионный период; неполное информационное обеспечение, снижающее качество знаний, приобретаемых в процессе самостоятельной работы.
Поэтому проблемы управления образовательным учреждением, реализующим заочную форму обучения, на наш взгляд, должны быть связаны с решением таких задач как:
– определение приоритетных направлений подготовки специалистов с учетом ориентации на рынок труда и специфику развития региона;
– создание материально-технических условий, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов;
– формирование соответствующей организационно-педагогической структуры и принципов управления учебно-воспитательным процессом;
– создание условий для непрерывного профессионального роста кадров, организации различных форм повышения квалификации и переподготовки;
– совершенствование программно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, развитие современных образовательных технологий;
– координация деятельности между образовательными учреждениями и производственными организациями, включенными в образовательный процесс;
– создание на базе техникума инновационных структур, связанных с разработкой и внедрением современных подходов к организации управления образовательным процессом.
Без эффективного решения этих задач образовательному учреждению, осуществляющему заочное обучении, невозможно обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования в подготовке кадровых работников.
Литература
1. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Флинта, 1998. – 48 с.
2. Громкова М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях. – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с.
3. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей…/ Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. – 274 с. – С.13.
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. – 425 с. – С. 61.
5. Махмутов М.И. Об исследованиях по профессионально-технической подготовке //Сов. педагогика. 1982. №2. С. 47-51.
6. Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. – СПб.: ИОВ РАО, 2002.-188 с. – С.36.
7. Переломова Н.А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: Монография. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2001. – 176 с.
8. Социализация взрослых. / С.А. Башарина, Л.В. Бродянская, С.Г. Вершловский и др. – СПб: Спец-Лит, 2002. – 272 с. – С.5-6.
9. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы