В развитии художественной литературы устное народное творчество играло и играет важную роль. Максим Горький показал, что наиболее значительные произведения мировой литературы возникли в тех случаях, когда великие писатели опирались на социальный и художественный опыт народа, когда они становились выразителями коренных его интересов. «Мильтон и Данте, Мицкевич Гёте и Шиллер,- писал он, - возносились всего выше тогда, когда их окрыляло творчество коллектива, когда они черпали вдохновение из источника народной поэзии, безмерно глубокой, неисчислимо разнообразной, сильной и мудрой… Искусство во власти индивидуума, к творчеству способен только коллектив. Зевса создал народ. Фидий воплотил его в мрамор».[8, с.33-34]
Связь поэзии с фольклором понимается не только как определённая близость сюжетов, мотивов или образов. Фольклоризм – явление более глубокое и сложное. В соответствии с этим изучается не только вопрос об использовании поэтами отдельных фольклорных мотивов, образов и форм, но и проблема воздействия на литературу народно-поэтических принципов изображения действительности, проблема творческого освоения эстетического опыта народа и нового воплощения его идеалов.
Использование фольклорного сюжета, даже самого прекрасного, ещё не обеспечивает успех произведения. Не воспроизведение внешних форм и образов, а глубокое проникновение во внутреннюю сущность народной поэзии, постижение её духа, освоение общественных и эстетических идеалов народа, принципов отображения действительности и их творческое использование для осмысления жизни и воплощения собственных идей, мыслей и чувств являются целью обработки фольклорного материала и применения традиций народной поэзии.
«Характер понимания народного творчества, – отмечает П.Выходцев, – отражает меру понимания художником самого народа, его исторической жизни, его нравов, обычаев, чаяний... Обращение к народному творчеству у настоящего художника всегда вызывается желанием глубже выразить интересы народных масс». [3, с.16-17]
Осетинская поэзия, как своеобразная летопись духовного бытия народа, берёт свои истоки из богатейшей сокровищницы устного творчества. Народ — первый по времени и гениальности поэт,— гласит мудрое изречение М. Горького. Писатели Осетии в народной поэзии видели важнейший источник познания жизни, быта, психологии, идеалов, дум и чаяний трудового народа. Народное творчество являлось для них составной частью национальной культуры. Отсюда вытекал постоянный интерес к фольклору как творчеству современному, которым живут массы людей труда. Они постоянно обращались к сокровищнице народного искусства и на её основе создавали свои лучшие произведения, свои лучшие образы. Живое творчество народа было той благодатной почвой, на которой возникла и развивалась осетинская литература. Но вместе с этим усваивались традиции русской реалистической культуры.
Александр Горелов верно замечает, что «художественная роль классического и современного народного творчества сказались прежде всего в том, что оно способствовало и способствует выработке представлений писателя о прекрасном», что «народная эстетика при этом нередко решающим образом влияет на формирование художника, эстетические идеалы народа, нации становятся эстетическими идеалами писателя, вкусы народа определяют вкусы и пристрастия художника ». [2, с.206]
В конце 20-х начале 30-х годов в осетинской литературной критике под влиянием идеологии пролеткульта возникло нигилистическое отношение к культурному наследию прошлого. Но появляется статья В.И. Абаева «Фольклор». В ней автор даёт высокую оценку осетинскому фольклору, определяет его значение в национальной культуре, в изучении быта и истории народа, его место в развитии искусства и литературы. «Кто утверждает, что язык наш беден, пусть послушает лучших сказителей, - отмечает В. И. Абаев. – Подобно широкой, полноводной реке, не зная препятствия и обмеления, течёт их речь, богатая и могучая; без единого лишнего слова в ней находят краткое и полное воплощение все мысли, картины, события»! [1, с.78]
В.И. Абаев указывает на значительные успехи молодой осетинской литературы в освоении народно – поэтического материала. Эти первые опыты показывают, «какие возможности, какие прекрасные сюжеты и поэтический материал таятся в осетинском фольклоре, полезные и необходимые для обогащения нашей литературы». Отмечая достижения осетинских писателей в использовании идейно – художественных традиций фольклора, В. Абаев призывал: «Несметные сокровища фольклора золотоносной рудой стоят перед нашими писателями, и если последние обладают способностями и талантом, то смогут дать нашей литературе много поэтических жемчужин».
