Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 2334 раза

Библиографическое описание:

Бедова, Е. В. Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности / Е. В. Бедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/10/709/ (дата обращения: 16.11.2024).

Внешнеторговая деятельность (далее - ВТД) в современных условиях является важной составной частью российской экономики. Государственные органы, коммерческие предприятия и организации, связанные с оказанием содействия  развитию внешнеторговой деятельности образуют инфраструктуру внешнеторговой деятельности. Исторически сложившийся невысокий инфраструктурный уровень развития внешней торговли определяет целый спектр проблем, затрудняющих эффективное развитие  торгового сотрудничества с зарубежными странами.

Для успешного развития внешней торговли необходимо исследование  совокупности компонентов инфраструктуры ВТД, их связей друг с другом, свойств и функционирования с целью максимального использования ее возможностей и резервов. В настоящей работе рассматривается возможность использования одного из общенаучных методов методологического обеспечения науки - системного метода, содержащего огромный научный потенциал, для решения вопросов развития инфраструктуры ВТД.

С философской точки зрения под методом любой науки понимается система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания [1,218]. Возникновение системного метода связано с именем известного биолога Л. фон Берталанфи, который сформулировал принципы исследования живых объектов как открытых систем, то есть совокупностей взаимосвязанных элементов, находящихся в процессе непрерывного обмена с внешней средой.

Впоследствии системный метод стал использоваться во многих  областях науки и практики, стал разрабатываться на философско-методологическом уровне как общенаучная теория с универсальным применением.

Главной категорией системных исследований в целом является понятие системы. Система представляет собой совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.

Функция системы является основным системообразующим фактором, смыслом ее существования, назначением, необходимостью системы. Функция задается системе извне и показывает, какую роль данная система выполняет по отношению к более общей системе, в которую она включена составной частью наряду с другими системами, выступающими для нее средой.

Любая система имеет определенный состав. Изучение состава системы имеет особое значение при  определении  свойств системы на основе анализа свойств ее элементов, что фактически является одной из самых актуальных и универсальных задач  современной науки [15,54].

Компоненты системы существуют не независимо, а имеют друг с другом определенные связи. Связи представляют собой  не принимающие решений компоненты системы, осуществляющие взаимодействие между другими компонентами, между системой в целом и средой. Связи превращают систему из простого набора компонентов в единое целое и вместе с компонентами определяют состояние и структуру системы при определяющем влиянии функции.

Структуру системы  можно определить  как  совокупность компонентов и внутренних связей системы. Структура под воздействием функции во многом определяет свойства системы, в том числе и общесистемные свойства целостности, иерархичности и интегративности. Она также играет важную роль в функционировании системы, обеспечивая относительную ее устойчивость и способствуя сохранению качественной определенности системы.

Экономическая система определяется как совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих единое целое.

Инфраструктура, являясь неотъемлемой частью воспроизводственного процесса, обеспечивает непрерывность и единство  внешнеторговых операций, финансово-экономические и управленческие связи во внешнеэкономической деятельности

В современной научной литературе существует несколько подходов к определению понятия «инфраструктура внешней торговли».

 

Таблица 1. Подходы к определению термина « инфраструктура внешней торговли»

Автор

Определение

Улыбина Т.П. [19]

ИВТД является подсистемой внешнеэкономического комплекса региона, обеспечивающей осуществление внешнеторговых операций

Громов А.В. [7]

ИВТД представляет собой сложноорганизованной социально-экономическое явление, включающее в себя как нормативно-правовые основания внешнеторговой деятельности в виде правовых актов, сложившихся правил и порядков, регламентирующих и регулирующих внешнюю торговлю, так и организационные учреждения (государственные , частные, общественные), регулирующие, обеспечивающие и содействующие развитию данной сферы экономической деятельности

Асламов С.В. [2]

ИВТД- комплекс предприятий, учреждений и организаций, оптимально расположенных в пространстве и во времени для обеспечения материальных, информационных, правовых условий благоприятного развития внешнеторговой деятельности на основе сочетания глобальных и локальных интересов

Бондаренко В.А. [6]

ИВТД - система маркетинговых инструментов трех уровней: политические институты – экономические механизмы – сопряженные структуры

 

Как следует из таблицы, все исследователи при определении понятия «инфраструктура внешней торговли» сходятся во мнении, что ИВТД представляет собой систему, включающую в себя ряд элементов.


Проблематика системного исследования инфраструктуры внешней торговли является наименее изученной и образует широкое поле деятельности  для авторских новаций, теоретического осмысления и методологического обоснования, что определило выбор  темы статьи.

