Ключевые слова: орфоэпия, орфоэпические архаизмы, орфоэпическая культура, литературное чтение, методика преподавания русского языка и литературного чтения.
Развитие и совершенствование орфоэпических умений и навыков младших школьников необходимо осуществлять на уроках литературного чтения. Художественные тексты, имеющиеся в учебниках для чтения, представляют собой богатый и разнообразный материал, поэтому орфоэпическая работа на уроках чтения организуется в основном на текстовом материале учебников.
Одним из направлений орфоэпической работы на уроках чтения в начальной школе является работа над устаревшими произносительными нормами (орфоэпическими архаизмами).
Совершенствование орфоэпических умений и навыков младших школьников осуществляется прежде всего при проведении словарной работы – вида учебной деятельности, обязательного для урока чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа художественного произведения [1, с. 102].
На подготовительном этапе необходимо организовать работу над труднопроизносимыми словами; над словами, требующими от учителя проведения орфоэпического комментирования и организации работы по орфоэпической разметке текста при подготовке учащихся к выразительному чтению.
Например, при изучении «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина учитель обращает внимание школьников на устаревшие нормы ударения:
В воротА вошла она,
На подворье тишина… [5, с. 81].
или произношения:
Спрос не грех. Прости ты нас,–
Старший молвил, поклоня[с]… [5, с. 81].
Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает изучение достаточно большого количества стихотворных произведений различных авторов. Стихотворные тексты дают возможность для совершенствования орфоэпической подготовки учащихся, поскольку они ориентированы на чтение их вслух и заучивание наизусть. Орфоэпическую работу при изучении стихотворных текстов необходимо проводить в рамках словарной работы на подготовительном этапе изучения художественного произведения. Большое значение для стихотворной речи имеют ритм и рифма.
Особенно благоприятными для использования учителем элементов высокого произносительного стиля являются уроки, где происходит знакомство учащихся младших классов со стихотворными произведениями русских поэтов ХIХ – начала ХХ вв.
Необходимость в орфоэпическом комментировании возникает в тех случаях, когда вероятность орфоэпической ошибки особенно велика или имеются расхождения между современной нормой и нормой, действовавшей в языке во времена создания художественного произведения.
Стихотворные тексты, имеющиеся в учебниках для чтения в начальной школе, содержат языковой материал, требующий орфоэпического комментария.
- Архаичные акцентологические нормы:
– в именах существительных:
Идут витязи четами
И, блистая сединАми,
Дядька впереди идёт… (А. Пушкин) [4, с. 125].
В воротА вошла она,
На подворье тишина…(А. Пушкин) [5, с. 74].
– в именах прилагательных:
А по двору метелица
Ковром шелкОвым стелется… (С. Есенин) [2, с. 195].
– в глаголах:
Попрыгунья-стрекоза
Лето красное пропела.
Оглянуться не успела,
Как зима катИт в глаза… (И. Крылов. Стрекоза и Муравей) [3,
с. 106].
В стихотворных произведениях учебников представлены акцентологические варианты слов:
– современные и устаревшие (звёздами – звездАми):
Как шитый полог, синий свод
Пестреет чистыми звездАми (А.Пушкин) [2, с. 123].
–литературные и народно-поэтические (темнО-ТЁмно):
Щегол уселся на окно.
Выпь говорит, что ей темнО. (С. Маршак) [2, с. 20].
В домах все тЁмно. У ворот
Запоры с тяжкими замками (А. Пушкин) [2, с. 123].
2.Архаичные орфоэпические нормы:
– произношение [с] в глагольных постфиксах:
Спрос не грех. Прости ты нас, –
Старший молвил, поклоня[с]… (А. Пушкин) [5, с. 81].
В нашем болотистом низменном крае
В пятеро больше бы дичи вело[с],
Кабы сетями её не ловили,
Кабы силками её не давили;
Зайцы вот тоже, – их жалко до слёз… (Н. Некрасов.) [4, с. 170].
– произношение твёрдых заднеязычных согласных [г, к, х] в прилагательных на КИЙ, ГИЙ, ХИЙ:
Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звон[къй].
Не это ли весна? (А. Блок) [3, с. 114].
Лишь ступил на двор широ[къй] –
Что ж? Под ёлкою высокой…(А. Пушкин) [4, с. 94].
– произношение [э] на месте [о]:
Серебрится мягкий иней
Около подъезда.
Серебристые на синей
Ясной тверди зв[э]зды (А. Блок) [3, с. 113].
Анализ текстового материала учебников для литературного чтения, представляющих образовательную модель «Школа России», позволяет сделать вывод, что текстовый материал учебников располагает значительным потенциалом для формирования орфоэпических умений и навыков младших школьников, что позволяет использовать данные учебники как основное средство обучения учащихся орфоэпии. Накапливаемые младшими школьниками впечатления и представления о звуковом строе русского языка будут способствовать развитию чуткости в восприятии звучащей речи, сознательному отношению к изобразительному потенциалу звуков речи, развитию фонематического слуха.
Таким образом, орфоэпическая работа на уроках литературного чтения закрепляет соответствующие умения и навыки, полученные на уроках русского языка, воспитывает читателей, подготовленных к восприятию и оценке языка художественных произведений.
Литература:
- Методика преподавания русского языка в начальных классах (материалы для самостоятельной работы) / сост. С. И. Люгзаева, Н. В. Кузнецова, Н. В. Винокурова [и др.]; Мордов. гос пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 125 с.
- Родная речь. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
- Родная речь. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
- Родная речь. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с.
- Родная речь. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.