В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.
Ключевые слова: информационные процессы,информационный ресурс, системы управления бизнес-процессами.
Для успешной реализации бизнес-процессов любого предприятия они должны быть понятными и доступными для каждого сотрудника предприятия.
Бизнес-процесс — это последовательность отдельных операций, в процессе выполнения которых можно получить значимый результат: продукты, услуги товары, комплектующие и т. п. Бизнес-процесс может быть направлен на повышение квалификации персонала, реализацию проекта и т. д. Как правило, у бизнес-процесса есть владелец, исполнитель, результат и входы. При выполнении бизнес-процесса входящие данные преобразуются в результат.
Успешная деятельность менеджера определяется его возможностью своевременно и обоснованно принимать те решения, которые гарантируют выпуск востребованных продуктов или услуг, и одновременно с этим обеспечивают рост прибыли. Для выполнения этих задач менеджеру необходимо иметь доступ к информации, знать методы ее обработки, эффективно распределять информацию, добиваясь осуществления принятых решений.
Информационный менеджмент реализует свои функции в информационном пространстве предприятия, которая характеризует совокупность методов и средств, позволяющих наиболее эффективно организовать процессы получения, преобразования, хранения и распределения информации с целью реализации оптимальных режимов управления предприятия. Информационный менеджмент направлен на формирование и развитие информационного ресурса предприятия, его использование как инструмента ведения бизнеса.
Информационный ресурс организации — это совокупность методов и средств применяемых организацией для поиска, обработки и распределения информации.
Активное применение информационного ресурса организации направлено на учет внешних и внутренних факторов деятельности предприятия, которые образуют внутреннюю и внешнюю бизнес-среду, отражающие содержание внутренних и внешних критических факторов деятельности организации. [3]
Внешняя бизнес-среда — это совокупность экономических, социальных, политических и других объектов, действующих за пределами предприятия, и отношения, складывающиеся между ними и предприятием (фирмой, концерном и другие).
Внутренняя бизнес-среда — это хозяйственные отношения в коллективе, определяемые информационными потоками и знаниями, формируемыми в процессе их функционирования. Внутренними показателями этой части бизнес-среды предприятия могут стать: финансы фирмы, организация производственных процессов, качество выпускаемой продукции, принятая производственная стратегия организации.
Информационный ресурс предприятия позволяет показать реальное состояние бизнеса, выработать адекватную реакцию на изменения в бизнесе, а также обеспечить поиск наиболее эффективного взаимодействия всех ресурсов предприятия: интеллектуального, финансового, материального. Для этого нужно организовать деятельность по:
1) поддержке мониторинга производственного и административно-хозяйственного процессов;
2) обеспечению оперативного доступа к архивам документов управления и технологий;
3) получению информации о загрузке рабочих мест, движении материалов, расходе рабочего времени и т. п.;
4) поддержке системы учета и классификации затрат;
5) поиску и установке партнерских связей и сотрудничества;
6) анализу данных о состоянии бизнеса и разработке проектов развития предприятия;
7) модернизации информационной системы предприятия и т. п.
Организация бизнес-процессов оказывает существенное влияние на реализацию административно-хозяйственных процессов и на формирование информационных ресурсов организации. Информационные процессы образуются в процессе реализации хозяйственных решений по заданному бизнес-процессу. В свою очередь хозяйственные решения возникают при обработке заказов, организации выпуска материалов, выполнению мероприятий сервисного обслуживания клиентов, подготовке финансовых отчетов и т. п.
Активная деятельность предприятия в сфере глобальных информационных систем, применение современных информационных технологий позволяют изменить информационный ресурс организации, при этом предполагая постоянное развитие информационной системы управления организацией. Начиная с контроля за физическими операциями при помощи информационных систем, можно перейти к замене физической информационной деятельности на виртуальную и далее к формированию новых производственных связей за счет обработки информации. [2]
Для построения информационных систем управления предприятием необходимо:
- сформулировать основные цели, достигаемые предприятием в процессе использования информационных технологий;
- оценить состояние структуры действующей информационной системы управления предприятием и ее документооборота;
- выбрать направления применения информационного ресурса как внутри предприятия (на уровне корпорации), так и вне предприятия (на виртуальном уровне);
- определить необходимую модель управления предприятием;
- установить содержание необходимого программного и технического обеспечения для достижения поставленных целей;
- разработать систему обучения персонала;
- сформировать соответствующую производственную службу;
- разработать структуру взаимосвязи, управления и защиты аппаратно-сетевых средств;
- оценить ожидаемый уровень затрат и достигаемые результаты.