Статья В.И. Абаева была программой, в ней были изложены основополагающие положения, характеризующие правильное понимание роли и значения фольклора в развитии национальной культуры. Она предполагала дальнейшее всестороннее изучение народного творчества, определение его национального характера и исторического содержания. Эти проблемы нашли своё разрешение в трудах последующих исследователей творчества осетинского народа и, в частности, в трудах самого В. Абаева, который указал и на принципы фольклорных традиций.
Деятельность мастеров осетинской художественной литературы конца 19 начала 20 веков (К. Хетагуров, Е. Бритаев, С. Гадиев, Ц. Гадиев и др.) была одним из каналов, по которым лучшие поэтические достижения трудового народа вливались в общенародный фонд осетинской культуры, становились слагаемым передовых литературных традиций.
На развитие осетинской литературы всегда плодотворно влияли русская классическая и советская литература. Без творческого освоения осетинскими писателями громадного опыта русских классиков невозможно было бы рождение в осетинской прозе романа и повести.
Традиция обработки фольклорного материала, при которой поэт не только бережно сохранял идейно - художественное содержание народного произведения, но и обогащал и углублял его, идёт от великого осетинского поэта Коста Хетагурова (1859-1906). Позже эта традиция своё развитие получила в творчестве лучших поэтов советской Осетии. Известный критик А.Тибилов правильно заметил, какую важную роль играет обработка фольклорных сюжетов в творчестве Коста Хетагурова. «Одними поэтическими способностями, – указывал критик, – Коста не стал бы певцом своего народа. Но он глубоко понимал душу горца, всесторонне изучал его простые песни и предания, постигал тайны его языка». [12, с.24]
Коста Хетагуров будучи «глубоко национальным» поэтом, поднялся до уровня передового мировоззрения своего времени. Он опирался на прогрессивные традиции русской и мировой литературы, но наряду с этим корни творчества Коста глубоко уходили в народную почву и питались из живительного источника осетинской устной поэзии. «Коста был подлинный народный поэт,– писал А. Тибилов.– Он глубоко понимал душу народа, его психологию, его думы и настроения, его быт. Он выражал всегда то сокровенное, что волновало народ, выражал его коренные интересы». [10, с.301]. Многие бессмертные творения Коста Хетагурова созданы на основе народных песен, преданий, пословиц. («На кладбище », басни).
Отдельные произведения осетинских поэтов созданы по эстетическим принципам нартовских сказаний. Сказания пронизаны глубоким реализмом и духом демократизма. Образы, быт мировоззрение народа показаны в эпосе с исключительной жизненной и художественной правдивостью. В них получило яркое и глубокое отражение многовековая история, психология, мудрость и поэтический дар осетинского народа. «Сказания о нартах, - пишут исследователи, - это своего рода энциклопедия жизни осетинского народа». [9, с.4]
В народнопоэтическом творчестве осетин богатством исторического содержания отличается и героическая песня. «Народные героические песни, богатые социальным и историческим содержанием, больше, чем другие жанры фольклора, питали живительными соками осетинскую литературу, обогащая её художественно-изобразительными средствами, образами, идеями». [4, с.24]
Основное содержание исторических песен — борьба против иноземных поработителей и местных феодалов. Они создавались в трагический период истории осетин. После монголо-татарского нашествия на скудной земле жизнь стала тяжелой, обычаи суровыми, борьба за существование жестокой. Разобщенность народа в горах, набеги, и притязания чужестранных феодалов и князей усугубляли положение. В этих условиях лишь исключительный героизм и стойкость давали возможность человеку выстоять, выжить. И народ смог сохранить свой независимый дух. Песня стала для него школой мужества и доблести.
