Во второй половине XIX века большая власть в губернии находилась в руках губернатора. Только с утверждения губернатора вершились дела, касающиеся службы чиновников и лиц, служащих по выборам: определение, увольнение, представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям; именно он делал распоряжения к охране народного здравия, ведал открытием Рекрутских присутствий в губернии; он устанавливал надзор за тюремными замками.
Губернатор выдавал разрешения на постройку фабрик, заводов, хозяйственных и промышленных заведений, открытие частных типографий, отвечал за организацию торговых площадей, рынков, открытие трактиров, кофеен, харчевен и т.п.
К компетенции губернатора относились также такие дела губернского правления, как открытие частных типографий, взыскание недоимок, проведение народной переписи в губернии и некоторые другие.
Губернатор являлся председателем различных совещательных учреждений: присутствий, комитетов, комиссий, которые дополняли деятельность губернского правления (высшего административно – полицейского учреждения губернии).[1. C.114]
Во врачебном отделении Губернатор председательствовал в комиссиях по освидетельствованию больных для определения различных прав по имуществу, личных прав, прав по службе и др., давал разрешение на открытие аптек, принимал и увольнял со службы городовых и уездных врачей и фармацевтов.
Каждый российский губернатор имел канцелярию, исполнявшую секретарские обязанности.
Канцелярия начальника губернии состояла из правителя, его помощников, журналиста или регистратора и канцелярских чиновников по штату. При Губернаторах также должны были состоять чиновники для особых поручений, также по штату.[2. С.397.]
С утверждения Министра внутренних дел Губернаторам разрешалось определять к себе в штат двух чиновников особых поручений (один старший, другой младший), сверх штатных – с присвоением им всех прав службы, но без жалования.[3.] Чиновники особых поручений по указанию губернатора проводили ревизии делопроизводства в учреждениях Астраханской губернии.[4.]
Закон обязывал правителя канцелярии (управляющего канцелярией) осуществлять «главный и постоянный надзор за всем», что происходило в канцелярии.[5. С.710.]
Обычно на этот пост губернаторы подбирали наиболее доверенных и близких им лиц. Смена губернатора очень часто приводила к замене и правителя канцелярии. Вновь назначенный губернатор «привозил» с собой и главу канцелярии.
В период с 1861 по 1905 годы в Астраханской губернии сменилось девять губернаторов.
Имеются и свои особенности в смене правителей канцелярией. Например, за период нахождения в должности губернатора Биппен Николая Николаевича (15 ноября 1868 года - 21 мая 1880 года) несколько раз происходила смена правителя канцелярии.
С 1868 по 1870 год Правителем канцелярии являлся надворный советник Александр Андреевич Аришев, а с 1871 года по 1880 год правителем канцелярии был утвержден титулярный советник Давид Виссарионович Чичинидзе. В 1880 году временно исполняющим обязанности правителя канцелярии при губернаторе Биппен Николае Николаевиче был коллежский секретарь Иван Иванович Петров.[6.]
Временным астраханским губернатором в 1879 г. был Лорис-Меликов Михаил Тариэлович. 1848-1853 гг. выступал в военных экспедициях против горцев в Дагестане и Чечне. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг. Поочередно управлял Абхазией, Южным Дагестаном, Терской обл. В 1877-1878 гг. он фактически осуществлял руководство военными действиями на Кавказе во время русско-турецкой войны.
В 1882 году Астраханским губернатором был назначен Наказный атаман Астраханского казачьего войска, генерал-лейтенант граф Николай Алексеевич Протасов-Бахметев, обязанности правителя канцелярии продолжал исполнять коллежский секретарь Иван Карпович Петров.
В 1883 году для управления Астраханской губернией был назначен генерал-майор Николай Иванович Петров, но в управление губернией он не вступал. В этот период правителем канцелярии был надворный советник Михаил Васильевич Афанасьев.