Информационные системы управления предприятием можно классифицировать, используя различные критерии: организация управления, метод управления, применение соответствующих информационных технологий и другие. Можно рассмотреть классификацию информационных систем управления предприятием в зависимости от уровня реализации информационного пространства организации: учетные, аналитические, интегрированные и динамические системы. [1]
Учетные информационные системы организуют выдачу документов о состоянии отдельных хозяйственных процессов деятельности организации. Эти системы ориентированы на формирование информационных процессов первого уровня. Сложность обработки информации в бумажной технологии (различные форматы, различные словари) приводит к тому, что итоговая информация создается, как правило, к тому времени, когда она уже не нужна. Эти системы позволяют получать информацию о текущем состоянии производственного процесса, учете персонала и ведении системы учета и отчетности, что ценно для решения многих проблем малых и средних предприятий.
Аналитические информационные системы используют различные методы информационного анализа, позволяют показать тенденции развития бизнес-процессов организации, организовать электронный документооборот. Они позволяют сформировать информационные процессы второго уровня.
Интегрированные информационные системы предоставляют доступ сотрудникам к необходимой информации в режиме реального времени, что позволяет контролировать выполнение процесса на любой стадии, обеспечивая управление процессами. Они также предоставляют механизмы контроля и координации различных составных частей бизнес-процессов. Эти системы формируют информационные процессы третьего уровня.
Использование информационных систем управления предприятием интегрированного типа позволяет интенсифицировать следующие вопросы:
информационная поддержка на всех стадиях работ по составлению отчетности, ускорение процесса подготовки отчетности;
уточнение данных с помощью обеспечения прямого доступа к оперативной информации;
анализ состояния функциональных процессов организации и заблаговременное предупреждение негативных процессов с использованием возможности оперативного перехода к деталям бизнеса;
интегрированный целостный взгляд на корпоративную информацию, т. е. предоставление новейшей информации по всем важнейшим показателям — критическим факторам успешной деятельности предприятия;
оперативное реагирование на организационные изменения или на быстрое предоставление новой информации без привлечения дополнительных информационных каналов;
разработку прогностических ожиданий в бизнесе, что позволяет реализовать современные методы управления бизнесом, осуществить контроль процесса управления и найти пути развития бизнеса. [3]
Динамические ИС нацелены на поиск новых методов взаимодействия участников бизнеса с целью получения максимальной прибыли. Они позволяют синхронизировать процессы управления фирмой с действиями заинтересованных участников бизнеса: поставщиков, клиентов, партнеров и т. д. Динамические системы формируют условия для реализации ИП четвертого уровня. Динамические ИСУП ориентированы на поиск наиболее эффективной взаимосвязи, синхронизацию информационных процессов непосредственно в производстве, между различными организациями-партнерами, клиентами, инвесторами. Они соединяют в себе достоинства интегрированных ИСУП и технологии Интернета, реализуя возможности электронного бизнеса.
Управление бизнес-процессами определяется как совокупность действий, направленных на оптимизацию деятельности предприятия, ее развитие в соответствии с целью ее функционирования и на основе объективной информации.
Контур оперативного управления содержит систему учета и контроля деятельности предприятия, что позволяет также анализировать ход производственного процесса и вносить изменения (регулировать) условия деятельности объекта. [1]
На сегодняшний день использование процессного подхода к организации работы предприятия является стандартом качества.
В качестве метода, позволяющего регулировать процесс управления организацией, используются разные подходы (методы управления), среди которых можно выделить следующие:
1) управление на базе учетных показателей;
2) планирование материальных потребностей (MRP);
3) планирование ресурсов производства (MRPII);
4) компьютеризованное интегрированное производство (CIM);
5) поддержка непрерывного жизненного цикла продукции (CALS-технология);
6) планирование ресурсов предприятия (ERP).
Таким образом, выбор и оптимизация метода управления производством базируется на положениях системы качества и принципах планирования и управления ресурсами предприятия.
Литература:
- Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В. Г. Елиферов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- Федоров, И. Сравнительный анализ нотаций моделирования бизнес-процессов / И. Федоров // Открытие системы. — 2011.– № 8. — C.28.
- Ширяев, В. И. Управление бизнес-процессами: учеб.-метод. пособие / В. И. Ширяев. — М.: ФиС, ИНФРА-М, 2009