В статье рассматриваются проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования на рынке труда.
Ключевые слова: выпускник, специальность, рынок труда, безработица, проблемы трудоустройства.
Рынок труда для выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования — представляет собой довольно проблемную среду. Образование получили — что делать дальше? Способны ли сами выпускники решить проблему трудоустройства.
Проблема трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций является актуальной и требует постоянного совершенствования. Карьера выпускников — это составляющая репутации любой образовательной организации.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривал молодое поколение как наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия [1].
В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул определение молодежи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [2].
В Федеральном законе «О молодежи» сказано, что молодежью являются лица, проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации так же иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет [3].
По данным Росстата в июле 2015г., по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, 4,1 млн.человек, или 5,3 % экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда).
В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных был зарегистрирован 1,0 млн.человек, в том числе 0,8 млн.человек получали пособие по безработице (Федеральная служба государственной статистика Росстат «Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2015г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости [4].
Уровень безработицы в июле 2015г. составил 5,3 % (без исключения сезонного фактора)
Средний возраст безработных в июле 2015г. составил 34,3 года. Молодежь до 19 лет составляет среди безработных 31,0 %, лица в возрасте 50 лет и старше — 18,0 %.
Самый высокий уровень безработных в России наблюдался среди выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования — городской молодежи в возрасте 14–19 лет (19,2 %) и молодежи сельской (11,8 %).
При ответе на вопрос «Как вы считаете, с какими трудностями чаще всего встречаются выпускники образовательных организаций среднего профессионального образования при устройстве на работу?» обозначили недостаточность опыта, практики 91,7 % студентов, про невостребованность специальности упомянули 25,0 % опрошенных, 16,7 % студентов считают, что возраст.
Каждый выпускник рассчитывает найти работу по профилю полученной специальности с высокой заработной платой.
Результаты мониторинга распределения выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования Свердловской области по каналам занятости в разрезе укрупненных групп специальностей в 2015 году, проведенного по заказу Минобразования науки РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1
Мониторинг распределения выпускников образовательных организаций СПО Свердловской области по каналам занятости в разрезе укрупненных групп специальностей в 2015 году
Укрупненные группы специальностей |
Распределение выпускников по каналам занятости |
Итого |
||||
Продолжили обучение |
Призваны в армию |
Трудоустроились |
Не определились с трудоустройством |
В отпуске по уходу за ребенком |
||
Экономика и управление |
115 |
50 |
569 |
42 |
61 |
837 |
Сфера обслуживания |
34 |
15 |
145 |
19 |
11 |
224 |
Технология продовольственных товаров |
26 |
17 |
102 |
13 |
15 |
173 |
При оценке системы образования в РФ около 90 % родителей советуют своим детям поступать в высшие учебные заведения. Стоит вопрос, где же брать специалистов среднего звена для работы в разных сферах деятельности региона. Иногда сами современные школьники мечтают стать простыми рабочими. Кроме того, многие школы ставят во главу достижения поступление выпускников, поступающих в ВУЗы.
Концепция долгосрочного развития России до 2020 года предполагает опережающую модернизацию образования (прежде всего профессионального) как двигателя системных изменений в экономике и обществе, локомотив модернизации экономики.
Национальный проект «Образование» объединил усилия государства — работодателей — учебных заведений. Одним из его главных итогов было включение их в реализацию стратегии развития предприятий.
Реформа образования в РФ поставила перед системой образования новые задачи. Именно эти задачи позволяют формировать мышление современного молодого поколения. Рост конкуренции, высокие требования к качеству труда определяют сегодня профессиональную подготовку специалистов.
В современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше.
Поэтому каждый выпускник среднего профессионального образования, устраиваясь на работу, сталкивается с определенными проблемами:
- Нехватка рабочих мест по полученной специальности (например, выпускников юридических и экономических специальностей выпускается больше, чем технических);
- Низкий уровень заработной платы (из-за отсутствия стажа работы);
- Не соответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков);
- Завышенные требования, предъявляемые работодателями при трудоустройстве.
В любых вакансиях не зависимо, на какую должность либо директора, либо младшего обслуживающего персонала, существуют стандартные требования: наличия образования и опыта работы.
Сегодня свои профессиональные возможности по полученной специальности реализуют не более 60 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования. Остальные вынуждены выбирать работу не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в центры занятости.