С 1884 по 1888 год Астраханской губернией управлял Наказный атаман Астраханского Казачьего войска, числящийся по генеральному штабу, свиты Его Величества генерал-майор Николай Максимович Цеймерн. Правителем канцелярии был временно исполняющий обязанности повысившийся в чине коллежский советник Михаил Васильевич Афанасьев. В 1885 году правителем канцелярии был назначен титулярный советник Иван Семенович Иванов. В 1887 году он получил чин коллежского асессора
Князь, Вяземский Леонид Дмитриевич (1848 - 1909) астраханский губернатор с 31 июля 1888 г. по 19 апреля 1890 г. Учился в Александровском лицее (бывший Царскосельский). Военную службу князь начал 2 января 1867 г. в чине унтер-офицера лейб-гвардии гусарского Его Величества полка. Принимал участие в обороне Шипки. 30 августа 1887 г. произведен за отличие по службе в генерал-майоры, с зачислением в запас. В 1888 г. назначен астраханским губернатором.
При князе Вяземском была проведена ревизия волостных и сельских правлений, упорядочено делопроизводство. Обязанности правителя канцелярии продолжал исполнять Иван Семенович Иванов, который был повышен в чине до надворного советника.
С 1890 по 1895 год Астраханской Губернией управлял генерал-лейтенант Николай Николаевич Тевяшов. Управляющим канцелярией при губернаторе был надворный советник Иван Карпович Петров. В 1893 году правителем канцелярии был назначен надворный советник Евгений Алексеевич Аплавин. В 1895 году на должность управляющего канцелярией губернатора был утвержден штабс-капитан запаса Константин Васильевич Атаманов.
С 1895 года в должности губернатора Астраханской губернии был утвержден заслуженный профессор Николаевской Академии Генерального штаба генерал-лейтенант Михаил Александрович Газенкампф. Газенкампф Михаил Александрович (1843 - 1913) астраханский губернатор с 4 ноября 1895 по 9 сентября 1903г. Начал службу поручиком в 1862 г. в Калужском пехотном полку, в 1870 г. переведен в Генеральный Штаб капитаном, в 1873 г. в чине подполковника был назначен адьютант-профессором академии Генерального Штаба. Правителем канцелярии оставался Константин Васильевич Атаманов в чине коллежского асессора. В 1897 году управляющим канцелярией был утвержден капитан запаса полка пешей артиллерии Иван Максимович Стрижев. В 1898 году он получил чин коллежского асессора. В 1901 году он был повышен в чине, получив очередной чин надворного советника.
В 1902 году управляющим губернаторской канцелярией в Астраханской губернии был назначен губернский секретарь Довгяло.
В 1904 году губернатором Астраханской губернии был утвержден Наказный атаман казачьего войска, почетный мировой судья г. Астрахани, почетный казак станиц: Грачевской, Лебяжинской и Черноярской Астраханского казачьего войска, числящейся по армейской пехоте генерал-майор Бронислав Людвигович Гронбчевский. Управлял канцелярией губернатора губернский секретарь Федор Евгеньевич Никитин.
Все губернаторы, управлявшие Астраханской губернией в период с 1861 по 1905гг. были военными в отставке, принадлежали по чину к 3 или 4 классу в соответствии с «Табелью о рангах». Это была своего рода традиция в России XIX века назначать на должность губернатора отставных военных, имеющих заслуги перед Отечеством и царем.
Среди управляющих канцелярией Астраханского губернатора встречались как гражданские, так и военные чины в отставке. По чину они относились к 6-12 классу по «Табели о рангах», причем, с каждым годом с принятием на должность нового правителя канцелярии наблюдается тенденция к понижению в чине. Это говорит о том что, образовательный уровень чиновников и служащих снижался, что не могло не влиять на деятельность органов управления.
Правители канцелярий, как правило, участвовали в выработке всех наиболее важных губернаторских решений и таким образом оказывали большое влияние на ход административного управления.
