Термин «самореализация» впервые приводится в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 году в Лондоне. Первое его определение выглядит следующим образом: «Самореализация — осуществление возможностей развития Я».[7].
Самореализация изучается многими науками: педагогикой, социологией, политологией, синергетикой, философией, психологией и др. Как и большинство понятий, самореализация имеет множество определений. Приведем некоторые из них:
- Самореализация в педагогике понимается как наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Как процесс идентификации себя с другими, открытость чужому опыту и его принятие, восприятие субъектом чувственно заданных ситуаций и творческий характер активности[1].
- Самореализация с точки зрения социологии — это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей [11].
- Самореализация в политике рассматривается как процесс, при котором идентифицируя себя с определенной группой, индивид стремится сохранить или повысить свой статус. Здесь имеет место оценка индивидом своих возможностей, перспектив и препятствий самореализации в деятельности выбранной им группы [2].
- С точки зрения синергетики самореализация выступает и как процесс, и как конечный результат. Подразумевая длительную, постоянную вовлеченность в процесс роста, самореализация, как процесс, включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальное раскрытие всех его способностей и возможностей. Понятию самореализации как конечного результата тождественно понятие самоактуализации [10].
- В философии под самореализацией понимают процесс и результат воплощения человеком своего жизненного предназначения [9].
- С позиции современной психологии самореализация понимается как осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом [7].
Как мы можем видеть, данные определения не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга. Однако нередко понятие «самореализация» путают с такими терминами как «самоопределение», «самовыражение»/«самораскрытие», «самопрезентация», «самоутверждение», «самосовершенствование»/«саморазвитие», «самоактуализация» и «самоосуществление». Постараемся разграничить эти понятия и выстроить логику взаимовлияния подразумевающихся под ними процессов.
Самоопределение начинается в подростковом возрасте. Его пик приходится на юность. В процессе самоопределения человек выбирает такие вещи, которые в дальнейшем делают его вполне самостоятельной личностью. Самоопределение бывает семейным, профессиональным, моральным, личностным и прочим и во многом зависит от общества [5].
Самовыражение заключается в проявлении в действиях, реакциях, речи и поступках человека его собственных психологических особенностей: познавательных процессов, состояний, свойств, а также интересов, способностей и других устойчивых индивидуальных особенностей его личности [5]. На наш взгляд самовыражение можно отнести к осуществлению интересов индивида — эмоциональных проявлений его познавательных потребностей.
Самопрезентация представляет собой процесс, посредством которого человек представляет себя другим людям с помощью социально одобряемых и культурно приемлемых способов действий с целью управления формированием своего впечатления в глазах других людей [5]. На наш взгляд самопрезентацию можно отнести к осуществлению стремлений индивида — мотивов, в основе которых лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности.
Самоутверждение — это стремление утвердить себя в социуме [8]. На наш взгляд самоутверждение можно соотнести с убеждениями индивида — осознаваемыми мотивами, в основе которых лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом.
Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать над собой и развиваться, т. е. самосовершенствоваться. Это развитие происходит в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества [6].
Процесс самосовершенствования может происходить в различных направлениях: нравственном, умственном, физическом, эстетическом и т. д. Результатами самосовершенствования становится, прежде всего, удовлетворение собой, своими успехами и достижениями [5; 7]. Все это дает человеку право считать, что он максимально полно раскрыл свои возможности, иными словами, самоактуализировался.
В дальнейшем, раскрытые возможности и способности реализуются вовне и ведут к самоосуществлению.
Наглядно все это представлено ниже, на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение понятий и этапы самореализации
Таким образом, самореализация — это реализация максимально раскрытого своего личностного потенциала вовне путем осознанной работы по личностному росту и развитию за счет соотношения интересов, стремлений и убеждений (осознаваемых мотивов), определяемых посредством выбора системы ценностей, норм морали и образа жизни для себя самого.
Внутренняя природа человека — это сознание, которое определяет его поведение и деятельность. В связи с этим можно сказать, что самореализация — это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека.
На данный момент существует достаточно много вариантов моделей самореализации. Так, например, в одном варианте модели самореализации акцент делается на реализации врожденных потенциальных возможностей человека (теории К. Роджерса и А. Маслоу). А. Адлер, Р. Уайт, Г. Олпорт и Э. Фромм представляют другой вариант модели самореализации, в котором главное внимание уделяется совершенствованию жизни посредством стремления к идеалам (здесь подчеркиваются возможности особи, человека). Это можно увидеть в том акценте, который Фромм делает на человеческой природе, а А. Адлер и Р. Уайт — на мастерстве и компенсации первоначальной неполноценности [4].
Модели самореализации отечественных ученых также разнообразны. Так, например, в модели «актуалгенез самореализации личности на жизненном пути» акцент делается на смысле жизни — представлении о том, как жить. Смысл жизни формируется в социальной среде, поскольку в процессе жизни человек проходит определенные жизненные этапы, содержащие те или иные жизненные события, которые, в свою очередь, влияют на изменение жизненных этапов. Разрешение индивидом противоречий между жизненными этапами и смыслом жизни — есть процесс самореализации [3].
Коростелева Л. А. в своей модели выделяет три критерия эффективности самореализации: «хочу» (желания), «могу» (возможности) и «надо» (долженствование).Условием выбора эффективной стратегии самореализации является устойчивый баланс между ними.В свою очередь, стратегия самореализации проходит блок «принятия решений», состоящий из таких процессов как апперцепция (восприятие ситуации) и антиципация (способность предвосхитить результат). Принятие правильного, адекватного ситуации решения и есть процесс самореализации [3].
Исходя их приведенного нами выше соотношения определенных понятий и предложенного определения понятия «самореализации» предложим свою модель самореализации и проиллюстрируем ее на рисунке 2.
Рис. 2. Сферическая модель самореализации
Таким образом, можно сказать, что соотношение биологических факторов (задатки, темперамент) и социальных факторов (стиль воспитания, особенности культуры и социального окружения) задают определенный контекст, в котором происходит самоопределение. В дальнейшем через самоопределение как через «фильтр» протекает самовыражение, самоутверждение и самопрезентация, достигая гармоничного соотношения в интересах, стремлениях и убеждениях. Достижение этого соотношения сопровождается противоречиями, разрешение которых способствует личностному росту и развитию индивида как субъекта активности. По мере своего роста и развития индивид постигает и раскрывает свой личностный потенциал (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы, а также систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр.), в конечном итоге реализуя его вовне, т. е. достигая самореализации.
Литература:
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000. — 133 с.
- Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с. — (Профессиональное образование).
- Коростелева Л. А. Психология самореализации личности [Электронный ресурс]: Основные сферы жизнедеятельности: Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01. — М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). Российская государственная библиотека, 2 год (электронный текст).
- Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. — СПб.: Речь, 2002. — 486 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
- Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Изд. 4-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 806 с. — (Словари).
- Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. Изд-во: Санкт-Петербургского университета, 1997. — 56 с.
- Словарь психолога-практика / Сергей Юрьевич Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2007. — 976 с. — (Библиотека практической психологии).
- Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие / А. М. Руденко. — Изд. 2-е, испр. — Росто н/Д: Феникс, 2013. — 382 с. — (Высшее образование).
- Черняновская И. А. Системно-синергетический подход к проблеме развития личности // материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века», СПб., 2004.
- Щербакова И. В., Стратегии политической идентификации нового поколения партийных активистов // Журнал «Социологические исследования», № 7, 2003. — 96 с.