В настоящее время широкое распространение получило такое понятие как «общественный контроль», что свидетельствует о возрастании роли гражданского общества, ведь право контроля является одним из основополагающих прав, которым наделяются люди в условиях демократического государства. Однако правовое регулирование данного института, а также порядок его реализации до сих пор находятся в процессе разработки. Особенный интерес вызывает осуществление общественного контроля за правоохранительными органами. В рамках реформирования системы органов внутренних дел вопросу контроля граждан и общественных объединений за деятельностью полиции уделяется большое внимание. Но для повышения эффективности проводимые реформы должны основываться на историческом опыте. В данном случае опыт организации общественного контроля за милицией 1917–1930 гг. представляет наибольший интерес.
Ключевые слова: общественный контроль, граждане, общественные объединения, милиция.
В современных условиях возрастают требования к укреплению правопорядка, улучшению защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Это требует повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, прежде всего полиции. Концепция развития органов внутренних дел [1] предусматривает широкий комплекс мер, направленных на решение данной задачи. Важное место среди них отводится развитию различных форм и видов контроля за полицией, в том числе общественного контроля. В частности, в качестве первоочередных шагов намечается оживление работы общественных советов на всех уровнях системы МВД России; активизация взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями; возобновление работы экспертных советов по основным направлениям деятельности органов внутренних дел с привлечением в них профильных ведущих ученых и ветеранов; развитие принципа открытости информации о работе МВД России и т. д.
Достижению данной цели может способствовать изучение исторического опыта. В рассматриваемый период, т. е. со времени создания советской милиции и до передачи ее в ведение ОГПУ СССР в 1931 г. (до сформирования административно-командной системы управления, когда руководство милицией было строго централизовано, разорваны ее связи с местными представительными органами власти) общественному контролю за милицией уделялось повышенное внимание.
Общественный контроль за милицией осуществлялся через различные каналы: административно-правовые секции местных Советов; участие представителей трудящихся в массовых ревизионных обследованиях и проверках; периодическую печать; профсоюзные организации милиции и т. д.
Основными формами общественного контроля за милицией в 1917–1930 гг. были:
- Регулярные отчеты сотрудников милиции перед трудовыми коллективами;
- Вывешивание специальных ящиков для жалоб граждан на деятельность милиции;
- Контроль деятельности милиции через деятельность общественных формирований (Осоавиахим, Осодмил и т. д.); Широкое привлечение граждан к обсуждения личных и деловых качеств сотрудников в ходе чисток рядов милиции (1922–23 гг., 1929 г.);
- Участие в комплектовании кадров милиции (проведение курса «коренизации» аппарата; «выдвиженчество» и др.)
- Немаловажную роль в осуществлении общественного контроля играли средства массовой информации, в частности, периодическая печать. «Органам учета и контроля в их работе огромную помощь оказывает советская печать. На ее страницах постоянно публикуются результаты работы органов учета и контроля, что является предметом постоянного и всеобщего интереса советских людей». [2] В этой связи можно отметить выделение в периодике постоянных рубрик для освещения положения дел в милиции. Несмотря на финансовые трудности в 20-е гг. широкое развития получила ведомственная печать. «Милицейские» газеты и журналы регулярно помещали критические материалы о деятельности милиции, знакомили общественность с существовавшими проблемами в сфере укрепления милиции и т. п.
В настоящий момент, на наш взгляд, наибольший интерес для исследования представляет такая форма общественного контроля как деятельность граждан и общественных объединений, поскольку в соответствии со ст. 50 ФЗ «О полиции»: «Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом» [3], но конкретных форм осуществления и их регламентации нет. В связи с чем возникает вопрос о поиске оптимальной формы участия граждан в осуществлении данной деятельности. Для этого обратимся к историческому опыту.