Важную роль сыграло устное народное творчество в становлении и развитии осетинской советской поэзии. Передовые поэты советской Осетии (Гино Бараков, Александр Кубалов, Георгий Малиев, Иван Джанаев- Нигер и др.) активно и каждый по- своему, в соответствии с индивидуальными особенностями мастерства и конкретными идейно – художественными задачами, осваивали и перерабатывали богатства народного творчества, рассматривали фольклор как действенное оружие в борьбе за новую жизнь. Они не только использовали материал устной поэзии, но усваивали приёмы его обработки, созданные поэтами дооктябрьского периода. И жемчужины народной мудрости – яркие образы, героические характеры, ясность и красота мысли, лаконизм речи входили, как органические элементы в творчество мастеров осетинской литературы.
Обращение к героическим страницам истории, к фольклору стало хорошей традицией в осетинской литературе 20-х годов. Активное обращение передовых писателей к этому жанру не было случайным. Поэтов в нём привлекали острые социальные конфликты и драматические ситуации, в которых они видели истоки духовного здоровья, героизма и творческой энергии народа.
Лучшее доказательство тому - это творчество Гино Баракова (1890-1937). Поэт в жизни народа, в истории его борьбы усматривает преемственность хороших традиций — они обогащаются новыми поколениями, они воспитывают людей в духе героизма, в духе ненависти к рабству, пробуждают в человеке чувство стремления к свободе, чувство национальной и социальной гордости.
Шамиль Джикаев отмечает: «Поэтические произведения Баракова характеризуются своеобразным сочетанием традиций народной и индивидуальной поэзии, которые так тесно и органически переплетаются, образуя одну художественно - изобразительную систему, что порой их трудно отличить друг от друга. Он щедро вносит в свои стихотворения и поэмы народные мудрые изречения, образные фразы и выражения, умело пользуется здоровым народным юмором, острой сатирой, подчас переходящей в гневное обличительное выступление врагов народа, против пороков общества, косности. Активно вводит в произведения образы и мотивы из фольклора, но элементы фольклора никогда не кажутся инородным телом на организме произведения, а срастаются с ним, украшая и обогащая прекрасными цветами его художественную ткань». [5, с.75]
Народная поэзия как художественное воплощение и источник познания жизни и мировоззрения трудового народа являлась важнейшим средством идейно-эстетического формирования писателя. В ней поэт находил прекрасные картины и образы, в которых решаются проблемы народной этики и философии. Но он заимствовали из фольклора не только сюжеты или поэтические средства воплощения. Освоив идейно-эстетические идеалы фольклора, он создал поэмы, в которых воскресает мир идей и нравственных понятий народа, мир, в котором идёт борьба за торжество светлых начал жизни, в котором мораль народа является главным мерилом добра и зла, верховным судьей всех человеческих деяний.
По мотивам народной поэзии Г. Бараковым написаны поэмы-кадаги «Азджериты Куцыкк» и «Алагирское сказание», стихотворение «Чермен», рассказы «Красавицамира» («Бæстырæсугъд»), «Тауче» и др. Фольклорные произведения Баракова отличаются глубокой идейностью и высокой художественностью, герои их наделены лучшими чертами народа.
В историческом прошлом осетинского народа, в его поэтическом творчестве Гино Баракова привлекает, в основном, героическая борьба народа за человеческие права, за национальную независимость и свободу. Прошлое объясняет настоящее и помогает строить будущее — таков смысл обращения поэта к фольклорному материалу. Подлинная народность творчества Гино Баракова выражается в изображении жизни народа, его быта и психологии, в глубине показа народных характеров.
Его герои - простые горцы, но они исполнены чувства достоинства, им присущи благородные порывы к свободе. Опираясь на идейно-художественный опыт фольклора, в «Алагирском сказании» перед нами встает образ самого народа во всем величии его духовных и физических сил.
Многие стороны народной жизни отражены в поэме с большой художественной силой и реалистической точностью. В первых частях поэмы автор воспевает щедрость души народной, ее гордую красоту, любовь к прекрасному. В третьей части даются живописные картины родной природы. Воспевается радость крестьянского труда. В самом труде поэт видит высокую поэзию жизни, которая украшает природу и облагораживает человека.
Поэма открывается колыбельной песней. В осетинском фольклоре и литературе этот жанр имеет щедрые традиции. Гино Бараков вкладывает в колыбельную, содержание с ярко выраженной социальной направленностью.
