Возможности сопровождения одаренных детей при обучении в общеобразовательных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.10.2015

Статья просмотрена: 651 раз

Библиографическое описание:

Молчанова, Т. Л. Возможности сопровождения одаренных детей при обучении в общеобразовательных учреждениях / Т. Л. Молчанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 494-495. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22543/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными свойствами и навыками граждан. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализоваться в обществе. Учащиеся должны не только обладать определенным набором знаний и умений, но и использовать свои знания в практической деятельности. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Одним из важных приоритетов содержания образования является модернизация и развитие такого направления, как выявление, воспитание и обучение детей, проявивших выдающиеся способности и именно работа с такими детьми определяет интеллектуальный потенциал общества. В свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требуется организация системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования. Поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, провозглашается приоритетной задачей современного этапа развития образования.

Согласно «Рабочей концепции одаренности», «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». В отечественной психологии научное определение понятия «одаренность» дал еще Б. М. Теплов в своей статье «Способности и одаренность», написанной в начале сороковых.По Теплову, «одаренность — это качественно, своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. [2]

В настоящее время существует четкое понятие «Одаренность».

Одаренность — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Исследователи феномена одаренности ее сущности и видов Н. С. Лейтес, Л. А. Вагнер, А. Г. Асмолов, А. И. Савенков и др. считают необходимостью создание в современном образовательном пространстве условий, позволяющих развивать мотивационные, интеллектуальные и творческие возможности одаренных и талантливых детей. Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Помочь одаренному ребенку найти себя нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации. Образовательному учреждению необходимо обеспечить гармоничное развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, и коммуникативных действий талантливых и одаренных детей для их успешной адаптации в обществе и самореализации в соответствии с требованиями ФГОС. Сегодня мы можем выделить четыре стратегии обучения в различных комбинациях в зависимости от требований учащихся: Ускорение, Углубление, Обогащение, Проблематизация. Так же для успешного обучения учащихся во многих образовательных учреждениях организовано профильное обучение. Вариативность профильного обучения характеризуется многоуровневой системой и вариативностью учебных планов, образовательных программ, содержания образования, использованием различных технологий, предоставления школьнику выбора свободно изучаемых дисциплин, смены видов деятельности, использования интегративного подхода в изучении обязательных предметов, активного включения творческого начала в учебный процесс [3].Но в условиях современной школы и профильного обучения, работа с одаренными детьми подразумевает не только владением педагогом профессиональны и общих компетенций, но специальных компетенций, включающих знания как по общей психологии и педагогики, так и по новому, но стремительно развивающемуся педагогическому направлению как тьюторство. Тьютор — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе обучения, педагог работающий с принципом индивидуализации и сопровождающий построение индивидуального образовательного маршрута учащегося для достижения поставленной цели. Деятельность тьютора направлена на построение возможной траектории расширения собственных возможностей тьюторанта (учащегося), на его самоопределение, подключение субъективного отношения к построению собственного продвижения к успеху. Именно практика тьютора способна помочь в развитии одаренного ребенка, ведь он в максимальной мере учитывает интерес одаренного ребенка и поощряет его стремление к саморазвитию. Тьютор помогает детям использовать разнообразные источники и способы получения информации, а также обучает детей оценивать результаты своей работы, отстаивать свое мнение, идеи и результаты. Тьютор выступает не в качестве учителя, а в качестве наставника, сопровождающего, старшего товарища, помогая учащемуся во всестороннем развитии. Для этого возможно создание специальных комнат, лабораторий, различных методических пособий, организация специальных экспедиций и т. п. Тютор может работать как в образовательном учреждении, так и за его пределами. Для этого уже много лет организуются профильные лагеря, позволяющие учащимся реализовать свой потенциал в углубленном изучении предмета. Данные лагеря включают в себя разностороннюю деятельность, что помогает учащимся создать свою индивидуальную образовательную и творческую деятельность с помощью воспитателей, вожатых и преподавателей. В данных условиях тьютор может быстро понять, как помочь ребенку выбрать для себя наиболее приемлемый вариант развития своих способностей.

Развития в нашей системе образования такого направления как тьюторство во многом поможет и развитию одаренных детей. Именно данная категория учащихся требует особого индивидуального подхода в процессе обучения. Именно для таких детей мало просто учителя, им необходим наставник, который поможет в раскрытии всех возможных потенциалов учащихся. Тьютор выступает в роли проводника между учеников и его способностями.

 

Литература:

 

  1.                Артемова Л. К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения. М.: Школьные технологии, 2003. 56 с..
  2.                Зайцева Н. В. Перспективные направления поддержки одаренных детей// Народное образование.-2010 № 3. С. 26–28
  3.                Зайцева Н. В., Синягина Н. Ю., Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции — М.: Арманов-центр, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, одаренный ребенок, профильное обучение, образовательное учреждение, одаренность, процесс обучения, современная школа, способность, учащийся.


Похожие статьи

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Похожие статьи

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных организациях

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Задать вопрос