В состав Астраханской губернаторской канцелярии с 1861 по 1876 год наряду с правителем канцелярии входили его помощники: старший и младшие, регистратор, чиновники особых поручений: старшие – три человека (два чиновника с содержанием и один чиновник без содержания), младшие – три человека (два чиновника с содержанием и один без содержания).[7.] Чиновники губернаторской канцелярии старшие и младшие помощники правителя Астраханской канцелярии, и чиновники особых поручений на протяжении второй половины XIX- начала XX века имели чины от 12 до 7 класса в соответствии с «Табелью о рангах».
Иногда класс и чин старшего помощника правителя канцелярии Астраханского губернатора был ниже на несколько чинов и классов младшего помощника правителя канцелярии. На это обстоятельство влиял стаж работы чиновника и уровень полученного образования, т.е. имея законченное образование в зависимости от учебного заведения можно было получить соответствующий чин, но, однако, не имея опыта работы можно было занимать только определенные должности, и наоборот, имея незаконченное образование и большой стаж работы можно было дослужится до определенных должностей. В порядке исключения должность младшего помощника правителя канцелярии исполнял в 1873 году действительный студент, что свидетельствует о дефиците кадров. В канцелярии Астраханского губернатора должность младшего помощника правителя канцелярии и младшего помощника по особым поручениям на протяжении исследуемого периода очень часто оставалась вакантной, на данное обстоятельство влияло отсутствие чиновников с соответствующим образованием, низкое жалование при большом объеме работы. Чиновники, имеющие хорошее образование искали более выгодные условия труда и хорошее жалование. Данное обстоятельство не могло не сказываться на качестве и количестве решенных дел за год. Частая смена должностных лиц, в учреждениях XIX века носила систематический характер, каждая новая должность являлась определенной ступенькой в построении карьеры и в получении очередного чина.
На должности регистратора канцелярии Астраханского губернатора второй половины XIX - начала XX века работали чиновники от чина коллежского секретаря (10 класс по «Табели о рангах») до канцелярского служителя, не имеющего чина, что свидетельствует о малограмотности данного контингента канцелярских чиновников.
По сравнению со столичной службой, служба в губернии всегда считалась неинтересной и второстепенной. Однако и в провинции можно было построить карьеру. Появление чиновников «сверх штата», которые, как правило, служили «без жалованья» именно об этом и свидетельствует. Служба «сверх штата», и «без жалованья» у многих ограничивалось желанием схватить даром чина два-три».[8. С.16.]
Эта категория служащих резко отличалась от работавших собратьев, два совершенно различных разряда чиновников. Одни, которые были приняты на службу «сверх штата», знакомые с директором или с его начальником, развязные, расфранченные, расхаживали перед директорским кабинетом, декламировали тирады из вчерашней трагедии или напевали куплеты из водевилей; другой разряд трудился над засыпанными песком столами (песком посыпали исписанные листы бумаги для скорейшего высыхания чернил), поглядывая украдкой на более счастливых сверстников».[9. С.62-63.]
В канцелярию Астраханского губернатора принимали чиновников «сверх штата» на должности младшего помощника правителя канцелярии и на должность младшего чиновника по особым поручениям.
В 1872 году штат классных чиновников канцелярии Астраханского губернатора был следующий: правитель канцелярии губернатора, чиновники по особым поручениям (старший и 2 младших), помощник правителя канцелярии старший и два младших помощника правителя канцелярии, регистратор.
В 1876 году штат губернаторской канцелярии увеличился, была введена должность столоначальника продовольственного стола, учрежденного при канцелярии Губернатора. На эту должность был назначен титулярный советник Василий Яковлевич Антоновский.[10. С.26.]
В 1878 году произошли изменения в должностном составе канцелярии. В распоряжение Астраханского губернатора для содействия в развитии ссудо-сберегательных товариществ был введен чиновник министерства финансов надворный советник Александр Львович Гуляницкий.[11. С.9.]