В первой части поэмы Бараков дает колоритную картину пиршества в осетинском ауле. Поэт показывает народные обычаи, нравы, характеры людей. Это не простое этнографическое описание, а живое изображение народа, прославление щедрости его души. Поэт вводит нас в мир отважных людей, умеющих трудиться, воевать, ценить все прекрасное в жизни.
По представлениям осетина, дом, не посещаемый гостями, лишен счастья, изобилия и уважения людей. Поэтому у осетин есть мудрое изречение: «Гость приходит к настоящему нарту» (Уазæг нæртон лæгмæа цæуы). Этим и руководствуется мудрый старик Малсаг. Когда за аулом появились всадники, он в одной руке держал рог с напитком, символ почестей, уважения к гостю, к человеку, который приходит с миром. А в другой руке держал меч- символ борьбы со злом и насилием. Поэт создает психологическую картину, в которой выразил одну из характерных черт жизни осетин.
Драматическая сцена собрания Баделят (феодалов Западной Осетии) перед отправлением в поход одна из замечательных страниц поэмы. В ней, с одной стороны, обнажаются, социальные корни моральных представлений и злодеяний алдаров, их отношения к народу, с другой стороны, в ней дается характеристика жителей различных ущелий (обществ), воинственные нравы которых обусловлены их жизненными и природными условиями. Эта сцена, безусловно, возникла на основе одного из вариантов народной песни «Бадилаты зарæг» («Песня Баделят»).
Бараков дополнил и расширил содержание песни в реалистическом изображении жизни и нравов людей. Но и здесь использовал фольклорный материал. В поэме сталкиваются различные мнения, конфликт обостряется и драматическое действие приобретает напряженность и взволнованность.
Одной из характерных особенностей осетинских народно-эпических произведений является цельность сюжета, его простота и однолинейность. Такие рамки не отвечали художественному решению творческого замысла Гино Баракова, и он смело осложняет композицию и сюжет поэмы дополнительными элементами и сюжетными линиями.
«Изображая жизнь и быт трудового народа, Бараков добивается точного художественного воспроизведения их отдельных сторон, но поэт обладает чувством меры и способностью замечать самое главное, он никогда не вступает на путь натуралистического описания обыденщины», - пишет Шамиль Джикаев. [6, с.105]
В «Алагирское сказание» Гино Бараков вводит романтические эпизоды из жизни молодого алдара Матарса и его возлюбленной. Судьба несчастных влюбленных, испытавших всю тяжесть бремени античеловечных нравов и обычаев своего класса,— плод творческой фантазии поэта, но и здесь налицо черты фольклоризма.
Матарса оказался в плену у крестьян. Поэтическое изображение душевных страданий узника в поэме отличается художественной выразительностью и реализмом. Бараков с мастерством применяет фольклорные традиции в раскрытии характера, чувств и стремлений героя. Описание томления узника, его обращения к различным птицам с просьбой известить о нем девушку, его страстные жалобы на судьбу проникнуты лиризмом и эмоциональной взволнованностью, и эти мотивы, их изобразительные средства почерпнуты поэтом из источника осетинской народной поэзии.
Интересным представляется и таинственный образ девушки, возлюбленной Матарса. Поэту удалось показать всю глубину ее душевных переживаний, ее плачевную судьбу и горестную жизнь, которая оборвалась трагически. «Ее плач, полный высокого трагизма, вызывает слезу сострадания даже у самых черствых и суровых людей, ему вторит природа — содрогаются горы, рыдают реки и леса («Хъарæгмæ нызгъæлынц хæхтæ, бæстæ азæлы уынгæг»). Плач девушки проникнут пафосом истинной народной поэзии, в конце поэмы он звучит как реквием, его сильные и прекрасные аккорды— это плач над судьбой влюбленных, счастье и любовь которых попраны законами общества». [11, с.108]
В центре внимания поэта Гино Баракова была и остаётся тема исторической судьбы народа, его славных традиций. Одним из основных мотивов, к которому постоянно обращается поэт–это идея борьбы и героизма, борьбы за свободу личности, за её национальное, общественное и индивидуальное достоинство, это идея гуманизма и справедливости.