Рис. 1. Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности

 

Рассмотрение инфраструктуры ВЭД в качестве единой системы, состоящей из разноуровневых подсистем, может способствовать выявлению функциональных особенностей ее элементов, оптимизации внутрисистемных связей и, как следствие улучшению условий торговых операций.

Инфраструктуре  ВТД как системе  присущи общесистемные и особенные свойства.

Целостность инфраструктуры  внешнеторговой деятельности проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого ее компонента оказывает воздействие на все другие компоненты и изменяет систему в целом, а любое изменение системы инфраструктуры ВТД отражается на тех или иных особенностях экспортных и импортных операций и как следствие, на национальной экономике.

Элементы инфраструктуры внешнеторговой деятельности, такие как банки, таможня, транспортный блок, выставочно-ярмарочная деятельность, способны значительно деформировать рынки без изменения их общей направленности.

Таможенный блок - неотъемлемая составляющая инфраструктуры ВТД. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом. Изменение ставок вывозных таможенных пошлин на пиломатериалы полностью изменило номенклатуру экспорта леса в КНР.

Транспортный блок непосредственно влияет на внешнюю торговлю, стимулируя или подавляя возможности развития экспортно-импортных операций через изменение скорости, направления товаропотоков, изменение стоимости тарифов. Повышение тарифов ОАО РЖД на железнодорожные перевозки ведет к подорожанию товаров из-за транспортных расходов, что может отразиться на ассортименте и количестве импортируемых-экспортируемых товаров.

Иерархичность инфраструктуры ВТД означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка – национальную  экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность инфраструктуры ВТД представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Особенными свойствами инфраструктуры ВТД являются следующие:

- ее подсистемы имеют нечеткие границы: один и тот же компонент инфраструктуры может одновременно являться элементом системы и окружающей среды одновременно;

-         инфраструктура ВТД является динамической системой.

Сущность инфраструктуры ВТД проявляется в ее функциях. Во-первых, внешнеэкономические факторы, т.е. среда, изменяя функции, вызывают смену механизма функционирования экономической системы, а это приводит к изменению структуры системы и связей, которое может происходить как в направлении прогресса, так и в направлении регресса. Во-вторых, с усложнением функции в пределах старого строения происходит дифференциация, которая в будущем может вызвать обособление новой части,  т.е. развитие системы[16,81].

1. Институты инфраструктуры внешнеторговой деятельности выполняют интегрирующую функцию, способствуя развитию внешнеторгового потенциала, существенно облегчая деятельность субъектов ВЭД, обеспечивая экономию на трансакционных издержках.

2. Информационная функция  инфраструктуры ВТД заключается в накоплении, отборе и передаче информации в пространстве и во времени [10,20].

3.Регулирующая функция: институты инфраструктуры ВТД направляют деятельность субъектов ВТД в русло, наиболее полезное  национальной экономике в целом[9,21], и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия.

4. Негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности ВТД.

5. Защитная функция инфраструктуры заключается в обеспечении защиты отечественных производителей, национальных интересов страны.

Компоненты инфраструктуры ВТД  имеют друг с другом сложную систему прямых и обратных, непосредственных и опосредованных, функциональных и причинных связей. Существует четыре главных вида связей элементов инфраструктуры ВТД[12,70].

1. Бюрократические связи имеют регламентированный, вертикальный характер, осуществляются между многими уровнями, основаны на принуждении, подчинении и санкциях за его нарушение. Примерами таких связей могут служить отношения по поводу внешней торговли между  экспортером  и  налоговым органом или  экспортером и  таможенным органом.

2. Рыночные связи носят горизонтальный характер, осуществляются между юридически равноправными субъектами, одним из главных мотивов поведения которых является получение прибыли, основываются на соглашении между субъектами и обычно опосредуются при помощи денег. Такие связи имеют отношения экспортера и уполномоченного банка или экспортера и грузоперевозчика.

3. Этический вид связи также имеет горизонтальный характер и осуществляется между равноправными субъектами, но основан либо на ожидании взаимной помощи, либо одностороннем альтруизме, к примеру, отношения сотрудничества в сфере валютного контроля между таможенным органом и  подразделением валютного контроля Росфиннадзора.

4. Агрессивная связь носит горизонтальный характер, осуществляясь при помощи силы принуждения при посредстве или без посредства денег, законом и моралью не регламентируется. Примером такой связи может служить «нечистая» конкуренция между экспортерами.