В этом же году штат канцелярии Астраханского губернатора пополнился новыми чиновниками. Под председательством Астраханского губернатора были образованы: Губернское по городским делам присутствие, Губернское по воинской повинности присутствие, Астраханское карантинное агентство, Губернская комиссия народного продовольствия.
В состав Губернского по городским делам присутствие входили: председатель – губернатор, члены: Вице-губернатор, Управляющий казенной палатою, Губернский прокурор, Городской голова, Уездный предводитель дворянства и докладчик (городской секретарь).
Губернское по воинской повинности присутствие состояло из председателя пяти членов и делопроизводителя. Председателем являлся губернатор, членами присутствия по воинской повинности являлись: Вице-губернатор, Губернский предводитель дворянства, Непременный член Губернского по крестьянским делам присутствия, Губернский воинский начальник и Губернский прокурор.
Астраханское карантинное агентство состояло из агента и письмоводителя.
Губернская комиссия народного продовольствия состояла из: председателя в лице губернатора, члена - Губернского предводителя дворянства, и управляющих: Казенною палатою и государственными имуществами, Городского головы и Астраханско-Красноярского уездного предводителя дворянства.
В 1879 году в распоряжение Астраханского губернатора был утвержден чиновник медицинского департамента Министерства внутренних дел лекарь – статский советник Иван Николаевич Казанцев.[12. С.7.]
В 1880 году в штат губернаторской канцелярии и непосредственно в распоряжении губернатора находился губернский механик – технолог 1 разряда Бронислав Каэтанович Корсак.[13.]
В 1888 году были введены сверхштатные чиновники по особым поручениям канцелярии губернатора два человека. Старший Александр Васильевич Васильев являлся отставным поручиком флотского корпуса, штурман, имел оконченные курсы в техническом училище морского ведомства, а младшим чиновником особых поручений был назначен губернский секретарь Данил Никитьевич Сергеев, который имел оконченные курсы гимназии.
Должность чиновника медицинского департамента Министерства внутренних дел была упразднена в 1889 году.
В 1892 году в распоряжении губернатора находились два механика, а в 1893 году их было уже трое.[14.] В 1895 году все механики были сокращены.
В 1899-1900 годах штат чиновников по особым поручениям нуждался в сотрудниках, должность сверхштатного младшего чиновника была вакантна.
В канцелярии губернатора производилась переписка по следующим делам: по обозрению губернии, по составлению годовых отчетов, по секретным документам требующим личного распоряжения губернатора, по делам земства и о дворянских выборах, по делам печати, по документам требующим распоряжения губернатора, выдача подорожен, выдача заграничных паспортов, препровождение бланков для уездного казначейства, переписка с военным начальством по движению и употреблению войск.[15. С.397.]
