В сложной организации средне-специальных учебных заведений важное место занимает их первичное звено - малые группы, в состав которых входит от 15 до 30 человек. Именно они, по мере своего становления, создают особый феномен - коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и деятельность студентов.
Группа - относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения.
Малые группы представлены в структуре общества небольшими общностями, члены которых имеют непосредственные контакты и строго иерархизированные отношения. В их внутренней структуре могут выделяться так называемые «микрогруппы», отличающиеся собой психологической сближенностью отношений, входящих в их состав людей.
Главный фактор, объединяющий группу - совместная деятельность. Социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность является фактором, превращающим группу в коллектив.
Регуляция групповой активности осуществляется в процессе самоорганизации группы под эгидой куратора. На основе совместного достижения цели между членами группы возникают деловые и эмоциональные отношения, которые со временем приобретают относительно независимый от содержания групповой активности характер и оказывают сильное влияние на деятельность группы в целом и на жизнь всех её членов.
Важной обобщенной характеристикой любой малой группы является её направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Эти позиции были отражены в работах А.С. Макаренко. А.С. Макаренко определил систему перспективных линий как путь движения коллектива, добиваясь гармонического сочетания личных устремлений с общественными, постоянно обогащая общественные цели деятельности воспитанников, обеспечивая рост личности, её богатство, силу и красоту.
Анализ группового объединения людей показывает, что в диалектике формирования и развития группы можно выделить несколько этапов, каждый их которых имеет своё содержание и преследует специфические цели. В своих трудах Л.И. Уманский определил этапы развития группы:
1-й этап — группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Взаимообщение и взаимодействия членов такой группы поверхностны и ситуативны (например, группа абитуриентов, прибывшие на вступительные экзамены).
2-й этап - группа-кооперация. Такая группа отличается реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и её внутригрупповое общение носят, прежде всего, сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности.
Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это и создает условия для перехода на следующую ступень развития.
3-й этап — номинальная группа и группа — ассоциация. Номинализация группы происходит от присвоения ей общего имени. В этом случае группа носит не только официальный характер, она получает статус «первичного коллектива». Группе приписываются извне определенные цели, различные виды деятельности и т.п. Если члены группы не принимают заданные цели, условия, и не происходит какого-либо объединения, то такая группа может остаться группой - конгломератом. Если же объединение произошло, члены группы приняли статус «первичного коллектива», цели каждой личности проектируются заданием, то группа поднимается ещё на одну ступень — она становится группой — ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первичные ростки её коллективо -образования.
4-й этап - от кооперации группа проходит уровень автономизации ~ довольно высокого внутреннего единства, слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню. Однако группа - автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это может произойти в процессе гиперавтономизации, т.е. когда группа изолирует себя от других групп, начинает противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели за счет других. В этом случае появляется корпоративный дух. Группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.
Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличии большинства зарубежных школ, принято называть коллективом. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность» или «целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности». Считается, что именно в коллективе каждый его член развивается всесторонне и творчески.
Основным критерием оценки взаимоотношений является состояние удовлетворенности — неудовлетворенности группы и её членов, важнейшую роль в этом играют симпатии - антипатии, привлекательность - непривлекательность. Первые проявляются только на эмоциональном уровне, а вторые включают момент притяжения - отталкивания. Межличностная привлекательность во многом зависит от явления, обозначаемого понятием «совместимость». При её низком уровне или отрицательных показателях в малых группах формируются негативные отношения и возникают частые и острые конфликты.
Студенческий коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов, которые определяют его способности; во-вторых, учебных, студенческий коллектив - это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.
Основная работа педагога - куратора состоит в том, чтобы превратить просто группу в группу - коллектив. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями. Перед ним стоит задача интегрировать усилия всех преподавателей, направленные на реализацию этих функций. Назначение организаторской функции – поддержка инициативы, связанной с совершенствованием микросреды, ССУЗа и самих студентов. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию студентов куратором, сколько на помощь им в самоорганизации. Куратор организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность студентов, а также свободное общение, являющееся частью досуга.
Успех в формировании будущего специалиста во многом зависит от правильно построенного учебно–воспитательного процесса, в котором участвует куратор, а так же определяется уровнем сформированности самой личности куратора, как человека, педагога. Он несет прямую ответственность за подготовку студентов к будущей профессии.
Роль куратора группы заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни.
Цели и задачи педагога по руководству студенческой группой могут быть общими и частными. Общие цели конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается студент.
Общая цель воспитания достигается посредством ее реализации в системе образовательных структур и решением более конкретных задач, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
- ориентация студентов в новых социально-политических и экономических условиях общества на гуманистические мировоззренческие установки на жизненные ценности, определение ценностных ориентаций, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;
- формирование гражданственности, национального самосознания, патриотизма, чувства собственного достоинства, уважения к законности и правопорядку;
- приобщение к национальным традициям, общечеловеческим нормам морали, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, оценки результатов собственной деятельности;
- воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости и важной жизненной ценности, предприимчивости и целеустремленности, конкурентоспособности в различных сферах жизнедеятельности;
- воспитание потребности в саморазвитии;
- выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специальных способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья т.п.
Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые способствуют социализации студента. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива группы педагогов и студентов, сплочении этого коллектива. В каждой группе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное и волевое). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Реализация данного принципа возможна при следующих условиях: выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и студентов; инициативы и самостоятельности студентов, развитие студенческого самоуправления; наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и студентов и т.п.
Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения студента как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Данные о положении учащегося «в системе личных взаимоотношений и факторах, которыми оно определяется, могут помочь педагогу установить нормальные отношения в коллективе. Конечно, в каждом отдельном случае необходима глубоко индивидуальная линия поведения педагога». (Коломинский Я.Л.)
Позиция педагога, куратора в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит достаточно много времени с учащимися и является их руководителем, но с другой стороны, студенческая группа в значительной степени существует самостоятельно, выделяя своих лидеров. Эта позиция определяет задачи перед куратором. Он должен видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Для управления этим процессом куратору необходимо иметь максимальную информацию о группе организуемых. Информация нужна, чтобы правильно диагностировать состояние группы и определить уровень развития коллектива в данный момент, для прогностической оценки возможности группы, целенаправленного воздействия на объект и его преобразование.
Методы диагностики условно можно объединить в три относительно самостоятельные группы:
1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех
явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и
внутри групповых психологических явлений, но представляющий куратору лишь ориентировочную информацию.
2. Общие методы включают в себя те из них, которые позволяют
явления. Например, это методы наблюдения, контент—анализ, анализ
результатов деятельности, независимых характеристик.
3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и
точную информацию об изучаемых социально-психологических
явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние голы
получил метод опроса. Например, социометрическая методика
американского социального психолога Джакоба Морено, позволяющая
узнать, на что ориентированы конкретные личности.
Таким образом, знание этапов формирования коллектива, структуру неформальных взаимоотношений и то, на чем они основаны, использование различных диагностических методов облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность студенческого воспитания с целью формирования коллектива.
Литература.
- Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983 – 1986.
- Уманский Л.И. Психология организационной деятельности школьников. М., 1980
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984