На протяжении истории всего человечества институт власти был заинтересован в мощном рычаге, способствующем консолидации общества и упрощавшем бы управление им как таковым. Корни этого и вовсе восходят к античным временам, когда необходимость иметь верных себе подданных стояла на вершине угла, этим самым рычагом на определенный промежуток истории и стал патриотизм. Само понятие патриотизма имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («Родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям, яркими представителями этой эпохи можно назвать такие города-государства как Флорентинская Республика, Лука или Венеция: следовательно, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, то же чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма [1, с. 123].
В Римской империи патриотизм существовал в виде имперского патриотизма. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора [2, с. 277]. Патриотизм на протяжении многих этапов истории человечества служил с одной стороны инструментом политического влияния, а с другой — консолидатором общества, позволяя той или иной общности эффективно противостоять внешним угрозам.
Официальное определение говорит нам что патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Стоит отметить что исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации. По этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Во времена становления СССР гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства [3, с. 144].
Интересно азиатское трактование патриотизма, известное как «конго-дзэн» («твердый, как алмаз»). Конго-дзэн — цель жизни каждого сознательного человека, процесс самосовершенствования и помощь в его осуществлении другим людям [4, с. 65]. Согласно буддизму, каковы в своем духовном и телесном состоянии члены общества, таково и оно само. Соответственно, патриотизм в азиатской культуре — это совершенствование себя, обретение здоровья и силы для помощи людям, отрицание концепции превосходства одной нации над другой, а не готовность погибнуть ради какой-то цели или идеи, как это трактуется в Европе и США.
В европейской традиции патриоты, как правило, оцениваются положительно. В то время как великий мыслитель Лев Толстой, напротив, считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным», именно на патриотизм списывая происхождение войн [5, с. 1]. Одним из любимых афоризмов Льва Николаевича было выражение Самуэля Джонсона: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Нельзя точно сказать, какое значение в него вкладывал автор, сам, безусловно, считавший себя патриотом. Из биографии Самуэля Джонсона, написанной Джеймсом Босуэллом, становится известно, что этой фразой он прервал очередной обтекаемый спор о любви к отечеству. Зато доподлинно известно не только, что Джонсон понимал под патриотизмом (ведь он составитель первого в истории Англии толкового словаря), но и кого конкретно считал негодяями, а именно — партию вигов, ревностных протестантов, распространителей проамериканских настроений (в то время как раз начиналась борьба за независимость США), протолибералов, имевших дурную привычку размахивать на улицах государственным флагом в защиту гражданских свобод [6, с. 115]. Поскольку преданность стране была главным лозунгом вигов, Джонсон даже посвятил целый памфлет разоблачению так называемых ложных патриотов. Из него можно узнать, что понятие «патриотизм» скомпрометировано: им часто прикрывают уязвленное честолюбие, но при этом совершенно невозможно понять, как отличить мнимого патриота от человека, всего-навсего не разделяющего твою позицию.
Сам факт наличия у человека такого чувства, как патриотизм, легко объясняется простейшими базовыми инстинктами, заложенными столь глубоко и столь давно, что сопротивляться им невозможно. Сотни тысяч лет назад наш давний предок был малочисленен, не обладал особыми преимуществами, и едва мог добыть себе пропитание. Однако ситуация в корне менялась, когда первые представители семейства «homo» собирались в некую общину, где каждый обладал собственной функцией, где помогали слабым, вместе защищали попавшего в беду сородича и боролись с весьма недружелюбно настроенной окружающей средой. Таким образом, выкристаллизовалось странное, не похожее на тот момент ни на что ощущение общности, связанности и желании защищать, которое сейчас мы можем назвать обществом.
