Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
К современным тенденциям развития специального образования прежде всего необходимо отнести следующие: изменение и обновление его содержания; вариативность; более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий); системный подход к работе учителя в специальных (коррекционных) классах. Нарушения развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка.
Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов обновления коррекционной работы по преодолению письменной речи. Использование на логопедических занятиях бланков позволяют развивать и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мыслительную.
Работа учителя- логопеда регламентирована, но нестандартизирована; даёт простор для творческого поиска, но довольно трудоёмка при подготовке к занятиям. Это можно объяснить отсутствием стандартных учебников для школьников с нарушениями устной и письменной речи (при обилии пособий, публикаций по логопедии для школьников не имеющих интеллектуального нарушения). В настоящее время не достаточно разработано методической литературы для работы педагогам, работающим со школьниками, имеющими ОВЗ.
Противоречия в работе заключаются в недостаточном развитии произвольности и саморегуляции учебной деятельности обучающихся с ОВЗ. Вследствие этого необходимо упорядочить ориентировочную деятельность и самоконтроль данной группы школьников.
Причины нарушения письма и чтения по типу дислексии и дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи разнообразные. Впервые на нарушения письма и чтения указал А. Куссмауль (1877). В медицинской, психологической и дефектологической литературе (В. Маорган, Р. А. ТкачевТ. Г. Егоров, Б. Г. Ананьев, Ф. А. Рау, А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, М. Е. Хватцев и др.) описано много случаев невозможности овладения письменной речью. Когнитивный подход к дисграфии прослеживается и в докладе Р. И. Лалаевой «Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей». Экспериментальное изучение когнитивной деятельности детей с нарушениями письменной речи выявило отставание в развитии симультанного восприятия, проблемы с устойчивостью и распределением внимания, слабое развитие операций мышления и трудности в организации познавательной деятельности. Р. И. Лалаева пишет: «…у детей с дисграфией отмечается недостаточность прежде всего вербально — логического мышления, несформированность процессов обобщения, абстрагирования, инертность и замедленность протекания познавательных процессов.
Характерным для этой категории детей является значительное снижение памяти, трудности концентрации, распределения и продуктивности внимания, быстрая истощаемость при решении мыслительных задач». Отсюда вытекают и изменения в структуре коррекционной работы с такими детьми, необходимость совершенствования устной и письменной речи, но и мероприятия по развитию произвольных психических процессов, интеллектуальной деятельности.
Для предупреждения неуспеваемости и развития младших школьников с общим недоразвитием речи применяется бланковая методика. Данная методика, предлагаемая Е. В. Кузьминой, используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, Н. И. Садовникова, Н. П. Мещерякова, Л. Н. Ефименкова).
Привычные и традиционные виды учебной деятельности (чтение и разбор текстов, письмо под диктовку и пр.) не могут решить проблемы смешения или пропусков букв, а работа с картинками или игрушками кажется многим современным школьникам делом несерьезным. Компьютеризация процесса обучения, использование психологических приемов коррекции речевых нарушений — наиболее действенные варианты обновления и оживления коррекционной работы.
Этому в полной мере соответствуют бланковые методики. Бланки помогают решать разнообразные задачи: закрепление словаря по определенной лексической теме, развитие мыслительных операций, формирование произвольности внимания, избирательности восприятия, развитие навыков дифференциации букв, слов, понятий.
Применение бланковых методик в логопедической работе
повышают учебную мотивацию школьников-логопатов.
повышает интерес на занятии, занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей и компьютерной технологии позволяющей формировать фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка
активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности
учитывать индивидуальные особенности и возможности при усвоении учебно-развивающих заданий.
Бланк-карточка — это субтестовое задание с сопровождающимися рекомендациями по применению. Предлагаются различные символы в виде (таблиц, схем, цифр, букв, картинок, геометрических фигур, цвета) и задаётся инструкция, в которой оговаривается, какие символы необходимо выделить в бланке.
Бланковые задания позволяет учитывать проблемные зоны обучающихся:
несовершенство зрительных дифференцировок;
несовершенство фонематического восприятия;
отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи;
несовершенство в организации своей учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка);
особенности восприятия стандартных инструкций (устных или письменных; простых или многоступенчатых)
Памятка–алгоритм выполнения бланковых заданий. Памятка предлагается в двух вариантов.
1 вариант — состоит из двух алгоритмом, предназначен для обучающихся 2–4 классов имеющих ОВЗ (низким темпом работы, большой отвлекаемостью, быстрой утомляемостью);
2 вариант — состоит из трёх алгоритмов, предназначен для учащихся успешно овладевших начальным этапом работы с памяткой.
Необходимо постепенно учить планировать и организовывать свою работу. Можно ввести памятки, посвящённые алгоритму выполнения бланковых заданий. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями в обучении. Памятки предлагаются в двух вариантах, с учётом индивидуальных возможностей, степени включённости в коррекционно-учебный процесс школьников.