В 20-е годы Гино Бараков создаёт героическую поэму «Азджериты Куыцыкк».
Поэма «Азджериты Куыцыкк» носит ярко выраженные черты фольклоризма. Ш. Джикаев верно замечает: «Автор кадага проявляет глубокое проникновение в сущность народной поэзии. В фольклоре, по мнению Гино Баракова, нашли свое отражение жизнь народа, его думы и чаяния, его извечная мечта о свободе и независимости. Поэт свои замыслы черпал из сосуда красоты и мудрости народного творчества, но образы фольклора наполнял плодами своих дум, обогащал опытом великих исторических событий, достижениями лучших традиций осетинской и русской передовой литературы». [7, с.93]
Поэма в проблемном и жанровом отношении связана с представлениями осетин о героической личности, об идеальном герое. Здесь налицо народные представления о поборнике справедливости о герое- заступнике
Существует несколько записей песен и преданий о Куцыке. В них Куцык предстает перед нами доблестным героем, защитником интересов и чести своего народа. Идеи и образы этих песен и преданий не могли не заинтересовать Г. Баракова. На их основе он создал свое эпическое сказание. Типы, созданные народом - «наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные» (М.Горький). Произведение по своей идейно-художественной направленности близко к народному кадагу (поэтическое сказание), хотя в нем мы видим проявление яркой личности самобытного художника. Но, так или иначе, поэт черпал образы, мысли и художественно-изобразительные средства в фольклоре родного народа.
В прологе поэмы сказитель. Яркими красками поэт создает исторический фон описываемых событий, сочным народным языком говорит о времени, когда народ боролся против произвола алдаров и завоевателей. Народ защищал свою землю и в жестоких сражениях отстоял ее, отстоял и сохранил свою культуру, обычаи, обогащенные идеями борьбы и свободы, мужества и благородства.
Сюжет кадага имеет множество параллелей в осетинском фольклоре. К прекрасной девушке отовсюду идут женихи. Она дает традиционные условия для испытания женихов и выходит замуж за того, кто с честью выдержал эти испытания (предания «Згидская красавица»). Гино Бараков использовал этот мотив осетинского фольклора, обогатил его другими элементами и придал ему новое звучание. Поэт в эпическое повествование внес лирическое начало и этим новаторством усилил художественно-эмоциональную силу произведения, глубже раскрыл характеры своих героев.
Повествование кадага «Азджериты Куыцыкк» начинается описанием картин родной природы, чья одухотворенная красота пробуждает в душе человека любовь к родной земле, наполняет ее жаждой жизни, дает ему силу и радость.
От описания природы поэт переходит к эпическому повествованию. У Азнауровых выросла красавица неписанная—Бæстырæсугъд (буквально—Краса мира). Славную девушку безуспешно сватают лучшие женихи страны. Героиня поэмы не находит достойного человека в стране: она ищет борца за свободу и счастье народа, за свое человеческое достоинство. По ее представлениям, позорно быть рабом. Она проявляет презрение к трусости, к рабскому преклонению перед насилием. Она хочет видеть страну независимой, народ - свободным, мужчин - достойными имени свободного человека. Но она проявляет трезвое отношение к жизни, понимает, что не легкой будет борьба за свободу. Поэтому она, наряду с условием отомстить врагу, ставит и другое условие, требующее от человека силу воли, стойкости и выносливости.
Образ Бæстырæсугъд имеет много сходных черт с лучшими женскими образами осетинского фольклора, прежде всего с образом Аколы из нартовского эпоса. Акола на симде нартов высмеивает славных героев, находит в каждом из них недостатки, она требует от нартов мужества и благородства. Акола хочет видеть человеке борца за свободу народа, за его освобождение от вековечного рабства. Таким героем оказался только Батрадз.
Азгериев Куцык с самого начала повествования предстает перед нами гордым юношей, он полон отваги и благородных чувств. Куцык — живой, реальный персонаж, в его поступках правдиво и увлекательно раскрываются черты, свойственные не только народным героям, но и его индивидуальному характеру.
М. Горький писал, что народ, «создавая эпическую личность, наделял ее всей мощью коллективной психики». И Бараков стремится так показать героя, чтобы обобщить в нем наиболее существенные, устойчивые черты горца-осетина.
Куцык встретил не своенравную капризницу, как предполагал, а мудрую девушку, которая открыла ему глаза на мир. Ее слова пробудили в нем ненависть к рабству, и он становится мстителем за обиды народа, борцом за его свободу.
Герой один взялся за дело, которое под силу только целому коллективу людей, народу. В этой роковой ошибке заключается одна из главных причин его трагедии.С ним в поход отправляется только один старик Асланыко, который пытается убедить юношу, что из-за капризов женщины не следует губить свою жизнь. Но Куцык готов идти на смерть:
Мне хочется доказать, что тот, кого угнетают,
Восстанет, наконец, свершив возмездие
Над тем, кто грабил, угнетал, убивал.
(Подстрочный перевод)
В словах героя отражается авторская концепция проблемы исторической роли трудового народа, в них выражена вера в силу и социальную справедливость угнетенных масс.
Он полон рыцарского благородства и гордости, не хочет легкой победы, никогда не прибегает к хитрости, к коварству. Все эти качества он унаследовал у лучших героев осетинского народного творчества.
Многие сцены, изображающие походы и сражения героев, напоминают описания аналогичных сцен нартовских сказаний, но поэт, употребив фольклорное выражение, образ, картину, конкретизирует их, расширяет, углубляет, и перед нами предстает развернутая поэтическая картина, отмеченная оригинальностью художественного орнамента, живыми чертами рисунка.
Одно из ярких мест поэмы - это сцена встречи отца и сына. Просветленный юноша в лице отца осуждает старшее поколение людей. Они не только стали рабами, не только уронили достоинство великих предков, но и воспитывали его в духе неведения, скрывали от него истину жизни, причины своих бедствий.
Здесь сталкиваются два характера, две идеологии — мещанская, которая характеризуется рабским преклонением перед насилием, низким малодушием перед опасностью, отказом от свободы и достоинства ради сохранения своей жизни, и идеология борца, которая выражается в страстном желании свободы, в стремлении к самоотверженной борьбе во имя светлых идеалов народа, во имя независимости и процветания родины. Этой идее посвятил свою жизнь Куцык, в образе, которого поэт воплотил свой идеал народного героя.
Народность героя доказывает и то, как Куцык проявляет заботу о старшем товарище, уважение и почтительное отношение к человеку, к обычаям народа, к женщине-матери. Так, он, преследуемый настигающим его врагом, почтительно внимает просьбам и мольбе матери, дает ей обещание не убивать её сына. Но Куцык наделен и чертами характера, присущими только ему. Автор его показывает человеком мыслящим, в нем физическая сила и храбрость гармонически сочетаются с нравственной красотой души и благородством мыслей. Во внутренних монологах героя полнее раскрывается его характер, его понятия о славе и подвиге, о борьбе, в них — его раздумья о жизни и смерти. Подобные монологи и рассуждения не свойственны фольклорным произведениям. И это главное, что внес поэт нового в практику творческой обработки фольклорного материала.
Внутренние монологи героя отличаются глубоким лиризмом, искренностью чувства, глубиной философской мысли:
Настал день — мы рождаемся, живем.
Настал день — мы умираем. И это не тяжело,
Когда не знаем муки совести. Где нужно бороться,
Где нужно умереть,— мы отдадим остаток дней (жизнь).
В этих словах героя выражена не только народная мудрость, но и светлый ум борца за права своего народа.
Поэт пишет образ любимого героя яркими красками, смелыми мощными мазками создает впечатляющие поэтические картины. Куцык, истекая кровью во дворе у девушки, сознает, что проявить свою слабость при родственниках будущей жены по традициям осетин считается позором. От этого сознания в изнуренное ранами тело возвращаются силы. Он поднимается и на верном коне едет в поле, где и умирает. Эта картина, отмеченная драматизмом, примечательна еще и тем, что в ней автор проявил глубокое понимание сущности и значения народных обычаев и традиций, которые в человеке воспитывали чувство благородства и красоты, требовали силу духа, стойкости и выносливости — качества, жизненно необходимые человеку в суровых условиях жизни горцев. Эти качества были школой мужества и нравственного воспитания для молодого осетина.