Наличие связи обеспечивается деятельностью субъектов инфраструктуры ВТД, а форма, направленность, количество их являются  выражением системы потребностей и интересов субъектов.

Субъектами инфраструктуры ВТД могут выступать государство, производители экспортной и потребители импортной продукции, внешнеторговые организации, функциональные и содействующие организации: банковские учреждения, транспортно-экспедиционные фирмы, страховые компании, рекламные фирмы, торгово-промышленная палата РФ,  общественные организации экспортеров и импортеров, и т.д., аналогичные субъекты других стран. Объектами инфраструктуры ВТД могут выступать товары, услуги (включая услуги труда), ценные бумаги, деньги, информация, некоторые виды права собственности, рабочая сила.

Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что инфраструктуре внешней торговли присущи все свойства, характерные для системы, следовательно, системный подход, содержащий огромный научный потенциал, может быть успешно использован в качестве одного из методов ее исследования. Анализ результатов системного исследования инфраструктуры ВЭД позволит решить вопросы повышения роли и значения ВТД для отдельных регионов и предпринимательских структур, а, следовательно, и для экономики страны в целом.

Список литературы

 

1.      Краткий философский словарь / Алексеев А.П.[и др.] - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 496 с.

  1. Асламов С.В. Экспортная стратегия лесной промышленности региона: методические основы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Иркутск, 2005, - с. 119.

3.      Афанасьев, В.Г. Системность и общество. изд. 2-е перераб и доп./В.Г. Афанасьев. - М.: Наука, 2005. -317с.

4.      Барышев, А.А. Целостность отношений товарного производства и этапы его развития: дис. ...канд. экон. наук./ А.А. Барышев.- Томск, 1991. -159 с.

5.      Беляев, М. Механизм управления факторами развития современных экономических систем./М. Беляев,О. Максимчук // Проблемы теории и практики управления. - 2006.- №11. - С.19-24.

6.      Бондаренко В.А. Маркетинг территорий: аспекты финансовой привлекательности в территориальную инфраструктуру // Практический маркетинг -№ 121 (3) -2007. –с. 38-44.

7.      Громов, А.В. Инфраструктурные институты содействия развитию внешнеторговой деятельности в регионах. Автореферат./ А.В. Громов -Орел, 2004. -25с.

8.      Дружинин, В.В. Проблемы системологии./ В.В. Дружинин, Д.С. Конторов. -С-Пб., изд-во Питер, 2006. -142 с.

9.      Ерохина, Е.А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход./ Е.А. Ерохина. – Томск: Изд-во Томского ун-та. 1999.  - 160 с.

10.  Капелюшников, Р.И. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения.- 1989.- № 12. - С.20.

11.  Клейнер, Г. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практики управления. -2007.- № 5.-С.40-42.

12.  Корнаи,  Я. Бюрократия и рынок //Вопросы экономики. -1989.-№ 12. -С.69-74.

13.  Костюк, В.Н. Изменяющиеся системы./ В.Н.Костюк. -Киев: Одесса, 2003. -154 с.

14.  Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. пособие./Т.Г. Лешкевич - М.: ИНФРА-М, 2005. - 272 с.

15.  Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера./Н.Н. Моисеев. -М.:Сфера, 1999. - 63 с.

16.  Новосельцев В.И. Системный анализ: современные концепции. –Воронеж: Издательство «Кварта», 2002. -320с.

17.  Режабек, Е.Я. Становление понятия организации./ Е.Я. Режабек. -Ростов н/Д, 2001. -131 с.

18.  Садовский, В.Н. Основания общей теории систем. Изд-е 3-е перераб./В.Н. Садовский. - М., 2004. - 228с.

19.  Улыбина Т.П. Сущность методики управления развитием инфраструктуры внешней торговли региона.// Известия ИГЭА. 2009. №1 (63). –с. 112.

20.  Федько, В.П. Монография. Инфраструктура внешнеэкономической деятельности России: эволюция, проблемы формирования и тенденции развития. / В.П.Федько, В.А. Бондаренко. Ростов-н/Д., 2004. -117 с.

21.  Черковец, О. Внешнеэкономическая интеграция – системный аспект// Экономист. М. -2005. - №1. С. 40-45.

 

Основные термины (генерируются автоматически): внешнеторговая деятельность, внешняя торговля, система, инфраструктура, связь, горизонтальный характер, деятельность субъектов, национальная экономика, Развитие, системный метод.


Задать вопрос