Для становления отечественной корпорации чиновничества XIX век является знаменательным, ибо в середине его было сформулировано «административное право» чиновничества. На основании «Устава о службе гражданской» (третий том «Свода законов Российской империи»), принятого в 1857 г., были расписаны все служебные обязанности чиновников, порядок поступления на службу и увольнения с нее, производство в чины, награды, пенсии, мундиры и некоторые привилегии этой профессии.[16.] Но в «служебном», или «административном» праве чиновников были серьезные изъяны, в частности, пресловутый «третий пункт», или официально — статья 788 «Устава...», которая гласила: «Чиновников, кои по убеждению начальства неспособны к исполнению возложенных на них должностей... представляется уволить по своему усмотрению...»[16.] Начальство могло не объяснять причину увольнения, пострадавший получал «волчий билет» и лишался права на пенсию. Следующая, 789 статья устава уточняла, что уволенные чиновники не имеют права жаловаться, обращаться ни в суд, ни в Сенат, ни тем более в канцелярию Его Императорского Величества, где их жалобы просто не будут «приниматься к рассмотрению». «Третий пункт» заставлял чиновников видеть в лице собственного начальства власть, стоящую как бы выше закона, и принуждал к боязливому повиновению всем, даже иногда незаконным предписаниям его. Коллективные жалобы русским чиновникам запрещались категорически (как форма групповой солидарности и протеста), как и анонимные, последние просто уничтожались без просмотра, поэтому и писать их было бесполезно. Если чиновник считал необходимым сообщить о неправильных действиях должностных лиц, то он обязан был сделать это «установленным порядком, то есть при личном докладе начальнику». А если он хотел писать о нем самом? Вообще, чиновник в самой иерархии оставался беззащитным, один на один с непосредственным начальником, вооруженным «третьим пунктом». Формально предполагалось, что эта статья распространяется на все этажи чиновничьей иерархии и как бы «выравнивает» их перед законом, усиливает служебную дисциплину. Однако специальные исследования этого вопроса показали, что увольнение по «третьему пункту» не представляло собою особенно частого явления среди высшего чиновничества. Многократно различные правительственные комиссии, а позднее думские фракции предпринимали попытки отменить «третий пункт», как противоречащий современному правосознанию, но безрезультатно. «Узаконенный произвол», легший в основу служебного права чиновничества, упорно сохранялся до Февральской революции.
Канцелярия губернатора Астраханской губернии по своим функциям и структуре являлась типичным административным органом XIX века.
В период реформ проводимых в России во второй половине XIX века, канцелярия была «разгружена», часть функций была передана в губернское правление. Однако объем выполняемых работ оставался прежним, это было связанно с функциями выполняемыми губернатором. В обязанности губернатора входил большой круг вопросов, которые он должен был решать лично.
Эта чрезмерная широта полномочий губернатора, наносила неоценимый ущерб, как местному населению, так и государству в целом.
Литература
1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 4-е Изд. М., 1997. С.114.
2. Астраханские губернские ведомости 11 сентября 1865 год. № 37. стр.397. Указ Правительствующего Сената. «О некоторых временных изменениях и улучшениях в устройстве и штатах губернских учреждений ведомства Министерства внутренних дел».
3. ГААО. Учреждение губернских правлений. С.Петербург. 2 января 1845 г. Глава I. Ст.16.
4. ГААО. Ф.1. ОП.8. Д.337.
5. Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая I составленный. СПб., 1857. Т.». Ч. 1. С.710.
6. Памятная книжка Астраханской губернии на 1880 г. Составлена Астраханским губернским статистическим комитетом. Астрахань. Типография губернского правления. 1880г.
7. Адрес-календари Астраханской губернии «Список лицам, служащим по разным ведомствам в Астраханской губернии…»1869-1876гг.
8. Вигепь Ф. Ф. Записки. М., 1892. Ч. 2. -С. 16.
9. Фишер К. И. Записки сенатора К.И. Фишера // Ист. вести. 1908. Т. 111, № 1. -С.62-63.
10. Памятная книжка Астраханской губернии на 1876 год. Астрахань. Типография губернского правления. С. 26.
11. Памятная книжка Астраханской губернии на 1878г. Составлена Астраханским губернским статистическим комитетом. Астрахань. Типография губернского правления. С. 9.
12. Памятная книжка Астраханской губернии на 1879г. Составлена Астраханским губернским статистическим комитетом. Астрахань. Типография губернского правления. С. 7.
13. Памятная книжка Астраханской губернии на 1880 год. Составлена Астраханским губернским статистическим комитетом. Астрахань. Типография губернского правления. 1880г.
14. Памятные книжки Астраханской губернии за 1892-1893 гг.
15. Астраханские губернские ведомости 11 сентября 1865 год. № 37. стр.397. Указ Правительствующего Сената. «О некоторых временных изменениях и улучшениях в устройстве и штатах губернских учреждений ведомства Министерства внутренних дел».
16. Свод законов Российской империи. Т.3. «Устав о службе гражданской». 1857г. Ст.788. п.3.