В марте 1918 г. Совнарком, рассмотрев вопрос о милиции, предложил НКВД разработать положение о советской милиции как штатном государственном органе. 10 мая 1918 г. коллегия НКВД приняла решение: «Милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции». [4, с.6] Правовое оформление рабоче-крестьянская милиция, как постоянный штатный государственный орган, построенный на профессиональных началах, получила в инструкции НКВД и НКЮ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г. [5, с.12]
Между тем, власти не отказались от идеи привлечения общественности к охране правопорядка. Группы оказания помощи милиции стали создаваться в крупных промышленных городах уже в 1918–1922 гг. При местных Советах создавались административные комиссии, в состав которых входили представители общественности. Комиссии проверяли и контролировали работу местных подразделений милиции, а также оказывали им содействие в охране правопорядка. С 1926 года стали появляться Комиссии общественного порядка (КОПы). Они состояли из партийных и комсомольских активистов, рабочих и членов административных секций районных Советов. В декабре того же года декретом СНК РСФСР должностным лицам милиции было предоставлено право в случае необходимости привлекать граждан к задержанию хулиганов. Стали появляться Дружины по борьбе с хулиганством. Они создавались на добровольных началах по производственному принципу на фабриках и заводах и действовали при клубах предприятий. В них по рекомендации партийных, профсоюзных и других общественных организаций вступали «наиболее сознательные рабочие». Они действовали в тесном контакте с органами милиции. Работники милиции инструктировали дружинников, определяли их конкретные задачи, в необходимых случаях приходили им на помощь. [6, c.93] В эти же годы организуются рабочие дружины, ударные бригады, отряды или инициативные группы по борьбе с хулиганством. Члены этих формирований специально обучались милицейскому делу.
Органы государственной власти всячески поощряли это движение граждан, предоставляя все больше полномочий общественникам. И это не случайно. Во второй половине 1920-х гг. в руководстве страны заговорили о низкой эффективности работы милиции и необходимости ее реорганизации. На IX Всероссийском съезде Советов вновь зазвучала идея о более широком привлечении общественности к охране правопорядка и борьбе с преступностью. Один из делегатов съезда даже заявил, что «…милиция у нас занимается исключительно пьянством и взяточничеством», и предложил ее ликвидировать, а «милиционную службу возложить на само население». [7, с.242]
Весной 1928 г. нарком внутренних дел В. Н. Толмачев на Втором Всероссийском съезде административных работников представил общий план одного из первых шагов «по пути к действительно социалистическому преобразованию государственного аппарата, который должен состоять не из наемных чиновников».... [7, с.242] Предлагалось, число кадровых работников милиции свести до минимума, а охрану порядка осуществлять переменным составом, комплектуемым из трудящихся в порядке общественной повинности. Эта идея была заложена в перспективный и пятилетний план НКВД. Одним из этапов проведения реформ стало правовое оформление статуса Осодмилов Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска» от 25 мая 1930 г. [8, с.324]
Первые ячейки Осодмила возникли в ноябре 1928 года в крупном промышленном центре Урала — Нижнем Тагиле при рабочих клубах. Инициаторами их создания были наиболее сознательные рабочие — бывшие красногвардейцы, а также передовая часть молодежи — комсомольцы.
Работа Осодмила по охране общественного порядка проводилась в тесном контакте с органами милиции. Добровольные помощники имели специальную повязку и нагрудный значок. Дежурили члены Осодмила в нерабочее время, свои обязанности выполняли безвозмездно.
Деятельность осодмильцев содействовала не только улучшению общественного порядка, но и повышению производственной дисциплины и производительности труда: сократилось число прогулов, аварий, несчастных случаев. Осодмил способствовал и культурному развитию трудящихся. По вечерам на улицах стало безопаснее, и большее число рабочих, особенно женщин, начали посещать вечерние школы, курсы, кружки, клубы и другие культурно-просветительные учреждения.
Принципы организации, задачи и формы деятельности обществ содействия милиции регламентировались постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Членами содействия милиции и уголовному розыску могли быть лица, достигшие 18-летнего возраста, пользовавшиеся избирательным правом и не состоявшие под судом и следствием.
Осодмильцы имели право:
составлять протоколы о нарушениях обязательных постановлений, изданных местными исполкомами и Советами;
принимать меры к прекращению нарушений общественного порядка в случаях, когда члены общества являются очевидцами таковых, извещать о них органы милиции или уголовного розыска и до их прибытия охранять следы преступления, если таковое имело место. [9]
Органы милиции, с согласия самих членов Осодмила, моглипривлекать общественников к участию в рейдах по выявлению преступных элементов, к производству обысков в качестве понятых. Добровольцы дежурили в отделениях милиции, наблюдали за порядком в общественных местах. При исполнении своих обязанностей они пользовались правами должностных лиц, имели удостоверения и носили нагрудные знаки. В особых случаях Осодмильцам выдавалось огнестрельное оружие, которое подлежало сдаче по окончании дежурства. [9] Постановление предусматривало и возможность предоставления членам общества права постоянного ношения оружия.
