Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 17.10.2015

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Бурченкова, Л. Ш. Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели / Л. Ш. Бурченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 515-519. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22601/ (дата обращения: 17.10.2024).


 

Термин «самореализация» впервые приводится в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 году в Лондоне. Первое его определение выглядит следующим образом: «Самореализация — осуществление возможностей развития Я».[7].

Самореализация изучается многими науками: педагогикой, социологией, политологией, синергетикой, философией, психологией и др. Как и большинство понятий, самореализация имеет множество определений. Приведем некоторые из них:

  1.      Самореализация в педагогике понимается как наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Как процесс идентификации себя с другими, открытость чужому опыту и его принятие, восприятие субъектом чувственно заданных ситуаций и творческий характер активности[1].
  2.      Самореализация с точки зрения социологии — это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей [11].
  3.      Самореализация в политике рассматривается как процесс, при котором идентифицируя себя с определенной группой, индивид стремится сохранить или повысить свой статус. Здесь имеет место оценка индивидом своих возможностей, перспектив и препятствий самореализации в деятельности выбранной им группы [2].
  4.      С точки зрения синергетики самореализация выступает и как процесс, и как конечный результат. Подразумевая длительную, постоянную вовлеченность в процесс роста, самореализация, как процесс, включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальное раскрытие всех его способностей и возможностей. Понятию самореализации как конечного результата тождественно понятие самоактуализации [10].
  5.      В философии под самореализацией понимают процесс и результат воплощения человеком своего жизненного предназначения [9].
  6.      С позиции современной психологии самореализация понимается как осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом [7].

Как мы можем видеть, данные определения не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга. Однако нередко понятие «самореализация» путают с такими терминами как «самоопределение», «самовыражение»/«самораскрытие», «самопрезентация», «самоутверждение», «самосовершенствование»/«саморазвитие», «самоактуализация» и «самоосуществление». Постараемся разграничить эти понятия и выстроить логику взаимовлияния подразумевающихся под ними процессов.

Самоопределение начинается в подростковом возрасте. Его пик приходится на юность. В процессе самоопределения человек выбирает такие вещи, которые в дальнейшем делают его вполне самостоятельной личностью. Самоопределение бывает семейным, профессиональным, моральным, личностным и прочим и во многом зависит от общества [5].

Самовыражение заключается в проявлении в действиях, реакциях, речи и поступках человека его собственных психологических особенностей: познавательных процессов, состояний, свойств, а также интересов, способностей и других устойчивых индивидуальных особенностей его личности [5]. На наш взгляд самовыражение можно отнести к осуществлению интересов индивида — эмоциональных проявлений его познавательных потребностей.

Самопрезентация представляет собой процесс, посредством которого человек представляет себя другим людям с помощью социально одобряемых и культурно приемлемых способов действий с целью управления формированием своего впечатления в глазах других людей [5]. На наш взгляд самопрезентацию можно отнести к осуществлению стремлений индивида — мотивов, в основе которых лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности.

Самоутверждение — это стремление утвердить себя в социуме [8]. На наш взгляд самоутверждение можно соотнести с убеждениями индивида — осознаваемыми мотивами, в основе которых лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом.

Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать над собой и развиваться, т. е. самосовершенствоваться. Это развитие происходит в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества [6].

Процесс самосовершенствования может происходить в различных направлениях: нравственном, умственном, физическом, эстетическом и т. д. Результатами самосовершенствования становится, прежде всего, удовлетворение собой, своими успехами и достижениями [5; 7]. Все это дает человеку право считать, что он максимально полно раскрыл свои возможности, иными словами, самоактуализировался.

В дальнейшем, раскрытые возможности и способности реализуются вовне и ведут к самоосуществлению.

Наглядно все это представлено ниже, на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение понятий и этапы самореализации


 

Таким образом, самореализация — это реализация максимально раскрытого своего личностного потенциала вовне путем осознанной работы по личностному росту и развитию за счет соотношения интересов, стремлений и убеждений (осознаваемых мотивов), определяемых посредством выбора системы ценностей, норм морали и образа жизни для себя самого.

Внутренняя природа человека — это сознание, которое определяет его поведение и деятельность. В связи с этим можно сказать, что самореализация — это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека.