Многие диктаторские режимы основывались на весьма мощной идеологии, ну а идеология — на патриотизме. Так не является ли сам патриотизм отголоском тоталитаризма? Рассмотрим этот вопрос на примере нынешней политики Корейской Народно-Демократической Республики. Придерживаясь пожалуй одной из самых сильных идеологий в истории — чучхе («Чу» означает «хозяин», а «чхе» — «тело, сущность, субстанция, природа». Следовательно, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира) населению КНДР активно навязывается практически обожествление лидера их страны, «Блистательного Товарища», и как следствие — патриотизма. В условиях дэ-факто тоталитаризма, патриотизм являет собой мощный «щит» института власти от народа. При активном навязывании тоталитаризмом своей идеологии человек не имеет возможности думать. Возникает губительная ограниченность ума. Люди, всю сознательную жизнь живущие в условиях активного навязывания идеологии режима, весьма ограничены и в действиях и помыслах. Удобная в управлении, безусловно подчиняющаяся рабочая единица. Так, можно сделать вывод, что в условиях диктатуры и тоталитаризма, идеология, и как следствие, патриотизм играет роль инструмента подавления человека как личности. В этом есть опасность даже столь безусловного чувства, как патриотизм, в руках таких противоестественных явлений как диктатура и тоталитаризм.
Однако, патриотизм в среде развитой демократии имеет совершенно иной облик, роль и задачи. Патриотизм при демократии имеет коренное отличие от тоталитаристического лже-патриотизма. При демократии гражданин любой страны имеет главное — право на свободу. Свободу выбора, право на свободное выражение своего мнения, политических взглядов и другое. Патриот своей страны в демократических странах не подвержен мощным приёмам авторитаризма и тоталитаризма. Он имеет возможность анализировать и определять собственную точку зрения в том или ином случаи, событии, связанным с его страной. Не имея в себе чувства патриотизма, современный человек не имеет возможности полностью раскрыть себя как личность, не может быть гражданином в полном смысле этого слова, ибо настоящий гражданин — это патриот своей страны.
Рассмотрим пример патриотизма в условиях демократии на примере Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Если взять такое уникальное явление как американский патриотизм, то изучив ситуацию, становится ясно, что сутью американского патриотизма является вера в превосходство американских демократических идей. Американский патриотизм никогда не насаждался и не культивировался «сверху». Он никогда не был ответом на национальное унижение, например, поражение во Вьетнаме не привело бы к росту популярности патриотических или националистических воззрений в американском обществе, как это, например, произошло в Германии после ее поражения в Первой Мировой войне. Кроме того, американский патриотизм нацелен в будущее, а не ищет идеалы в прошлом. Многие проявления американского ультрапатриотизма объясняются традициями, сложившимися в США на протяжении веков. К примеру, американское общество исторически привыкло немедленно и крайне активно реагировать на ситуации, которые оно считает угрозой. Эта модель поведения пришла из времен, когда власть была слаба и независимые колонисты предпочитали самостоятельно разобраться с врагом, не дожидаясь реакции властей. На протяжении всей своей истории американцы сохраняли значительное влияние на органы власти — поэтому они крайне активно воздействуют на правительство, требуя от него принятия тех мер, которые считают справедливыми и оправданными в каждой конкретной ситуации. В отличие от подавляющего большинства стран мира патриотические демонстрации и манифестации в США организовывают не органы власти, а сами американцы: и даже учитывая, что участие в данных мероприятиях совершенно добровольно, тем не менее подобные мероприятия собирают десятки, а то и сотни тысяч участников. Интересно, но опросы общественного мнения, постоянно проводимые в США, показывают, что примерно три четверти американцев испытывают чувство гордости за свою страну. Приблизительно половина американских семей украшает свой дом национальным флагом, а 15–20 % водителей и вовсе устанавливают американский флажок на машине [4, с. 413]. Размышляя о самой сути американского патриотизма вспоминается понятие, введенное известным философом Самуэльэм Хантингтоном. «Американское Кредо» — это универсальные идеологические и культурные принципы (свобода, демократия, религия, власть закона, индивидуализм, прогресс и т. д.). Последние десятилетия добавили в «Кредо» культурный плюрализм, а также расовое и этническое равенство.
