Современное развитие российского общества выдвигает нравственно- патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высоко образованного.
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь – все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.
Учитывая потребность использования в работе педагогов различных форм организаций занятий с детьми, с целью формирования у них более глубоких знаний о своем городе, крае, возникла необходимость разработки заданий краеведческой направленности.
Выполнение данных заданий ребенком ориентировано на речевое развитие детей дошкольного возраста (умение высказывать свое мнение, составлять рассказ по картинке/об увиденном, беседовать на заданную тему и пр.) и обогащение их словарного запаса посредством формирования осознанного отношения к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю и чувствовать гордость за свою малую Родину. Содержание и формулировка заданий обусловлены определенной тематикой. Приведем примеры.
Тема 1. Кто я такой? Где я живу?
Знакомство с личностью ребёнка. Первичное знакомство с малой родиной.
Практическая часть.
1. Составление рассказа о себе «Я – хороший».
2. Просмотр презентации «Мордовия моя!».
3. Беседа «Расскажи, что ты увидел».
Тема 2. Мордовский музыкальный фольклор.
Знакомство с мордовскими музыкальными инструментами. Прослушивание музыкальных произведений. Знакомство с простейшими фольклорными жанрами.
Практическая часть.
1. Знакомство с текстом мордовской песни и ее исполнением, беседа «Расскажи, о ком (о чем) эта песня».
2. Практическое задание: выбери понравившийся музыкальный инструмент, расскажи – какой он.
3. Игра «Я знаю много мордовских музыкальных инструментов».
Тема 3. Мордовские сказки.
Знакомство с мордовскими сказками.
Практическая часть.
1. Практическое задание: совместное чтение и обсуждение мордовских сказок.
2. Беседа «Чему научила меня сказка».
3. Практическое задание: «Придумай продолжение сказки».
4. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на иллюстрации.
Тема 4. Мордовское народное искусство.
Знакомство с мордовским народным искусством. Народные художественные промыслы (народное ремесло). Национальные особенности мордовского народного искусства.
Практическая часть.
- Просмотр презентации «Мордовские народные промыслы».
2. Беседа «Что интересного я увидел».
3. Составление простого рассказа по схеме «Мне захотелось сделать …., потому что……».
4. Практическое задание: описание внешнего вида поделки.
Тема 5. Мордовские народные игры.
Знакомство с играми мордовского народа.
Практическая часть.
1. Проведение нескольких игр.
2. Составление простого рассказа по схеме «Больше всего мне понравилась игра …., потому что……».
3. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.
Тема 6. Мордовский национальный костюм.
Знакомство с мордовским национальным костюмом.
Практическая часть.
1. Просмотр презентации о мордовском национальном костюме.
2. Беседа «Что интересного я увидел».
3. Практическое задание: выбери понравившийся мордовский костюм, расскажи – какой он.
4. Игра «Найди отличия в костюмах».
Тема 7. Произведения мордовских детских писателей и поэтов.
Знакомство с произведениями мордовских детских писателей и поэтов.
Практическая часть.
1. Чтение произведений.
2. Беседа по содержанию произведений.
3. Практическое задание: нарисуй иллюстрацию к произведению, расскажи, что изображено.
4. Практическое задание: придумай собственное произведение, расскажи его.
Тема 8. Мордовия – моя малая родина. Символика Мордовии.
Углубление знаний о малой родине. Мордовия как часть России и как самостоятельная республика. Символика Мордовии.
Практическая часть.
1. Беседа «Что является символикой Мордовии».
2. Практическое задание: составь рассказ-описание на тему «Герб Мордовии».
3. Практическое задание: расскажи, о чём поётся в мордовском гимне.
4. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.
Тема 9. Саранск – столица Мордовии. Достопримечательности города.
Мой город: из глубины веков до сегодняшних дней. Достопримечательности Саранска.
Практическая часть.
1. Просмотр презентации «Экскурсия по городу»
2. Беседа «Что интересного я увидел».
3. Составление рассказа по схеме «Больше всего из достопримечательностей города Саранск мне понравилась(понравился) …., потому что……».
4. Практическое задание: составь рассказ об одной из увиденных достопримечательностей.
Тема 10. Мои соседи по Республике. Мы разные, но мы вместе!
Люди разной национальности, живущие в нашей Республике. Правила общения с людьми другой национальности.
Практическая часть.
1. Просмотр презентации «Мои соседи по Республике».
2. Беседа «Что интересного я увидел».
3. Беседа на тему «Как нужно себя вести, чтобы не обидеть человека другой национальности».
4. Практическое задание: нарисуй жителей нашей дружной Республики, расскажи, что изображено.
Тема 11. Я – достойный житель Республики. Мой вклад в сохранение достояний малой родины.
Правила поведения в природе, в общественных местах, практическая деятельность по благоустройству, помощь пожилым.
Практическая часть.
- Беседа: «Как нужно себя вести, чтобы быть достойным жителем Республики»
- Практическое задание: составить рассказ на тему «Мордовия – моя малая Родина».
3. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.
Старшим дошкольникам могут быть предложены задания на печатной основе типа:
- Дорисуй по точкам. Скажи, что изображено на рисунке?
- У каждого города есть свой герб. У Саранска свой герб. В каком году был принят герб Мордовии? Раскрась герб Мордовии.
- Помоги Пете выбрать правильный путь до Мордовского Национального Драматического театра. Правильную дорожку обведи цветным карандашом.
Наряду с усвоением знаний о родном крае при выполнении изобразительных заданий у детей формируются линейно-графические, пространственные навыки. Рисование по опорным линиям является хорошим тренингом для развития произвольной регуляции графического движения.
Таким образом, систематическое выполнение с дошкольниками заданий краеведческой направленности позволяет не только знакомить с историей, культурой города, своего края, с особенностями природных условий, но и формировать у детей чувство связи с вышеперечисленным, осознание себя частью этого.
Литература:
- Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. - № 2. - С.49-54.
- Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост.: Н.С.Крутов, Е.М. Голубчик, С.С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 836 с.
- Мокшин, Н. Мы – мордва!: рассказы о родном крае для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей / Н.Мокшин. – Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарёва, 2007. – 48 с.
- Саранск – столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей / сост.: Н.М. Арсентьев, К.И. Шапкарин; авт. Текста: Т.С. Баргова, Е.С. Руськина. – Саранск: Типография «Красный октябрь», 2007. – 47 с.