Социализация студентов занимает важное место в системе управления образовательным процессом в филиалах вузов России в условиях экономической нестабильности.
Среди педагогических проблем, взаимосвязь социализации молодых людей и управление образовательным процессом, являются наиболее острыми, во многом определяющими перспективы развития высшей школы. Становление личности в период радикальных перемен в жизни общества требует новой парадигмы образования, обновления содержания обучения и воспитания, развития инновационных технологий социализации. Направленность, цели, характер осуществления процесса социализации студентов, их становление как субъектов общественных отношений, формирование как специалистов в значительной степени влияют на качественные характеристики перспектив развития нашего общества. Преобразование социума будет успешным, если оно обеспечивается активным, творческим включением молодого поколения в процесс создания материальных и духовных благ. Этим и обусловлена актуальность изучаемых вопросов.
Исходя из потребностей общества в сохранении его стабильности и дальнейшего развития, необходимо формирование личности, которой присущи: социальная активность, социальная мобильность, профессиональная компетентность, высокая способность адаптироваться в сложных экономических ситуациях, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к интеллектуальному поиску и другие качества и свойства личности, определяемые современной реальностью.[2, с. 135]
Именно вузы как институты социализации могут обеспечить подготовку специалистов, конкурентоспособных на рынке труда и востребованных обществом.
Для реализации цели подготовки социально значимой личности содержание образования, формы и методы работы в вузе должны иметь социализирующее начало, а значит быть социально обусловленными.
На современном этапе развития общества наиболее востребованной формой деятельности человека выступает его самореализация, позволяющая успешно осваивать различные уровни подготовки специалистов.
Природа личности проявляется в процессе социализации – усвоение человеком социальной культуры (языка, норм, ценностей, социальных ролей, правил). Соответственно вырабатывается определенная система интересов, ценностных ориентаций, складывается мотивационная структура. Социальная деятельность накладывает отпечаток на весь внутренний мир человека, его образ мышления и поведения, речь и манеры, способы общения и поведения.[3, с. 390]
Одним из важнейших универсальных аспектов взаимодействия поколений является социализация детей и молодежи. Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивает самовоспроизводство общественной жизни из поколения в поколении.
Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности
Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Сегодня можно определить следующие особенности социализации российской молодежи на рубеже веков с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающими предсказуемость жизненного пути) к другой модели (пока лишь складывающейся, вариативной, стратифицированной): трансформация основных институтов социализации; регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека.[1, с. 32]
Для определения результатов социализации студентов нужны диагностические методики выявления уровня социализированности с тем, чтобы иметь возможность вузу своевременно скорректировать цели, задачи, содержание социализации и обозначить перспективы формирования социальной политики вуза.
Практика показывает, что студенты вуза не готовы в полной мере к выполнению социальных ролей предписанных им новыми условиями и измененной средой, которые является одними из ведущих факторов.
Проведенный анализ опроса среди студентов 1-3 курсов (680 человек) филиалов вузов Приморского края в Арсеньевском городском округе показал: 12% респондентов осознают необходимость освоения социальной роли, хотят быть значимыми, готовы строить взаимоотношение с социальной группой, но не знают как, что свидетельствует о раннем формировании молодых людей как личностей и замедленном процессе включения их в общественную и профессиональную жизнь; 21 % респондентов свойственна низкая самоорганизация, пассивное отношение к происходящим в обществе преобразовательным процессам; у 44 % студентов отмечается способность к самосовершенствованию, к самовыражению, но при этом недостаточная потребность в реализации общественной активности; 8% студентов указали на отсутствие стремления внести личный вклад в общественную жизнь вуза и города; и лишь 15 % студентов обладают устойчивыми социальными связями с окружающим миром, они сознательно и целенаправленно приобретают накопленный обществом социальный опыт, руководствуясь им в своей деятельности, совершенствуют себя в различных направлениях.
Значимость решения задач вузовской социализации, отсутствие технологий социализации послужили основанием выбора темы исследования: «Социализация студента в новых экономически нестабильных условиях».
Как часть общества, молодежь находится под влиянием объективных условий, часто на позволяющих реализовать жизненные планы и социальные притязания в получении образования, труде, управлении, семейных отношениях, сохранении здоровья и т.д. Такие условия возникают в связи с дисфункцией социальных институтов, в период экономической нестабильности, реформирования и выступают по отношению к молодежи объективным фактором средового риска, что значительно замедляет развитие молодежи во всех сферах жизнедеятельности. Особенно заметно страдает образовательный статус молодежи. [1, с. 40]
Отмечается рост инструментальных и падение терминальных ценностей, снижение когнитивных потребностей молодежи, рост значимости диплома, как свидетельства об уровне статуса вуза, на фоне обесценивания знаний.