Из авторской трактовки образа героя вытекает идея, которая красной нитью проходит по всему произведению: когда человек борется во имя справедливости, во имя народа, он не знает усталости, он непобедим. Но как только он становится на путь насилия, его покидают силы и он погибает. Эта идея автора свое подтверждение находит в символической картине в конце кадага. В ней выступают два начала. С одной стороны, ясное солнце освещает своим сиянием умирающего воина, с другой — к нему слетают черные вороны. Здесь солнце, символ всего прекрасного, олицетворяет великий подвиг героя, который предстает в ореоле бессмертной славы. Но он проявил жестокость и бесчеловечность. И вороны, символизирующие смерть и отмщение, бросают тень на светлое лицо героя.
С большой любовью поэт создает впечатляющий образ бедной вдовы-матери по имени Гагат, сыновья которой погибли в грабительских походах алдаров. Она проникнута чувством ненависти к обществу, отнявшему у неё самое дорогое — жизнь детей. Она говорит Куцыку проникновенные слова, полные народной мудрости, верой в силу народа, в его историческую судьбу. Ее речь изобилует пословицами и поговорками, язык лаконичный, сочный и выразительный. Недаром народное изречение о силе коллектива («Если стадо овец заблеет на дерево, то все плоды с него посыпятся»), взятое автором для эпиграфа произведения, высказано устами этой женщины. По-разному отнеслись люди страны врагов героя к поражению ее войск. Гагат не скрывает своей радости. И радость ее вызвана не только и не столько тем, что ее последний сын не отдал свою жизнь за интересы господ-богачей, угнетающих народы, но и тем, что пришел конец их произволу и насилию.
По ее мнению, в несправедливом деле нельзя снискать себе славу героя. Ее слова, обращенные к женщинам, полны глубоких мыслей, говорят о высоком уровне ее социального самосознания:
Я не считаю счастливым того, кто порабощает
И угнетает других... И в его стране не будет
Ни жизни, ни счастья, ни покоя,—никогда не будет!
Победа Куцыка над силами эпической Арапыстон—это, по мнению Гагат, справедливое возмездие угнетенного народа, осуществление его идеалов.
Таким образом, кадаг Гино Баракова «Азджериты Куыцыкк» – это эпопея о борьбе человека за свои права, за счастье и свободу людей, это песнь величию народа, торжеству его идеалов.
Гино Бараков проявил умение вскрывать в старых фольклорных образах и сюжетах их основную сущность, видел их непреходящее значение, обладал способностью обогащать эти образы идеями современности, поднимать их на высоту больших социально-исторических обобщений.
Библиография
1. Абайты В. Фольклор. Журнал «Мах дуг», 1935, стр.78.
2. Ал. Горелов. Писатель и фольклор.« Нева » ,1958, № 11, стр. 206.
3. Выходцев. П.С. Русская советская поэзия и народное творчество, Изд. АН СССР, 1963, стр. 16-17.
4. Джикаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941г.г. Орджоникидзе, «Ир», 1972, стр.24.
5. Джикаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941г.г. Орджоникидзе, «Ир», 1972, стр.112, стр.75.
6. Джикаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941г.г. Орджоникидзе, «Ир», 1972, стр.93.
7. Джикаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941г.г. Орджоникидзе, «Ир», 1972, стр.105.
8. Джикаев Ш. Фольклор и осетинская советская поэзия. 1917-1941г.г. Орджоникидзе, «Ир», 1972, стр.108.
9. М. Горький. Собрание сочинений в 30ти томах, т.24, Гослитиздат, М., 1952,стр.33-34.
10. Нартский эпос. Сборник статей Дзауджикау, 1949 г., стр. 4.
11. Тыбылты Алыксандр. Равзаргæ уацмыстæ, Цхинвал, 1964, стр.301.
12. Тыбылты А. Къостайы зарджыты уидаг Журнал «Фидиуаг»,.1927 ,№56 стр.24.