Памятка. (Вариант 1)
- Внимательно прочитай инструкцию к заданию.
- Приступай к выполнению заданий по команде.
Памятка. (Вариант 2)
- Подпиши свой бланк (укажи фамилию, класс и дату заполнения).
- Внимательно прочитай инструкцию к заданию.
- Приступай к выполнению заданий по команде.
Работа по бланковым методикам позволяет продуктивно и качественно проводить коррекционно-образовательный процесс, используя в комплексе современные компьютерные технологии, игровые технологии. Данные направления способствует развитию устной и письменной речи, способствуют выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе
Применение методики соответствует общедидактической цели занятия:
коррекционно-образовательной: закрепить учебный материал, предлагаемый на логопедическом занятии; преодолеть трудности в овладении устной и письменной речи.
коррекционно-развивающей: развивать познавательный интерес обучающихся; психические процессы (мышление, память, внимание).
коррекционно-воспитательной: воспитывать мотивацию к логопедическому занятию; умение работать самостоятельно и выполнять самоконтроль своей деятельности; обогащать эмоционально-чувственную сферу.
Данная методика включает разделы вызывающие основные трудности коррекции письменной речи.
- Формирование звукобуквенного анализа и синтеза слов
Данные задания позволяют закрепить навыки дифференциации согласных-гласных, навыки звукобуквенного анализа, развитие произвольного внимания.
Бланк № 1
«Зашифрованные слова».
Фамилия, имя _____________________ Класс_____________________________ дата___________________________ Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С- согласный; Г- гласный.
Образец: ШКОЛА- ССГСГ ПЕНАЛ_________ УЧЕНИК________ КЛАСС__________ КАРАНДАШ_______________ |
2. Раздел. Пополнение и уточнение словарного запаса
Задания на синтезирование слов из набора букв, слогов. Пополнение лексического запаса.
Бланк № 2. «Найди слова»
Фамилия, Имя______________________
Класс_____________________________
дата___________________________
Инструкция: среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.
ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖРАВЛЬЩДПСКВОРЕЦДЮКУКУШКА
3.Раздел. Словообразование. Обогащение словарного запаса.Упражнять в способе словообразования слов
Бланк № 3«Художник»
Фамилия, Имя _____________________
Класс_____________________________
дата___________________________
Инструкция: Подбери слова, являющиеся родственными, однокоренными и обозначьте их цветом подходящим к словом.
ГЛАЗ |
|
РОТ |
|
НОС |
|
носик |
|
носище |
|
глазик |
|
глазной |
|
роток |
|
переносица |
|
ротище |
|
сглазить |
|
ротик |
|
- Раздел. Лексико-грамматический строй речи; Развитие пассивного и активного словаря; Сининимы, омономы, антонимы русского языка; Составление словосочетаний, предложений; Восстановление деформированного текста.
Бланк № 4
Фамилия, Имя _____________________
Класс_____________________________
Дата__________________________
Инструкция: составь и запиши словосочетания, заменяя цифры числительными.
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
Коррекционно-логопедическая работа с применением бланковых методик способствует повышению мотивации к логопедическому занятию, вносит элементы занимательности при актуализации полученных знаний, а также при устранении недостатков устной и письменной речи, корректируют отставание в развитии высших форм памяти, операций мышления. Построение алгоритма языкового анализа,(школьнику приходится не просто вспомнить,вдуматься, а оперировать словами, анализировать,синтезировать, классифицировать слова текстового задания), способствует выработке умения самостоятельно контролировать ход выполнения задания самим учеником, а учителю производить контроль выполнения задания, в дальнейшем проводить логопедическое обследование.
Проанализировав данные обследования устной и письменной речи обучающихся на логопункте МСКОШИ VШ вида за период 2010–2013 учебный год, выявили: 2010–2011 уч.г- 23 % учащихся выпущено с улучшением устной и письменной речи; 2011–2012 уч.г.-33 %; 2012–2013 уч.г. — 44 % учащихся.
Бланковые методики зарекомендовали себя как один из способов развития устной и письменной речи; результаты обучения имеют не значительный результат, по причине ограниченных возможностей здоровья данной группы учащихся, но это и есть положительный результат.
Литература:
- Андреева Н. Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 1. Москва. «ВЛАДОС», 2006.С179.
- Андреева Н. Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 2. Москва. «Владос», 2008.С 301.
- Глебова Н. Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Журнал «Логопед» № 1 2009г.С70.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2005.
- Козырева Л. М. Программо — методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.
- Кукушкин В. С. Логопедия в школе практический опыт. М., 2005.
- Кузьмина Е. В. Бланковская методика в работе логопеда.М. 2007.
- Лалаева Р. И. Нарушения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 19998.
- Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.
- Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. М.,2006.
- Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М., 2006.
- Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. М., 2006.
- Пережогин Л. О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие. М., 2006.