- Актуальность.
- Цель и задачи.
- Сроки и этапы реализации.
- Формы работы с родителями.
- Предполагаемый результат.
- Список литературы.
- Перспективный план проекта.
Актуальность проекта:
После обследования детей старшей группы у многих выявлен низкий уровень физического развития и физической подготовленности.
Цель: Организация условий по созданию здоровьесберегающей среды в подготовительной группе.
Сохранение и укрепление здоровья детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Формирование у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
Снизить процент детской заболеваемости.
Повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Приобщить родителей и детей к здоровому образу жизни.
Оказать всестороннею помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к ЗОЖ.
Повышение педагогической культуры родителей.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.
Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование готовности к здоровьесбережению детей будет более эффективным, если: определены и включены в деятельность основные принципы (педагогической целесообразности, гуманистической направленности, непрерывного развития, системности и последовательности, сознательности и активности, комплексного подхода, целостности, самостоятельности), в процессе которые обеспечивают формирование готовности к здоровьесбережению детей дошкольного возраста;
Сроки и этапы реализации проекта:
Подготовительный этап — (сентябрь 2015 года)
Основной этап — (октябрь — декабрь 2015 года)
Обобщающий этап — (май 2016 года).
Формы работы с родителями:
- Проведение родительских собраний, семинаров практикумов, консультаций.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
- Консультативная работа (использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).
- Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).
- Организация индивидуальной и групповой работы.
- Анкетирования родителей.
- Участие родителей в конкурсах.
- Дни открытых дверей.
- Показ занятий для родителей.
- Совместные занятия для детей и родителей.
- Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (инструктора по физической культуре, медицинской сестры).
- Организация совместных дел.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». (Жан Жак Руссо)
Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
Одной из основных задач физического воспитания развития дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды т. е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми. Обеспечить здоровье ребенку в дошкольном возрасте — значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.
Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад — это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии — нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Анкетирование родителей в нашей группе по вопросам педагогической компетентности в физическом воспитании детей показало, что только 37 % родителей уверены в своих знаниях, 22 % постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 41 % испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию. Но все родители хотят, чтобы их дети занимались спортом, но сами никаких действенных мер для возникновения интереса у детей к спорту не предпринимают.
Интерес родителей к спорту — в основном созерцательный: просмотр спортивных телепередач, посещение стадионов. И только 5 семей своим личным примером увлекли детей спортом. Физическое воспитание в обследованных семьях характеризуется ярко выраженной пассивностью родителей в организации двигательного режима детей, в неумение самих детей самостоятельно заниматься играми, спортивными развлечениями. Хотя все родители знают и правильно оценивают физическое воспитание для здоровья и развития детей, но своим примером не поддерживают и не развивают естественную потребность к движению. Это означает, что нам сотрудникам детских учреждений необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, как передачу теоретических знаний, так и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также распространение положительного семейного опыта воспитания детей.
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительные, деловые контакты с взрослыми, участвующими в процессе воспитания. Эта работа предполагает несколько этапов.
Первый этап — знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
Второй этап — знакомство с жизнью семьи, ее интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка.
Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семейного микроклимата. Для этого необходимо использовать такой метод, как анкетирование, которое помогает:
получить информацию о ребенке, о его жизни в семье;
обеспечивать единство воспитательного процесса в семье и детском саду;
анализировать качество проводимой работы с родителями — насколько усилия педагогов детского сада помогают родителям и детям в воспитании здоровых детей.
Третий этап — формирование установки на сотрудничество.
Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка; ознакомление родителей с результатами обследования детей; индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки; открытые занятия
Четвертый этап — организация открытых мероприятий. Причем родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребенка.
На этом этапе предлагаем следующие формы работы: совместная спортивная деятельность с детьми и родителями — занятия, развлечения, походы, Дни здоровья и т. д.; консультационная помощь специалистов; составление индивидуальных планов оздоровления детей совместно со специалистами и родителями.
Ознакомившись с условиями жизни семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к здоровому образу жизни условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Родители, относящиеся ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но не хватает им знаний и опыта, они испытывают дефицит свободного времени в связи с загруженностью работой; у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе воспитателей с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в садовских соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Мы привычно обращаем внимание на то, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований — они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре. Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества. Большой эмоциональный отклик вызвал совместный спортивный праздник «Сочи 2014год», праздник посвящённый дню Защитника Отечества. Он проходил в форме соревнований между командами. Дети старались не отставать от взрослых, показывали хорошие результаты, радовались успехам своих родных. В своей работе мы используем и нетрадиционные формы проведения развлечений. Хорошей традицией нашей группы стало приглашение родителей на встречу с детьми «Гость группы». Примером таких встреч можно назвать «Витамины на грядке», когда мама Ангелины К. рассказала о том, где живут витамины, познакомила детей с рецептами некоторых полезных салатов, поиграла в игры «Консервируем на зиму», «Угадай на вкус», «Разрезные картинки». Дети делились впечатлениями с родителями и сверстниками. На развлечение по теме «Поговорим о спорте» мы пригласили бывшую выпускницу детского сада Сабину Р.(мастер спорта по борьбе по дзюдо). Она рассказала о видах спорта, познакомила с формой дзюдо, принесла значки, вымпелы, кубки, вместе с детьми поиграла в подвижные игры. Дети остались под большим впечатлением от этой встречи.
