В статье представлен процесс стратегического управления и основные этапы формирования продовольственной стратегии в региональной социально-экономической системе. Представлено древо продовольственной стратегии в достижении продовольственной безопасности. Выделены критерии и угрозы продовольственной безопасности.
In article process of strategic management and the basic stages of formation of food strategy in regional social and economic system is presented. The tree of food strategy in achievement of food safety is presented. Criteria and threats of food safety are allocated.
Реализация эффективной продовольственной стратегии является необходимым условием конкурентоспособности региональной экономики, которая трактуется как активное состояние элементов мезоэкономической системы и как способность формировать действенную институциональную среду, создавать и реализовывать преимущества по отношению к другим регионам.
Основные этапы разработки стратегического плана во взаимосвязи со стратегическим анализом и механизмом управления развитием представлены на рис. 1.
Рис. 1. Этапы разработки продовольственной стратегии в региональной социально-экономической системе
Процесс стратегического управления состоит из трех этапов: стратегический анализ, включающий сбор и анализ информации; разработка стратегического плана; управление стратегическими задачами (проектами). Стратегический анализ предполагает SWOT-анализ региональной экономики, детализированный в формате PEST+М-анализа, который позволяет выявить и структурировать факторы внешней среды (политические (P), экономические (Е), социальные (S), технологические (Т), факторы рыночного окружения (М)), существенно влияющие на продовольственную стратегию в регионе.
Классификация типов стратегий основывается на структурировании уровней формирования продовольственной стратегии. Конкурентные стратегии применительно к рынку продовольственных товаров в регионе представляют собой набор правил, которыми руководствуются экономические агенты при определении субъектного состава и направлений развития его инфраструктуры. Продуктовые стратегии – это набор правил для принятия решений при определении номенклатуры продовольственных товаров, определяющей пороговый уровень обеспечения населения по основным продуктам питания (мясо и мясопродукты, молоко и яйцо) и 100-процентный уровень их производства в соответствии с физиологическими нормами потребления. Операционная стратегия – это набор правил, которыми руководствуются экономические агенты при ведении повседневной деятельности по продовольственному обеспечению населения региона. Управленческая стратегия – это набор правил, которыми руководствуются экономические агенты при принятии решений внутри организаций. Ресурсная стратегия – это набор правил, которыми руководствуются экономические агенты при принятии решений по приобретению и использованию факторов производства в процессе производства и реализации продуктов питания. Архитектура «дерева» продовольственной стратегии в регионе представлена в таблице 1.
Таблица 1
Архитектура «дерева» продовольственной стратегии в регионе
Продовольственная стратегия в региональной социально-экономической системе |
||||
Конкурентные стратегии |
Продуктовые стратегии |
Операционные стратегии |
Управленческие стратегии |
Ресурсные стратегии |
1. Стратегия общего ценового лидерства. 2. Стратегия дифференцирования. 3. Стратегия фокусирования. |
1. Сохранение традиционной номенклатуры продовольственных товаров. 2. Расширение номенклатуры продовольственных товаров. |
1. Маркетинг. 2. Сбыт. 3. Хранение. 4. Транспорти-ровка. |
1. Маркетинг. 2. Финансы. 3. Экономика. 4. Учет. 5. Организаци-онная структура. 6. Логистика. |
1. Материаль-ные. 2. Финансовые. 3. Трудовые. 4. Информаци-онные. |
Основными составляющими экономической безопасности государства, как совокупности связанных между собой и взаимодействующих компонентов, выступают: социальная безопасность, продовольственная безопасность, информационная безопасность, финансовая безопасность.
Система продовольственной безопасности государства трактуется как совокупность социо-эколого-экономических отношений, в рамках которых реализуются согласованные с целями развития государства интересы территориальных сообществ, субъектов предпринимательства и отдельных домохозяйств в нейтрализации экзогенных и эндогенных факторов, препятствующих трансформации и саморазвитию национальной экономики, в устойчивом, достаточном и качественном удовлетворении потребностей населения в необходимых (основных) продуктах питания при полной или максимально возможной независимости государства от внешних источников продовольствия. В системе продовольственной безопасности выделяются взаимосвязанные функционально-целевые и обеспечивающие (организационные, ресурсные и технологические) подсистемы. В качестве системообразующего фактора в системе продовольственной безопасности выступает агропромышленный комплекс (АПК). Функционально-целевыми являются подсистемы сбыта и распределения продовольствия, формирования продовольственного резерва и потребления. Обеспечивающими являются подсистемы управления; финансового, информационного, материально-технического и технологического обеспечения; исследований и инноваций.
Согласно нормативам Всемирной сельскохозяйственной организации при ООН (ФАО), продовольственная безопасность государства обеспечивается в том случае, если в ней производится порядка 80% потребляемого продовольствия. Продовольственная безопасность считается обеспеченной, если, кроме производства необходимого количества продовольствия, осуществляется его дополнительный выпуск в объеме восполняемого страхового запаса на уровне развитых стран мира (17%). В случае, когда определенные виды продовольствия не выпускаются или их производство ограничено, продовольственная безопасность обеспечивается за счет импорта продовольствия.
Критериями продовольственной безопасности выступают:
1. Степень удовлетворения физиологических потребностей человека в компонентах определенного энергетического насыщения пищевого рациона, его соответствие требованиям по допустимому содержанию в пищевых продуктах остатков вредных для здоровья веществ.
2. Уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения.
3. Устойчивость расходов домохозяйств.
4.Степень независимости продовольственного и ресурсного обеспечения АПК от импортных поставок.
5. Уровень и темпы развития отраслей АПК.
6. Размеры оперативных и стратегических запасов продовольствия.
К основным угрозам продовольственной безопасности относятся: усиление дисбаланса между мировым производством сельхозпродукции и спросом на нее; насыщение агропродовольственного рынка импортными сельхозпродукцией, сырьем и продовольствием, удельный вес которых в общем объеме потребления значительно превышает пороговый уровень продовольственной безопасности; вытеснение с внутреннего рынка отечественных продовольственных товаров; необоснованные объемы экспорта отдельных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия; неустойчивое развитие сельского хозяйства; высокий уровень бедности населения и его имущественной дифференциации; низкий уровень совокупного платежеспособного спроса населения на продовольствие и недостаточные темпы улучшения качества его питания; деформированность структуры экономики АПК, ее сырьевая ориентация; диспаритет цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства; невысокий уровень деловой активности в пищевой и перерабатывающей промышленности; несовершенство государственного регулирования агропродовольственного рынка, финансово-кредитной, налоговой, страховой и таможенной политики, диспаритет цен на сельхозпродукцию и средства производства (услуги), потребляемые сельхозпроизводителями; дефицит квалифицированных кадров в АПК; низкий уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка, моральное и физическое старение материально-технической базы отраслей агропромышленного комплекса; неравномерность развития АПК регионов; неразвитость системы мониторинга и прогнозирования развития агропродовольственного рынка.
Указанные критерии и угрозы нуждаются в конкретизации с учетом особенностей национальной экономики и ее региональных образований.