В развитие Постановления СНК РСФСР от 25 мая 1930 г. НКВД РСФСР разработал Типовой Устав Осодмила. В нем конкретизировалось правовое положение и структура Обществ содействия органам милиции и уголовного розыска.
Общества строились по производственному признаку. Их основу составляли ячейки, которые создавались на фабриках, заводах и в учреждениях. В состав ячейки входило не менее трех человек. Во главе ячеек Осодмила стояли старосты. Их избирали на общем собрании членов ячейки. Большие по численности ячейки разбивались на звенья во главе со старшими звеньев, являвшимися помощниками старосты ячейки. В крупных городах для объединения деятельности ячеек общества, расположенных на территории одного городского отделения милиции, организовывались участковые бюро общества.
Люди вступали в Осодмил, чтобы реально противодействовать преступности. Они работали на совесть, оказывая большую помощь в поддержании порядка на улицах городов и поселков. В некоторых районах более половины лиц, задержанных за хулиганство, приходилось на долю Осодмилов.
В качестве примера можно привести следующие данные. В 1929 г. в Тагильском округе действовало 84 ячейки общества содействия милиции, которые объединяли 1246 человек. За год помощниками милиции было выявлено 67 шинкарей, изъято 27 стволов огнестрельного оружия, раскрыто 102 кражи и два убийства. [10]
К концу 1930 г. общества содействия органам милиции и уголовного розыска стали неотъемлемой частью правоохранительной системы страны. Они представляли собой серьезную силу, способную оказать значительную помощь в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Для Осодмильцев систематически организовывались занятия, учебные сборы и слеты. Ячейки Осодмила стали основным резервом для пополнения низового аппарата райотделов милиции хорошими, проверенными и достаточно подготовленными кадрами.
Таким образом, мы видим, что субъекты общественного контроля являются непосредственными участниками той деятельности, качество которой они призваны контролировать. Тесное взаимодействие осодмильцев с сотрудниками милиции при исполнении теми служебных обязанностей давало им возможность не только оценить качество проведения того или иного мероприятия, но и также работу каждого отдельного сотрудника или целых подразделений. А поскольку «Оперативное руководство и инструктирование членов общества осуществляется местными органами милицции и уголовного розыска» [9], то контроль осуществлялся и над руководящим составом органов милиции.
Обучение, теоретическая подготовка, инструктирование членов осодмила имели большое значение не только для осуществления контрольных функций, но и для гарантии объективности оценки, поскольку субъекты контроля, обладая достаточным уровнем знаний, могли дать оценку правомерности действий сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей, а также их профессиональной компетентности.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что для успешного осуществления своих функций государству необходимо единство органов государственного и общественного контроля. Изучение исторического опыта, а конкретно периода 1917–1930 гг. показало нам одну из оптимальных форм осуществления общественного контроля за правоохранительными органами. Ведь содействие милиции означало также более полное ознакомление с ее структурой, подразделениями, входящими в ее состав, а также задачами, стоящими перед ней. А понимание в свою очередь является основой объективности оценки деятельности, чего не хватает современным органам общественного контроля в данной сфере.
Литература:
1. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. Интернет-портал «Российской Газеты» 4.02.2013 URLhttp://www.rg.ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.
2. В. И. Ленин Полное собрание сочинений. Электронный ресурс URL http://leninism.su/works.html
3. О полиции: ФЗ [от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ] [Электронный ресурс] // Гарант: справочная правовая система. Сетевая версия. — М.: НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 1990. — Режим доступа: Компьютер. Сеть домашняя, свободный.
4. Малыгин А. Я., Мулукаев Р. С. НКВД — МВД Российской Федерации. М, 2000. С 6.
5. Инструкция по организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции. Казань, 1918. С. 12.
6. Советская милиция: история и современность. 1917–1987 гг. М., 1987. С. 93.
7. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 242.
8. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1930. № 25. Ст. 324.
9. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 мая 1930 г. «Об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска». Электронный ресурс URL http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=23977.
10. Энциклопедия силовых структур. Электронный ресурс. URL http://magweb.ru/history/theme/714.html.