На данный момент центры занятости ведут пассивную политику занятости выпускников профессиональных образовательных организаций, ставя их на учет и занося в базу данных. Дальнейшая их деятельность остается в подвешенном состоянии.
Реформа Пенсионной системы РФ подводит к тому, что пенсионеры (женщины 55 лет и мужчины 60 лет), чем дольше работают, тем больше будут получать пенсию. При такой системе выпускникам СПО еще труднее будет найти работу по своей специальности.
Большой процент выпускников, просто получают диплом об образовании, не задумываясь, будут ли они работать по выбранной специальности. В основном это абитуриенты, окончившие основное общее образование.
Но, есть еще одна проблема, при получении желаемого образования не всегда можно найти работу по специальности. Случается, что специальность, которая вчера была дефицитной и престижной к моменту окончания образовательного учреждения оказывается практически никому не нужной — лучшие вакансии уже заполнены, а новых в необходимом количестве не появляется.
Еще недавно выпускники школ хотели стать бухгалтерами, менеджерами и специалистами. Получив диплом соответствующего учебного заведения можно было рассчитывать на получение высокооплачиваемой работы.
По версии Росстата, в среднем по стране не работают по выбранной специальности порядка 50 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования.
Ежегодно в колледже проводится анализ востребованности выпускников на региональном рынке. Более 15 % выпускников ежегодно продолжают обучение по очной форме обучения и более 35 % по заочной форме обучения в ВУЗах.
Обращаясь к мнению работодателей, какими они хотят видеть студентов при приеме на работу, они показывают, что из профессиональных качеств выпускников они ценят прежде всего:
качество полученного ими образования (фундаментальность образования, уровень профессиональных знаний, умений и навыков);
наличие опыта практической работы, повышающего уровень их профессиональных знаний, умений и навыков;
способность к восполнению и применению своих знаний, в том числе в смежных и других областях, что выражается в способности к самообразованию, в общей эрудиции, в разносторонности и широте знаний, в наличии дополнительной профессиональной подготовки.
Задача образовательных организаций среднего профессионального образования и работодателя — сформировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, т. е. выработать общие требования к квалификации работника и процедур оценки результатов образования.
Для решения проблемы трудоустройства выпускников профессиональным образовательным организациям необходимо заключать договоры с социальными партнерами. Совместная работа с широким кругом предприятий и организаций во многом зависит решение основной задачи — повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.
Поэтому одним из приоритетов колледжа является развитие социального партнерства, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
В соответствии с федеральными государственными стандартами и учебными планами колледжа по специальностям предусмотрено прохождение производственных и преддипломных практик студентами в организациях, деятельность которых соответствует подготовки профилю обучающихся. Работодатели в свою очередь обеспечивают прохождение этих практик с оформлением срочного трудового договора и с записью в трудовой книжке.
На практиканта в период прохождения практик распространяются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.
Общий период прохождения производственной и преддипломной практик за весь период обучения составляет примерно три месяца. Этот период можно считать как опыт работы.
Следующим направлением решения проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования является — сертификация рабочей профессии. Система сертификации позволяет выпускнику повысить возможность трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда, стимулирует интерес к получению высшего образования, обеспечить психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях.
Сертификация позволит работодателю сократить затраты на обучение персонала. Государство с помощью сертификации может снизить уровень и продолжительность безработицы среди выпускников СПО.
Литература:
- Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций [Электронный ресурс]. — Киев, 1999.- 170с. URL: www.socioline.ru.
- Лисовский В. Т. Социология молодежи [Электронный ресурс] — Санкт Петербург, 1996 год, 362с. — URL: http://www.kodges.ru/nauka/history/127620-sociologiya-molodezhi.html
- Исследовано в России [Электронный ресурс]: «Гарант» — информационно-правовой портал. — URL: http://www.garant.ru.
- Исследовано в России [Электронный ресурс]: Федеральная служба государственной статистика Росстат «Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2015г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости). –URL: http://www.gks.ru.
- Павлов Б. С. Профессиональная подготовка молодых специалистов: проблемы соответствия спроса и предложения на рынке труда [Текст] /Выдержки из доклада Павлова Б. С.// Научно-аналитический журнал «Управленец», УрГЭУ,. — 2010. — № 7–8. — С. 36–38.