Весь словарный состав русского языка можно представить в виде двух пластов, в один из которых входят слова всем известные по своему звучанию, написанию и значению – их называют общеупотребительными. Этими словами пользуются все русские люди, независимо от того, в какой местности они проживают, какой трудовой деятельностью занимаются или в какой форме речи (устной или письменной) они общаются. Поэтому и называется такая лексика общеупотребительной. Наряду с такими словами в языке существуют и такие, которые употребляются не всеми, а только определенной группой людей. Это так называемая лексика, ограниченная в употреблении.
Последнее двадцатилетие в России происходят радикальные изменения, касающиеся всех сфер жизни. Они принесли изменения в общественно-политическом строе, перестановку в социально-классовом составе участников общения. Данные сдвиги сопровождаются полным снесением правил-ограничителей. В итоге происходит своеобразный «языковой взрыв». Таким образом, можно выделить несколько основных причин популяризации ненормативной лексики в современном обществе:
1) криминализация общественного сознания, начавшаяся со времен перестройки, когда было дозволено делать все, и при этом была забыта нравственная сторона;
2) увеличение деклассированных элементов (нищих, беспризорных, эмигрантов и т. д.);
3) свобода слова;
4) отсутствие однословного эквивалента в нормированной лексике;
5) экспрессивность, необычность ненормативной лексики;
6) влияние моды.
В жизни многих родителей наступает такой момент, когда их малолетний ребенок однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения.
З. К. Закирова отмечает, что источников нелитературных слов вокруг нас очень и очень много. Это и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и семья. Взрослые не всегда замечают за собой, а потом помнят об этом, что в периоды раздражения и гнева они произносят вслух те же самые ненормативные слова. Так чего же ждать потом от маленького ребенка, который только учится жить в этом мире и впитывает, как губка, всё то, что он видит и слышит вокруг? Какие же слова можно отнести к нелитературным? Безусловно, это нецензурная лексика, грубые и ругательные слова (дерьмо, сволочь, гад и т.п.), выражения, унижающие и оскорбляющие человека (дурак, идиот, псих и т.п.). Есть еще и жаргонные словечки, которые нельзя отнести к ругательным, но, с другой стороны, они служат для выражения своих эмоций («йес», «вау» и т.п.) или для вхождения в детский коллектив. Бороться с такими словами или нет – решают сами родители в зависимости от того, насколько приемлемым они считают это поведение [1, с. 32].
Родители и воспитатели отмечают, что употребление детьми «плохих» слов происходит всё чаще и чаще, и, самое главное, стало очень трудно справляться с таким поведением. Причём выговор, замечание или другое наказание делают детей более сдержанными только на некоторый период времени, но при этом не способствуют перевоспитанию и стойкому изменению поведения к лучшему.
Как отмечает И. Колосова в более раннем возрасте (до 4-5 лет) употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести родителей в замешательство и шокировать, однако необходимо не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант. Дети от 5 лет и старше, нарушая правила, начинают испытывать чувство вины. В этом возрасте активно развиваются нравственно-этические стороны личности: чувство долга, обязанности. Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, т. е. страх социального несоответствия. Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину. Рассмотрим наиболее распространённые и характерные причины нарушений поведения [2].
Для правильного психического развития ребенка и его эмоционального благополучия необходимо достаточное количество любви, ласки, заботы и внимания со стороны взрослых. Если малыш этого не получает по ряду причин (родители заняты на работе, слишком много бытовых проблем, нередки семейные конфликты), то он будет искать способ привлечь их внимание. Даже если это будут окрики, замечания и тому подобное, он достигнет своей цели. Ведь для него важно, чтобы мама и папа интересовались его желаниями, увлечениями, принимали участие в его играх.
Ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг, родственник, герой фильма или мультфильма), таким образом, ассоциируя ругань с силой и храбростью. Желание казаться взрослее, самостоятельнее и серьёзнее тоже может послужить поводом для употребления бранных словечек. Необходимо иметь в виду, что в силу своего возраста дети часто идеализируют какого-либо человека или героя фильма - если он положительный, значит, всё, что он делает, безоговорочно хорошо. Полностью отгородить ребенка от влияния внешнего мира невозможно, да и не нужно. В этой ситуации можно посоветовать внимательно следить за атмосферой, в которой происходит развитие ребенка.
Особенно хочется отметить влияние телевидения - ведь оно забирает у детей и родителей то время, которое они могли бы провести с семьей. Телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни, и совсем отказываться от него было бы неправильно. По возможности старайтесь ограничивать время, проведённое ребенком у телеэкрана. Необходимо выбирать только те передачи и мультфильмы, которые соответствуют его возрасту. И никаких сцен насилия, агрессии с участием «колоритных» отрицательных персонажей.
Может случиться и такое, что ребенок переживает неудачи в какой-то одной области жизни (не складываются отношения с братом или сестрой, со сверстниками в детском саду или на детской площадке, хочет научиться играть в футбол, а получается хуже всех), а признаки неблагополучия проявляются и в другом. Ребенок теряет уверенность, слыша в свой адрес упреки и критику. И, употребляя бранные слова, он говорит: «Зачем стараться, ведь всё равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей затрагивает личность ребёнка, а не его поведение и действия. Например, если вместо «я расстроилась, что ты не убрал игрушки» ребёнок слышит, что он лентяй, неаккуратный, то он воспринимает это как «ты – плохой, я тебя не люблю». А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет. Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми способами, которые ему доступны.
