Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Белоусова, В. И. Формирование орфоэпической культуры младших школьников при работе над произносительными архаизмами на уроках литературного чтения / В. И. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22520/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Ключевые слова: орфоэпия, орфоэпические архаизмы, орфоэпическая культура, литературное чтение, методика преподавания русского языка и литературного чтения.

 

Развитие и совершенствование орфоэпических умений и навыков младших школьников необходимо осуществлять на уроках литературного чтения. Художественные тексты, имеющиеся в учебниках для чтения, представляют собой богатый и разнообразный материал, поэтому орфоэпическая работа на уроках чтения организуется в основном на текстовом материале учебников.

Одним из направлений орфоэпической работы на уроках чтения в начальной школе является работа над устаревшими произносительными нормами (орфоэпическими архаизмами).

Совершенствование орфоэпических умений и навыков младших школьников осуществляется прежде всего при проведении словарной работы – вида учебной деятельности, обязательного для урока чтения. В структуре урока словарная работа имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа художественного произведения [1, с. 102].

На подготовительном этапе необходимо организовать работу над труднопроизносимыми словами; над словами, требующими от учителя проведения орфоэпического комментирования и организации работы по орфоэпической разметке текста при подготовке учащихся к выразительному чтению.

Например, при изучении «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина учитель обращает внимание школьников на устаревшие нормы ударения:

В воротА вошла она,

На подворье тишина… [5, с. 81].

или произношения:

Спрос не грех. Прости ты нас,–

Старший молвил, поклоня[с]… [5, с. 81].

Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает изучение достаточно большого количества стихотворных произведений различных авторов. Стихотворные тексты дают возможность для совершенствования орфоэпической подготовки учащихся, поскольку они ориентированы на чтение их вслух и заучивание наизусть. Орфоэпическую работу при изучении стихотворных текстов необходимо проводить в рамках словарной работы на подготовительном этапе изучения художественного произведения. Большое значение для стихотворной речи имеют ритм и рифма.

Особенно благоприятными для использования учителем элементов высокого произносительного стиля являются уроки, где происходит знакомство учащихся младших классов со стихотворными произведениями русских поэтов ХIХ – начала ХХ вв.

Необходимость в орфоэпическом комментировании возникает в тех случаях, когда вероятность орфоэпической ошибки особенно велика или имеются расхождения между современной нормой и нормой, действовавшей в языке во времена создания художественного произведения.

Стихотворные тексты, имеющиеся в учебниках для чтения в начальной школе, содержат языковой материал, требующий орфоэпического комментария.

  1.   Архаичные акцентологические нормы:

– в именах существительных:

Идут витязи четами

И, блистая сединАми,

Дядька впереди идёт… (А. Пушкин) [4, с. 125].

В воротА вошла она,

На подворье тишина…(А. Пушкин) [5, с. 74].

– в именах прилагательных:

А по двору метелица

Ковром шелкОвым стелется… (С. Есенин) [2, с. 195].

– в глаголах:

Попрыгунья-стрекоза

Лето красное пропела.

Оглянуться не успела,

Как зима катИт в глаза… (И. Крылов. Стрекоза и Муравей) [3,
с. 106].

В стихотворных произведениях учебников представлены акцентологические варианты слов:

– современные и устаревшие (звёздами – звездАми):

Как шитый полог, синий свод

Пестреет чистыми звездАми (А.Пушкин) [2, с. 123].

–литературные и народно-поэтические (темнО-ТЁмно):

Щегол уселся на окно.

Выпь говорит, что ей темнО. (С. Маршак) [2, с. 20].

В домах все тЁмно. У ворот

Запоры с тяжкими замками (А. Пушкин) [2, с. 123].

2.Архаичные орфоэпические нормы:

произношение [с] в глагольных постфиксах:

Спрос не грех. Прости ты нас, –

Старший молвил, поклоня[с]… (А. Пушкин) [5, с. 81].

В нашем болотистом низменном крае

В пятеро больше бы дичи вело[с],

Кабы сетями её не ловили,

Кабы силками её не давили;

Зайцы вот тоже, – их жалко до слёз… (Н. Некрасов.) [4, с. 170].

– произношение твёрдых заднеязычных согласных [г, к, х] в прилагательных на КИЙ, ГИЙ, ХИЙ:

Весна идёт сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звон[къй].

Не это ли весна?     (А. Блок) [3, с. 114].

Лишь ступил на двор широ[къй] –

Что ж? Под ёлкою высокой…(А. Пушкин) [4, с. 94].

произношение [э] на месте [о]:

Серебрится мягкий иней

Около подъезда.

Серебристые на синей

Ясной тверди зв[э]зды (А. Блок) [3, с. 113].

Анализ текстового материала учебников для литературного чтения, представляющих образовательную модель «Школа России», позволяет сделать вывод, что текстовый материал учебников располагает значительным потенциалом для формирования орфоэпических умений и навыков младших школьников, что позволяет использовать данные учебники как основное средство обучения учащихся орфоэпии. Накапливаемые младшими школьниками впечатления и представления о звуковом строе русского языка будут способствовать развитию чуткости в восприятии звучащей речи, сознательному отношению к изобразительному потенциалу звуков речи, развитию фонематического слуха.

Таким образом, орфоэпическая работа на уроках литературного чтения закрепляет соответствующие умения и навыки, полученные на уроках русского языка, воспитывает читателей, подготовленных к восприятию и оценке языка художественных произведений.

 

Литература:

  1.          Методика преподавания русского языка в начальных классах (материалы для самостоятельной работы) / сост. С. И. Люгзаева, Н. В. Кузнецова, Н. В. Винокурова [и др.]; Мордов. гос пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 125 с.
  2.          Родная речь. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
  3.          Родная речь. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
  4.          Родная речь. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 223 с.
  5.          Родная речь. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, литературное чтение, орфоэпическая работа, начальная школа, русский язык, словарная работа, урок чтения, художественное произведение, орфоэпическое комментирование, подготовительный этап.


Ключевые слова

литературное чтение, орфоэпия, орфоэпические архаизмы, орфоэпическая культура, методика преподавания русского языка и литературного чтения

Похожие статьи

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

В статье говорится о важности соблюдения литературной нормы в речи говорящего. Основное внимание в статье уделяется соблюдению произносительных норм речи: орфоэпических и акцентологических.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Похожие статьи

Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема

В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые долж...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Организация работы с учебным словарем антонимов на уроках русского языка как условие развития письменной речи младших школьников

В статье представлено обследование уровня развития письменной речи младших школьников.

Работа над выразительностью речи обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения

В статье авторы делятся опытом работы по развитию навыков выразительного чтения на уроках русского языка и на уроках литературы.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Работа по развитию речевого слуха учащихся

В статье учителя поделились опытом работы по развитию письменной речи учащихся в связи с устной речью, литературным чтением и изучением грамматики русского языка.

Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

В статье говорится о важности соблюдения литературной нормы в речи говорящего. Основное внимание в статье уделяется соблюдению произносительных норм речи: орфоэпических и акцентологических.

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Задать вопрос