В группе нами создано сообщество «Дети — родители — педагоги», которое успешно действует на протяжении 3 лет.
В работе с родителями мы сделали упор не только на пропаганду здорового образа жизни, но и на духовное, нравственное воспитание детей. Семья — оплот общества, это наследница нравственных, духовных обычаев и ценностей. В семье проходит вся жизнь ребенка и, поэтому, родители — пример для своих детей. Семья играет центральную роль в сознании ребенка, задача воспитателя помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и именно отец ответственен за воспитание детей.
Ведущая роль в нравственном воспитании ребенка отводится семье. Отец — глава семьи, модель его поведения формирует в детях самостоятельность, эмоциональную устойчивость и духовную целостность. Мужественность усваивается в обыденной жизни от отца. У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите, в его обществе, в его любви. Важно, чтобы дети имели возможность проводить достаточно времени с отцом, ощущать его участие, доброту и, по возможности, помогать ему.
Вовлечение отцов в процесс нравственного воспитания дошкольников через нетрадиционные формы работы на основе православной культуры. Работа с папами строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей, на возрождении наиболее ценных народных и православных традиций. В своей работе опираемся на те семьи, которые могли бы служить примером для подражания, стать союзником. Один раз в месяц приглашаем пап провести с детьми совместные мероприятия: подвижные игры, спортивные развлечения и т. д. Но при этом на мероприятия приглашались малоактивные папы, которые перенимали успешный опыт родителей по взаимоотношению со своим ребенком.
Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Результативность проекта:
Сформированы навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
Разработан цикл занятий по теме: «Забота о здоровье — это важнейший труд родителей».
Составлено перспективное планирование по здоровьесбережению
Создали цикл консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Улучшились показатели здоровья детей (с 37 % до 94 %)
- Развлечение: «Мужской подход к физическому воспитанию ребенка»
Цель: Повысить уровень компетентности отцов в вопросах создания позитивного психологического климата в семье. Содействовать осознанию особенностей мужского воспитания, его влияния на формирование у ребенка определенных качеств личности и особенностей мировоззрения.
Привлечь малоактивных пап к здоровому образу жизни на примере родителей занимающих спортом.
- Развлечение «Сто детей для ста друзей»
Цель: Привлечь малоактивных пап к здоровому образу жизни на примере родителей занимающих спортом.
- Развлечение: “Здоровье — главная ценность человеческой жизни”
Цель: Воспитание потребности в занятиях физической культуры
- «Я здоровье берегу –сам себе я помогу»
Цель: Формировать у детей и родителей потребность к здоровому образу жизни; Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление привычки и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
- Спортивные мероприятия и конкурсы: «Мама, папа, я — спортивная семья», Талисман здоровья нашей семьи — «Мой папа»
Цель: Продемонстрировать силу, ловкость и выносливость отцов, их умение прийти на помощь ребенку. Воспитывать взаимовыручку и умение действовать в команде. Пропаганда активного, здорового семейного отдыха. Создание условий для тесного продуктивного сотрудничества между родителями и педагогами в воспитании детей.
- Развлечение: «К здоровью вместе с папой и мамой»
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.
- Развлечение: «Сегодня быть здоровым – модно и престижно!» (к Дню здоровья)
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.
- Мастер-класс «Движение — жизнь»
Цель: Показать дружбу, взаимопонимание, взаимовыручку. Поощрять творческую инициативу детей и родителей в продуктивной деятельности. Повышать педагогическую и валеологическую культуру родителей.
- Развлечение: «Летние виды спорта»
Цель: Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников; способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных эмоций; прививать любовь к занятиям физической культурой и спорту.
Литература:
- Алябьева Е. А. Игры для детей 4–7 лет; развитие речи и воображения. Москва, 2009 г.
- Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. Москва. ТЦ Сфера, 2004 г.
- Блинкова Г. М. Занятия. Познавательное развитие детей 5–7 лет. Москва. 2010 г.
- Вахрушев А. А. Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Москва, 2003 г.
- Галанов А. С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.
- Зайцев Т. К. Уроки Айболита. СПб. 2003 г.
- Иванова А. И. Человек. Естественно-научные эксперименты в детском саду. Москва. 2010 г.
- Кулик Г. И. Серженко Н. Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ Сфера, 2010 г.
- Каркушина М. Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.
- Люцис К. Азбука здоровья в картинках. Москва. Русское энцеклопедическое творчество. 2004 г.