В статье исследуется качество медицинской помощи, которое формируется из субъективных оценочных суждений работников и объективно существующей статистики. В методику включена теория социальной стратификации Т. Парсонса.
Переход к страховой медицине – это шаги на пути демократизации общества, связанные с усилением контроля со стороны самих потребителей, граждан, пациентов в сфере финансирования и оказания медицинских услуг.
Такое участие, на наш взгляд необходимо для организации качественной медицинской помощи в системе здравоохранения.
Для оценки деятельности медицинских работников, мы обратимся к теории социальной стратификации Т. Парсонса. По его мнению, существуют три группы дифференцирующих признаков:
1) характеристики, которыми люди владеют от рождения (этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, физические, интеллектуальные особенности);
2) признаки, связанные с исполнением роли (различные виды профессионально трудовой деятельности);
3) элемент обладания (собственность, материально-технические ценности, привилегии). [1]
Для нашего исследования мы выбираем второй признак, связанный с профессиональной деятельностью.
Парсонс начал построение своей теории здравоохранения с критики концепции экономического интереса, рассматривавшей промышленные и торговые фирмы как типичные формы организации капиталистического общества. Как контраргумент он рассматривал существование профессий, представители которых отрицали экономические интересы, в качестве мотивов своих действий, например профессию врача.
Представители этой профессии настойчиво утверждали, что для них главное - здоровье пациента и что все остальные интересы, включая финансовые, должны быть, подчинены главному.
Мы попросили работников оценить квалификацию врача промышленной зоны, заработная плата которых формируется за счет средств добровольного медицинского страхования.
На поставленный вопрос: «Устраивает ли вас квалификация врачей?» 56% ответили, нет, при этом 21% респондентов состоит на диспансерном учете, и просто нуждаются в профилактическом лечении. Больше всех не устраивает квалификация врачей специалистов, только 26% рабочих, из числа опрошенных считают, что врачи заинтересованы довести пациента до полного выздоровления. [2]
Работники промышленного предприятия не подвергают сомнению профессиональную компетентность медиков, но не уверены в их стремлении максимально применить свои знания на благо пациента.
Взаимодействие осложняется отсутствием четких правил выстраивания отношений врача и пациента. В отношениях с пациентом многое зависит от умения врача выбрать правильный стиль поведения. Учитывая важность сообщаемых больным сведений для постановки диагноза, можно считать, что умение выслушать больного необходимое условие успешного лечения.
Среди важных способностей выделяют умение врача выбрать стиль поведения, достаточную психологическую подготовку, умение учитывать психологическое состояние больного, гендерные различия пациентов.
Работники предприятия испытывают воздействие производственных факторов, влияющих на здоровье, и у большинства сформированы ожидания относительно внимания к состоянию их здоровья со стороны медицинских работников.
Медицинские работники не только не отрицают плохое воздействие окружающей среды на самочувствие человека и заболевания, но и оправдывают повышение уровня заболеваний сознательным нанесением вреда своему здоровью нефтехимиками (работа в опасных цехах после выработки вредного стажа, работа на пенсии и др.). Тем самым они снимают индивидуальную ответственность за пациента с наблюдавшего врача.
Теория социальных ролей необходима для выработки поведения между врачом и пациентом. Роль пациента должна быть не пассивной, а активной. Важная характеристика роли врача - исполнение им функции профессионального долга.
В соответствии с Конституцией, любой гражданин имеет право на бесплатную квалифицированную помощь. Однако в российском здравоохранении сложилась финансовая ситуация, которая дает себя знать в ежедневной врачебной деятельности. Как правило, больной вынужден покупать дорогие медикаменты и расходные материалы, не указанные в обязательном перечне медикаментов, которыми снабжают лечебные учреждения. Такая ситуация ставит медицинского работника в условия выбора приоритетов оказания медицинской помощи больному.
Существует противоречие между ожиданиями работников и мнением врачей по поводу оказания медицинской помощи работникам, работающим во вредных условиях труда.
Работа нефтехимика четко структурирована, над каждым работником постоянно осуществляется надзор. Соответственно и нефтехимики ожидают такой же точности в работе по отношению к себе.
Результат проведенного исследования показывает, что эффект «обратной связи» на пути реформирования системы здравоохранения необходим как основной источник для целенаправленных действий в области принятия решений.
В настоящее время, созданная трехуровневая система - это весьма дорогостоящий треугольник взаимоотношений: территориальные фонды ОМС - СМО – ЛПУ.
Здесь необходимо отметить, что с переходом системы здравоохранения на страховую основу не решила ее основную проблему - качества оказания медицинской помощи. В то же время размытые границы между обязательным медицинским страхованием и добровольным, отсутствие персонифицированного учета, и адресной системы защиты не дает возможность договору добровольного медицинского страхования обеспечивать качество медицинской помощи, так как чаще за счет этого договора финансируется ведомственная поликлиника и покрывается дефицит программы ОМС.
Увеличение спроса на платные медицинские услуги, подтверждает тот факт, что в настоящее время существуют проблемы по качественному обслуживанию в системе обязательного медицинского страхования. [3]
На наш взгляд социально – экономическая значимость платной медицины заключается в предоставлении сервисных услуг, а не в замене ими обязательного медицинского страхования. Соответственно низкая эффективность функционирования российского здравоохранения, по существу, обусловлена тем, что государственные гарантии медицинской помощи для населения во многом превратились в неисполняемые обязательства. Формальные и неформальные платежи за медицинские услуги стали особенно обременительны для лиц с низкими доходами.
Страховая медицина содержит в себе организационные и экономические основы рационального финансирования системы здравоохранения, но для этого необходимо четкое определение функций, прав, обязанностей, которыми обладает каждый участник системы медицинского страхования, а также независимый контроль над действиями субъектов страхования.
Проведенное исследование, показывает, что необходим комплексный подход к организации здравоохранения. Только в этом случае важным фактором качества здоровья работников станет качество медицинского обслуживания, а медицинское страхование станет основным компонентом уровня жизни в системе социального страхования.
При обращении к социологической науке, а именно к подходу системы ролей и статусов Парсонса Т., можно охарактеризовать медицинское страхование как социальный институт, предназначенный для удовлетворения определенных социальных потребностей. [4]
Социальные потребности в этом случае это охрана здоровья и социальная защита пациентов. Поэтому, дальнейшие пути совершенствования существующей системы обязательного медицинского страхования могут определяться на основе детального социологического анализа мнений потребителей медицинских услуг.
Сегодня система социального страхования РФ является государственной, и социальное страхование носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособности, которое действует только для наемных работников. Для работников предприятия договора добровольного страхования являются дополнительным элементом социальной защиты. Поэтому, компоненты социального страхования, такие как охрана здоровья и социальное обеспечение имеют отношение к качеству жизни, так как решают материальную и правовую сторону страхового события.
Медицинское страхование как основной фактор повышения качества в системе социального страхования, является важным звеном для сохранения здоровья, но еще не достаточно стабильным по отношению к каждому человеку.
Литература
1. Parsons T.A. revised analytical approach to the theory of social stratification // Class, status and power/Ed. By S. Lipset. New York. 1953.
2. Вознюк Г.А. Социальное страхование работников промышленного предприятия в системе совершенствования качества жизни. Монография.- Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2009 С. 70-72.
3. Паспорт муниципального образования социально-экономических характеристик республики Татарстан 2008 год. Утвержден постановлением Кабинета Министров РТ 08.09.2008г № 642. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Смелзер Н. Социология. M., 1994. С 79.