Возможности формирования логических универсальных действий младших школьников при изучении категории числа имен существительных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 931 раз

Библиографическое описание:

Белоглазова, Е. В. Возможности формирования логических универсальных действий младших школьников при изучении категории числа имен существительных / Е. В. Белоглазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22519/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [5, с. 1]. В более узком значении «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5, с. 1].

Проведенные исследования показали, что возможности уроков русского языка по формированию универсальных учебных действий безграничны 1, 4, 5. По мнению Н. В. Васенковой, учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Так, например, работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей 4. Нужно заметить, что все компоненты учебно-логических умений между собой тесно связаны и развивать что-то одно невозможно. В целом, для формирования логических УУД необходимо работать над развитием речи учащихся; расширением словарного запаса школьников; умением наблюдать; умением рассматривать; умением слушать; умением выделять признаки предметов; умением задавать вопросы; умением выполнять анализ и сравнение; умением обобщать и делать выводы.

В данной статье остановимся на рассмотрении возможностей формирования логических универсальных учебных действий младших школьников при изучении категории числа имен существительных (на примере анализа учебников русского языка для начальной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной).

В учебнике русского языка названных авторов для 2 класса, части 2 в теме «Число имен существительных» представлены разнообразные упражнения, способствующие формированию логических УУД, например,

Упражнение 104, с. 61.

Прочитайте слова.

Конфета, книга, альбом.

Конфеты, книги, альбомы.

Докажите, что это имена существительные. В чем сходство и различие слов в разных столбиках? Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов? [2, с. 61].

Выполняя данное упражнение, учащиеся 2 класса не только определяют число имен существительных, но и сравнивают слова, записанные в столбиках, высказывают свое мнение, доказывая свою точку зрения, то есть у них формируются логические универсальные учебные действия.

В упражнение 105, с. 61.

Прочитайте. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Волга, л..сник, друз..я, м..л..ток, маш..ны, мес..ц, м..сквичи, мал..чики, ур..жай, Ил..я, к..ртины, т..варищи, б..льница, м..ряки, Р..ссия, д..кабрь, л..сята, М..сква.

Как узнать, в каком числе употреблены имена существительные? Выпишите сначала имена существительные, которые стоят в единственном числе, а затем те, которые стоят во множественном числе. В какие еще группы можно объединить слова? [2, с. 61] младшим школьникам приходится самостоятельно (или с помощью учителя) выводить алгоритм определения числа имен существительных, высказывать предположения, приводя доводы, затем им необходимо классифицировать указанные имена существительные (а для этого необходимо проанализировать языковую единицу, сравнить, выявить особенности, обобщить, сделать вывод), следовательно, при решении данной лингвистической задачи формируются логические УУД.

Подобное мы наблюдаем и при выполнении заданий к упражнению 106.

Упражнение 106, с. 62.

Прочитайте. Измените число каждого имени существительного.

1. Туфля – туфли, ягода – …, море – …, облако – … .

2. Простыни – простыня, улицы –…, больница – …, одеяла– … .

Запишите пары слов. Над каждым, словом укажите его число. Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменилось по числам [2, с. 62].

Авторы программы и учебников русского языка Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина во втором классе знакомят с группой имен существительных, неспособных изменяться по числам. Учащиеся, основываясь на своем языковом опыте, приходят к выводу, что в русском языке есть существительные либо только единственного числа, либо только множественного числа. Причем важно заметить, что при выполнении упражнений из анализируемого учебника у учащихся формируются логические универсальные учебные действия. Так происходит, например, в упражнение 111.

Упражнение 111, с. 64.

Прочитайте.

Санки, тетрадь, солнце, ножницы, торты, сахар, стаканы, банты, молоко, снежинка, метро, очки, творог, гербы, весы.

Определите, изменяются ли данные имена существительные по числам. Какие из них употребляются только в единственном числе? Только во множественном числе?

Запишите имена существительные в следующем порядке: а) те, которые изменяются по числам, б) те, которые употребляются только в единственном числе, в) те, которые употребляются только во множественном числе [2, с. 64].

В третьем классе в теме «Число имен существительных» учащиеся продолжают знакомство с категорией числа имен существительных. Во 2-ой части учебника русского языка для 3 класса Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина представлены упражнения, направленные на формирование логических универсальных учебных действий.

Упражнение 112, с. 197.

Поставьте имена существительные во множественное число. Обозначьте ударения. Выделите окончания.

Окно – ... , дело – ... , место – ... , гнездо – ... , платье – ... , здание – ... , перо – ... , море – ... , письмо – ... , озеро – ... , облако – ... . [3, с. 197].

При работе с данным упражнением учащиеся не только подбирают парную форму числа к именам существительным, но и анализируют данные словоформы: третьеклассникам приходится сравнивать полученные слова, выстраивать логические цепочки, делать выводы. Следовательно, при работе с данным упражнением формируются логические универсальные учебные действия.

Или упражнение 113, с. 197.

Запишите имена существительные в единственном или во множественном числе. Выделите окончания.

Плащи, герой, ракета, облака, пристань, ночи, комбайн, деревни, человек, шофёр, улицы [3, с. 197].

Упражнение 116, с. 198.

Запишите имена существительные в форме множественного числа, распределив их в три столбика по родам.

Облака, гнёзда, апельсины, каникулы, тракторы, берёзы, гавани, перья, кони.

Учителя, корабли, окна, очки, якоря, рельсы, полотна, офицеры, площади.

– Выделите окончания [3, с. 198].

Выполняя упражнения 113, 116 и подобные учащиеся не только определяют число имен существительных, но и обобщают знания об изученных частях речи, классифицируют слова по группам. Следовательно, они не только активизируют полученные знания в процессе обучения во втором классе, но формируют логические универсальные учебные действия.

Анализ учебников русского языка для начальной школы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной показал, что авторы учебников особое внимание уделили заданиям, которые способствуют формированию логических универсальных учебных действий. Представленные упражнения помогают развивать операции словесно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение), умения обобщать и делать выводы.

 

Литература:

  1.      Бабина, С. А. К вопросу о формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / С. А. Бабина // Модернизация образования: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 15-16 ноября 2012 г. – Брянск: Десяточка, 2012. – С. 90–94.
  2.      Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3 класса. В 2 ч. Ч 2. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 208 с.
  3.      Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2012. – 175 с.
  4.      Васенкова, М. В. Универсальные учебные действия русскому языку в начальной школе / М. В. Васенкова // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 31–42.
  5.      Универсальные учебные действия Электронный ресурс // Школа успешного учителя: активная методическая помощь педагогам. – Режим доступа: http://edu-lider.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/
Основные термины (генерируются автоматически): множественное число, русский язык, упражнение, действие, единственное число, имя, существительное, умение, число имен существительных, начальная школа.


Похожие статьи

Использование проблемных заданий при формировании представлений о категории падежа у младших школьников

Проблемный метод обучения на уроках русского языка как способ формирования интеллектуальных особенностей обучающихся ( на примере изучения категории рода имени существительного)

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей дошкольного возраста

Особенности изучения временных форм русского глагола в национальных группах

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР

Похожие статьи

Использование проблемных заданий при формировании представлений о категории падежа у младших школьников

Проблемный метод обучения на уроках русского языка как способ формирования интеллектуальных особенностей обучающихся ( на примере изучения категории рода имени существительного)

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Лингвистический аспект формирования синтаксиса простого распространенного предложения у детей дошкольного возраста

Особенности изучения временных форм русского глагола в национальных группах

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР

Задать вопрос