В свою очередь, Британский патриотизм являет собой пример типичного западноевропейского патриотизма. Великобритания, будучи монархическим государством, в то же время являет собой одно из самых развитых государств планеты. Путь развития патриотизма в Англии восходит корнями к древнейшим временам. Уже во времена Вильгельма Завоевателя в населении Англии существовало глубокое понятие патриотизма. Дом Тюдоров и династия Стюартов так же внесли существенный вклад в развитие патриотизма среди населения. После создания Великобритании патриотизм обрёл новые силы. Объявление парламентской монархией в середине XVII века, повлекло за собой существенные изменения в жизни населения страны. Отныне монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение» [4, с. 313], однако следует отметить, что монарх возглавляет все три ветви власти, имеет право роспуска парламента, назначает министров, а также как верховный главнокомандующий имеет право объявлять войну другим странам. Несмотря на это, важнейшая роль британского монарха заключается в статусе символа единства страны, в то время как Парламент является главным законодательным институтом Великобритании. Стоит отметить, подобная система разделения власти и монархии, когда монарх является символом нации работает. Прямым тому подтверждением являются не только такие легендарные личности как Уинстон Черчилль или выдающаяся «Железная Леди» — Маргарет Тэтчер, известные своими высокими патриотическими чувствами, но и рядовые представители британского общества. Таким образом, становится ясно, что патриотизм, в том виде что он известен нам сейчас, возможен лишь в условиях демократии. При этом, следует отметить что не было, и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан. Патриотизм — явление универсальное и уникальное. Политика и идеология государства призваны воспитывать и формировать патриотизм. Патриотизм проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства. Подлинный патриотизм всегда на стороне справедливости, гуманизма и демократии.
Изучив роль патриотизма в разных государствах, перейдем к рассмотрению роли патриотизма и патриотического воспитания в Казахстане и понятию что есть «Новый Казахстанский патриотизм». Казахстан имеет богатое историческое прошлое, на всем протяжении которого он подвергался огромному давлению. Однако, 16 декабря 1991 года было создано первое суверенное государство на многострадальной казахской земле, обладающей колоссальными запасами природных ресурсов, ядерные полигоны, лагеря системы ГУЛАГ, ставшей космической гаванью, давшей миру бессмертных героев-панфиловцев, принявшей с распростертыми объятиями миллионы энтузиастов-целинников.
Уместно вспомнить, как зарождался казахстанский патриотизм. Легко коренному японцу быть патриотом Страны восходящего солнца, а французу — Франции: это исконная земля их предков. Совсем другое дело осколок огромной тоталитаристской страны постсоветский Казахстан 1991 года с его 130 этносами и 46 конфессиями. Большинство было уверено в скором крахе, ибо не видело идеи, которая смогла бы объединить все многочисленные этносы республики. Многие из которых оказались в Казахстане не по своей воле. И все же, Первому Президенту страны — Лидеру Нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву удалось в таких чрезвычайных политических и экономических условиях положить начало процессу консолидации населения республики в единую нацию. Как отмечают эксперты, неоценимую роль в современной истории Казахстана сыграло решение Президента положить в основу создания новой нации принцип гражданства, а не этническую принадлежность. Равенство прав граждан обеспечивается Конституцией, законодательными нормами, которые предусматривают равенство граждан Республики Казахстан независимо от социального, этнического или иного другого происхождения, религиозных взглядов и тому подобного. Обеспечение равенства прав — это целый комплекс не только правовых, но и культурных, социальных норм. Сохранение этнического многообразия Казахстана — важная задача государства по защите прав граждан различных этносов. В этом плане деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на сохранение самобытности казахстанских этнических групп и обеспечение национального единства. Каждый казахстанец имеет возможности для развития языка, традиций, культуры.
Так, с помощью единой национальной идеи и патриотизма, сильного правительства и дальновидной политике одной незаурядной личности Республика Казахстан за короткий срок прошла уникальный путь от пресловутого «младшего брата» с богатыми природными ресурсами, до одной из влиятельных стран на евразийском пространстве. Первый президент Казахстана своей энергией и политической волей из двенадцатой по своим социально-экономическим показателям постсоветской республики сумел создать государство, с которым теперь считаются все великие державы.