На данный момент существует достаточно много вариантов моделей самореализации. Так, например, в одном варианте модели самореализации акцент делается на реализации врожденных потенциальных возможностей человека (теории К. Роджерса и А. Маслоу). А. Адлер, Р. Уайт, Г. Олпорт и Э. Фромм представляют другой вариант модели самореализации, в котором главное внимание уделяется совершенствованию жизни посредством стремления к идеалам (здесь подчеркиваются возможности особи, человека). Это можно увидеть в том акценте, который Фромм делает на человеческой природе, а А. Адлер и Р. Уайт — на мастерстве и компенсации первоначальной неполноценности [4].

Модели самореализации отечественных ученых также разнообразны. Так, например, в модели «актуалгенез самореализации личности на жизненном пути» акцент делается на смысле жизни — представлении о том, как жить. Смысл жизни формируется в социальной среде, поскольку в процессе жизни человек проходит определенные жизненные этапы, содержащие те или иные жизненные события, которые, в свою очередь, влияют на изменение жизненных этапов. Разрешение индивидом противоречий между жизненными этапами и смыслом жизни — есть процесс самореализации [3].

Коростелева Л. А. в своей модели выделяет три критерия эффективности самореализации: «хочу» (желания), «могу» (возможности) и «надо» (долженствование).Условием выбора эффективной стратегии самореализации является устойчивый баланс между ними.В свою очередь, стратегия самореализации проходит блок «принятия решений», состоящий из таких процессов как апперцепция (восприятие ситуации) и антиципация (способность предвосхитить результат). Принятие правильного, адекватного ситуации решения и есть процесс самореализации [3].

Исходя их приведенного нами выше соотношения определенных понятий и предложенного определения понятия «самореализации» предложим свою модель самореализации и проиллюстрируем ее на рисунке 2.

 

Рис. 2. Сферическая модель самореализации


 

Таким образом, можно сказать, что соотношение биологических факторов (задатки, темперамент) и социальных факторов (стиль воспитания, особенности культуры и социального окружения) задают определенный контекст, в котором происходит самоопределение. В дальнейшем через самоопределение как через «фильтр» протекает самовыражение, самоутверждение и самопрезентация, достигая гармоничного соотношения в интересах, стремлениях и убеждениях. Достижение этого соотношения сопровождается противоречиями, разрешение которых способствует личностному росту и развитию индивида как субъекта активности. По мере своего роста и развития индивид постигает и раскрывает свой личностный потенциал (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы, а также систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр.), в конечном итоге реализуя его вовне, т. е. достигая самореализации.


 

Литература:


 

  1.      Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М., 2000. — 133 с.
  2.      Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с. — (Профессиональное образование).
  3.      Коростелева Л. А. Психология самореализации личности [Электронный ресурс]: Основные сферы жизнедеятельности: Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.01. — М.: РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). Российская государственная библиотека, 2 год (электронный текст).
  4.      Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. — СПб.: Речь, 2002. — 486 с.
  5.      Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  6.      Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под общ. ред. В. Б. Шапаря. — Изд. 4-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 806 с. — (Словари).
  7.      Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. Изд-во: Санкт-Петербургского университета, 1997. — 56 с.
  8.      Словарь психолога-практика / Сергей Юрьевич Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2007. — 976 с. — (Библиотека практической психологии).
  9.      Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие / А. М. Руденко. — Изд. 2-е, испр. — Росто н/Д: Феникс, 2013. — 382 с. — (Высшее образование).
  10. Черняновская И. А. Системно-синергетический подход к проблеме развития личности // материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века», СПб., 2004.
  11. Щербакова И. В., Стратегии политической идентификации нового поколения партийных активистов // Журнал «Социологические исследования», № 7, 2003. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самореализация, процесс, смысл жизни, Адлер, вариант модели самореализации, конечный результат, личностный потенциал, личностный рост, модель самореализации, процесс самореализации.


Похожие статьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Некоторые особенности социализации и самореализации спортсмена в практике и контексте полисистемного подхода

Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных принципов

Развитие концептуального мышления школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений

Теоретический анализ сущности и значения диагностики финансового состояния предприятия

Похожие статьи

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории (из опыта работы)

Некоторые особенности социализации и самореализации спортсмена в практике и контексте полисистемного подхода

Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе

Теоретические и практические аспекты концепта «значимость» и его роль в формировании навыка исторического метода мышления

Формирование нового взгляда педагога в условиях национальной модели образования

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Конкретизация целей урока физики с учетом деятельностных принципов

Развитие концептуального мышления школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений

Теоретический анализ сущности и значения диагностики финансового состояния предприятия

Задать вопрос