В проведенном исследовании, в условиях наметившихся перемен в сторону определенности ситуация в образовании несколько стабилизировалась, что позитивно сказалось на потребности в качественном образовании.
Так, в структуре потребностей молодежи в образование прочно удерживает вторую позицию. Хочется отметить рост самооценок отношения к учебе среди студентов филиалов вузов. Средний показатель самооценки к учебе в 2008 году вырос до желания обучаться на средний аттестационный балл 4,7, а в 2006 году студенту достаточным бы показатель 4,0. Рассматривая данные факты можно говорить, что сегодня студент проявляет желание повысить свой образовательный статус, а значить усиливается возможность зарабатывать с помощью знаний не только в условиях малой Родины, но и в рамках всей страны и даже за ее пределами.
Материальный фактор усиливает девальвацию ценности образования и ограничивает возможности его приобретения для значительной части учащихся.
Количество студентов выезжающих на работу за рубеж в летний период, с целью заработать денежные средства для дальнейшего финансирования своего обучения, сегодня значительно выросло.
Для выявления процента молодежи, выезжающей на работу за рубеж, было опрошено 1000 человек. В 2006 году - 2% студентов могли посетить англоязычную страну (существовали, значительные проблемы с иностранным языком). В 2008 году - 25% студентов выехали в США, Канаду, Англию и другие страны. Данные показатели свидетельствует об ослаблении отношения студентов к образованию в 2006 году и усилении в 2008 году, как средству для достижения материального благополучия.
Проведенный сравнительный анализ свидетельствуют, что «потребность» и «познание» сегодня являются актуальностью для молодых людей, так как это дает им возможность преодолеть языковой барьер и решить материальные проблемы. Мы можем наблюдать существенные изменения самооценки образованности для молодежи, углубленное изучение иностранного языка выступает в качестве средства, дающего возможность увидеть страны с другим социальным и экономически содержанием.
Возможность получения образования по выбранной профессиональной направленности в условиях постоянного места проживания (в малых городах России) не может отрицательно сказываться на отношении молодежи к собственному образованию.
В средних и малых городах, а также в сельских поселениях влияние социально-экономических факторов на отношение молодежи к уровню профессиональной подготовки проявляются противоречиво. Конечно, переезд в крупные города и областные центры для получения образования – единственная возможность миграции и восходящей мобильности для молодежи. Но в тоже время, низкий уровень доходов ограничивает возможности такой мобильности, а, следовательно, и получение высшего образования.
Развитие филиалов крупных вузов региона в административных округах позволяет снизить фактор рисков социальных противоречий и внутренних конфликтов молодежи, вызванных неудовлетворенностью социальных потребностей или нереализованностью поставленных целей в получении высшего образования через изменение системы управления адаптивными процессами.
В современных социально-экономических условиях вузовское образование осуществляется на фоне неопределенности жизненной перспективы молодых людей, вуз временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, от необходимости вступления в конкурентные отношения с профессионально подготовленными людьми и другими молодыми специалистами. [1, с. 39]
Следовательно, задача института образования в малых городах России сегодня заключается в оказании максимального содействия студенту в успешной социализации к предстоящим переменам в его жизни после получения диплома о высшем образовании.
На наш взгляд необходимо провести ряд мероприятий направленных на разработку и формирование системы управления образовательным процессом в филиале вуза с целью повышения результативности социализации студентов:
1)определить концептуальные основы, включающие: понимание сущности социализации студентов в вузе как процесса освоения студентом различных социальных ролей в ходе его адаптации и интеграции в вузовское сообщество посредством саморазвития и самореализации личности;
2)разработка примерного содержания социализации студентов в вузе, на конкретных показателях ведущих социальных ролей (профессионала, семьянина, общественника);
3)личностно-деятельностный подход к каждому представителю студенческой группы как ведущее, сущностное ядро организации процесса социализации студентов;
4)включение студентов в три взаимосвязанных вида деятельности: обязательную, избираемую, рекомендуемую.
Результатом социализации личности студента должна стать социализированность личности, включающая совокупность приобретенных знаний, умений, установок, профессиональных и личностных качеств, достаточных для полноценного выполнения ведущих социальных ролей на любой территории мирового сообщества сформированная на основе обновленных систем управления образовательными процессами в вузе.
Литература
1.Зубок Ю.А., Чупров В.И. Риск в сфере образования молодежи // Образовательная политика. – 2008. - №12. – С.32-41.
2.Савченко Т.В., Лаухина И.В.Организационная структура свойственная системе управления образовательным процессам в филиалах вузов // Педагогические науки.-2008. - №4.- С. 135-139.
3.Федорченко А.А. Социальная активность граждан: сущность и предпосылки управления // Вопросы гуманитарных наук. – 2006. - №4. – С. 390-391.