Как отмечает А. Лосева, дети подчас могут быть обижены на кого-то. Причинами этого могут быть глобальные изменения в жизни ребенка – появился маленький братик или сестренка, и ребенок чувствует себя лишним, ненужным; развелись родители; ввиду сложившихся обстоятельств ребенка отправляют жить к бабушке; родители все время ссорятся. Или это единичный и мелкий повод – не купили игрушку, не пошли в гости, несправедливо наказали. И снова ребенок переживает боль и обиду и выражает ее своей руганью [3, с. 7].
Большое влияние оказывает улица, и касается оно уже детей более старшего возраста. Если ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив (детский сад, двор, группа по интересам), нередко возникает конфликт, и, чтобы его избежать, «новенький» может слепо копировать поведение и манеру общения в коллективе. Вряд ли стоит из-за этого изолировать ребёнка, ведь сверстники играют огромную роль в жизни наших детей, однако помочь ему развить чувство уверенности в себе – необходимо. Тогда он сможет достичь успеха в любой социальной обстановке и без показного сквернословия.
И. В. Сушкова предлагает следующие приемы борьбы с нелитературной лексикой детей. Во-первых, необходимо устранить саму причину сквернословия – проявлять к ребёнку больше внимания, заботы, при этом давая еще и некоторую свободу, снять ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно создавать благоприятную атмосферу в доме, помочь добиться успеха в какой-либо сфере деятельности, показать, что быть сильным, храбрым и взрослым можно и без сквернословия. Во-вторых, как очень строго наказывать, так и игнорировать брань нельзя. Это может привести к закреплению такой формы поведения. Самое правильное – добиться понимания ребёнком, почему так нельзя говорить. И здесь задача взрослых – помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить – плохо. Если Вы наказываете ребёнка, помните о том, что он должен знать, за что его наказывают, штрафные санкции должны следовать сразу за проступком, и наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ребёнка. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить родителей своим неправильным поведением. В-третьих, это еще и собственный пример. Говоря: «Мне ругаться можно, а тебе нет», родители не должны ждать, что он с ними согласится, если родители сами служат моделью неподобающего поведения. Родителям необходимо задуматься об обстановке, царящей дома: употребляются ли унизительные прозвища, обидные выражения в отношении членов семьи, в том числе и детей, И самое главное нужно стараться избегать семейных конфликтов в присутствии ребенка. В такие моменты взрослые заняты только выяснением отношений и ничего не видят вокруг себя. Люди совершенно не задумываются о том, что они делают и говорят в подобной ситуации. Говорить о том, что ругаться запрещено, и самому это делать – значит наносить серьезный вред воспитанию. Очень часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций. Родителям необходимо научить ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь). Таким образом, возможно не только решение проблемы употребления бранных слов, но и приучение ребенка распознавать свои чувства и говорить о них, что тоже очень важно [4, с. 120].
Важной также является проблема употребления ругательств в детском коллективе, когда ребенку трудно противостоять одному. Выход один – объединиться с родителями других детей и с педагогами. Можно предложить следующий метод: собрав вместе этих детей, расспросить их, какие оскорбительные выражения они могут вспомнить, и написать все это на бумаге. Потом символически эти слова уничтожить (можно закопать, сжечь, порвать). Таким образом дать понять детям, что все перечисленные бранные слова им никогда больше не следует употреблять. Можно также составить «Договор о взаимоуважении», где будет записано, что членам детского коллектива не разрешается употреблять оскорбительные выражения. После того, как все дети торжественно пообещают, что больше не будут их произносить, необходимо прикрепить его на видном месте как напоминание о принятом решении. Если ребенок спрашивает родителей, ругаются ли они когда-нибудь, то необходимо сказать ему правду. Важно помнить о поощрении хорошего поведения. Поэтому, замечая малейшие изменения поведения ребенка в лучшую сторону, обязательно необходимо поощрять и подчеркивать.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сквернословие – это способ выражения гнева и протеста ребенка. А чувство гнева появляется в ответ на причиняемую ему боль, унижение и обиду. Ребенок дает понять, что у него есть проблема. Задача взрослого в этом случае – не акцентировать внимание на своих отрицательных эмоциях и переживаниях, а попытаться понять, что происходит с ребенком и, может быть, изменить что-то в себе. Важно помнить и о том, что такая проблема не решится за один день, и настроиться надо на долгую и кропотливую работу.
Литература:
- Закирова, З. К. Что такое хорошо, что такое плохо? / З. К. Закирова // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 32 - 36.
- Колосова, И. Речевая развивающая среда. Основные направления ее организации / И. Колосова // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 67 - 70.
- Лосева, А. «Плохие слова». Как отучить ребенка ругаться / А. Лосева // Мама и малыш. – 2013. – № 2. – С. 6 - 9.
- Сушкова, И. В. Как объяснить дошкольнику, что такое «добро» и «зло» / И. В. Сушкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 10. – С. 124-133.