Анализируя политику Первого Президента Казахстана — Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, можно с уверенностью сказать, что политика Казахстана сегодня — это передовой опыт ведущих стран, стремление в будущее в лучших традициях прошлого. Казахстан сегодня — мощное, имеющее большое влияние на мировой арене, состоявшееся государство. Как отмечал Тони Блэр, экс премьер-министр Великобритании, Казахстан, находясь между двумя ведущими державами — Россией и Китаем, а также граничащий с исламскими государствами, сумел соблюсти баланс интересов и проводит многовекторную самостоятельную политику.
Наиболее популярным вариантом был в прошлом патриотизм, основанный на этническом признаке, часто оказывавшийся национализмом. В этом есть отличительная особенность Казахстанского патриотизма, основанного на признаке гражданства. Дружба, единство, стабильность казахстанцев стали мировыми эталонами. Астана признана духовной столицей мира. Как сказал Первый Президент — Лидер Нации Н. А. Назарбаев: «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце» [7, с. 11].
Новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Ведь фундаментом казахстанского патриотизма является равноправие всех граждан и их общая ответственность за Родину и ее будущее. Какие же цели должна преследовать политика развития патриотизма в современных условиях? Прежде всего, она должна быть нацелена на укрепление у казахстанцев чувства любви к Родине и гордости за свою страну, формирование активной гражданской позиции. Долгосрочной целью политики по воспитанию патриотизма должно являться единение граждан, восприятие гражданами ценностей и достижений независимости, их консолидацию вокруг государственных символов и идеологии [7, с. 11]. Независимость является символом гордости казахстанского патриотизма. Понятие независимости выступает основой единства Казахстана, призванной объединить народ. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который является таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб.
Очевидно, что достижение этой долгосрочной цели невозможно без последовательной политики по укреплению общенациональных ценностных ориентиров — таких, как толерантность, единство, взаимопомощь, благотворительность и др.
Принципиально важно для дальнейшего развития страны иметь молодёжь с глубоким чувством патриотизма. Молодежная политика, проводимая президентом выдвигает на первый план развитие у молодежи чувства патриотизма. Созданное молодежное крыло партии «Жас Отан» призвано сыграть важную роль в воспитании у молодежи патриотизма. Партия делает ставку на молодежь как главный проводник реформ.
По инициативе президента Республики Казахстан, на XIII Съезде Народно-Демократической Партии «Нур Отан»в 2011 году, было анонсировано основание Общественного Объединения «Единая Детско-Юношеская Организация «Жас Ұлан». «Жас Ұлан»осуществляет патриотическое воспитание учащихся учебных заведений на всей территории Казахстана в 1–4 классах (подразделение «Жас Қыран») и 5–11 классах (подразделение «Жас Ұлан»). Помимо этого, в школах действует программа «Атамекен», проводятся операции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Жасыл ел».
Таким образом, патриотизм как деятельность является наиболее желательным и выступает системообразующей силой в деле консолидации общества. Является важным мобилизационным ресурсом общества, направленным на решение существенных стратегических, национальных, культурных и других проблем. Оптимальный результат патриотизма состоит в его проявлении через конкретные действия граждан страны. Ведь, для того чтобы стать гражданином, патриотом, вполне достаточно сочувствовать, сопереживать, любить свою Родину и гордиться ею.
Литература:
- Benvenuti G. Le Repubbliche Marinare. Amalfi, Pisa, Genova, Venezia. — Рим: Newton & Compton editori, 1989. — С. 255 /http://www.wikiwand.com/it/Repubbliche_marinare
- Немировский А. История раннего Рима и Италии. — Воронеж: ВГУ, 1962. — С. 303.
- Жуков Ю. Сталин: тайны власти. — Москва: Вагриус, 2005. — С. 720.
- Стадуб И. Д. История государства и права зарубежных стран: дистанц. образование: учеб.-метод. пособие / И. Д. Стадуб; Бел. ин-т правоведения. — 2-е изд. — Мн.: БИП-С Плюс, 2003. — С. 548.
- Толстой Л. Н. Патриотизм и правительство. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. — С. 14.
- Ливергант А., Босуэлл Д. Жизни Сэмюэла Джонсона. — М.: Текст, 2008. — С. 192.
- Назарбаев Н. А. Послание Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050: новый политический курс состоявшегося государства». /http://strategy2050.kz/ru/