В статье раскрыты основные подходык организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
Ключевые слова: кадровый потенциал, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации.
Развитие кадрового потенциала вуза – одна из приоритетных задач работы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (МордГПИ). Ее решение осуществляется посредством реализации двух основных направлений работы:
1) организация повышения квалификации и стажировок на базе ведущих российских и зарубежных образовательных организаций;
2) повышение квалификации ППС института на базе МордГПИ.
Так, при осуществлении первого направленияв 2014 году повышение квалификации, стажировки, обучающие семинары и тренинги в ведущих российских и зарубежных вузах прошли 270 преподавателей института, в том числе по программам: «Страноведение Германии» (г. Дюссельдорф, Германия); «Методика преподавания французского языка как иностранного», Льежский университет, г. Льеж, Бельгия; «Ребенок в многонациональном мегаполисе» (Республика Беларусь), «Система образования Республики Беларусь на примере учреждений образования города Минска» (Республика Беларусь), «Изучение нанотехнологий в школе как основа внедрения междисциплинарного и проектного подхода» (г. Иркутск), «Новые подходы к преподаванию истории в условиях принятия концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» (г. Москва), «Дидактика перевода – профессиональный тренинг преподавателей» (г. Москва), «Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации: от аспирантуры до диссертационных советов», «От лицензирования до аккредитации» (г. Москва), «Контроль и оценка качества образования в условиях реализации компетентностного подхода», «Управление проектами» (г. Ярославль), «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» (г. Нижний Новгород), «Подготовка председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 г.» (г. Саранск), «Современные образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы» (г. Саранск), «BusinessEducation: AmericanExperience», (г. Саратов), «TestingSpeaking. assessmentandPractice», Представительство департамента экзаменов по английскому языку Кембриджского университета (Cambridge English Language Assessment) (г. Москва) и др.
За 1 полугодие 2015 года 209 человек прошли повышение квалификации на базе ведущих российских вузов: Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета), ФГБОУ ВПО «Московский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», ФГАОУ ВПО Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова», ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», ФГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», ФГБНУ «Институт художественного образования РАН», ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»; ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н. П. Пастухова» и др.
Эффективной формой профессиональной подготовки являются года стажировки в сфере инновационной деятельности на базе ведущих зарубежных вузов. Так, в первом полугодии 2015 года зарубежные стажировки проходили в следующих странах: Черногория, г. Будва, МТОО «Союз педагогов-художников», тема стажировки: «Международный плэнэр «Черногорская весна»»; Финляндия, г. Хельсинки, Общество «Финляндия – Россия», тема стажировки: «Финно-угорские языки и культура в дошкольном образовании»
Основные подходы в организации повышения квалификации на базе МордГПИ таковы:
1) Организация языковой подготовки преподавателей неязыковых факультетов вуза в целях совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции. Актуальность данного подхода обусловлена важностью развития международного сотрудничества с ведущими зарубежными вузами, необходимостью увеличения количества публикаций в высокорейтинговых научных изданиях, в том числе иностранных. В рамках реализации данного подхода осуществляется повышение квалификации по программе «Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции преподавателей неязыковых факультетов вуза (английский язык)».
2) Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области применения современных воспитательных технологий. Актуальность данного подхода обусловлена необходимостью эффективного развития института кураторства как одной из важнейших форм эффективной организации воспитательной работы в современном вузе, а также необходимостью проведения профилактических мероприятий, с вязанных с проявлениями ксенофобии и экстремизма в молодежной среде. В рамках реализации данного подхода осуществляется повышение квалификации по программам «Современные воспитательные технологии в деятельности куратора высшей школы», «Профилактика ксенофобии и экстремизма в высших учебных заведениях Российской Федерации».
3) Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области применения современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Актуальность реализации данного подхода обусловлена необходимостью оперативного внедрения новых технологий обучения в образовательный процесс вуза, а также эффективного использования новейшего оборудования в данном процессе. В рамках реализации данного подхода осуществляется повышение квалификации по программам «Современные образовательные технологии в развитии профессиональной компетентности педагога высшей школы», «Инновационные технологии электронного обучения».
Основными результатами данной работы являются:
– повышение мобильности профессорско-преподавательского состава вуза;
– расширение международных связей, приобретение ценного опыта международного сотрудничества;
– совершенствование профессиональных компетенций, необходимых современному вузовскому преподавателю (компетенции в области применения современных информационно-коммуникационных, воспитательных технологий, иноязычные коммуникативные компетенции и др.);
– активизация использования современных образовательных технологий в образовательном процессе вуза.
Реализация вышеперечисленных направлений работы, предварительный анализ ее результатов позволяет говорить об эффективности организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ.