В ходе исследований получены новые научные сведения, которые позволят разработать, апробировать и внедрить в Университете методику комплексной оценки и контроля здоровья студентов. Для повышения общей резистентности организма проведены исследования по оценке уровня здоровья студентов.
Установлено, что студенты 1-го курса подвержены дезадаптации и в социальном плане подвержены воздействию негативных факторов общественной жизни, что сказывается на структурно-функциональном состоянии мембран эритроцитов. Отмечена низкая устойчивость мембран эритроцитов и повышение проницаемости мембран эритроцитов, увеличение гемолиза и низкая активность каталазы по сравнению со студентами 4-курса.
Проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом и государством, поскольку студенты являются одной из представительных групп молодежи страны. Студенты это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, которая быстро адаптируется к факторам социального и природного окружения, и вместе с тем подверженная высокому риску нарушений в состоянии здоровья 1.
Специфические условия учебной деятельности, быта и образа жизни студентов ВУЗов отличают их от других категорий населения и делают эту группу уязвимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов (высокие информационные нагрузки, психоэмоциональное напряжение в процессе учебной деятельности, гиподинамия, нарушение режима питания и др.) Эти факторы способствуют развитию дезадаптации, обострению скрытых патологических процессов, негативно отражающихся на здоровье студентов. Для того чтобы определить индивидуальные механизмы адаптации к образовательному процессу в ВУЗе необходимо регулярное проведение комплексного исследования психологического, психофизиологического здоровья и функционального состояния студентов 2.
Проблема профилактики основных социально-значимых заболеваний, формирование здорового образа жизни у населения относится к числу приоритетных задач общества и государства. Важное значение при этом отводится программам охраны здоровья, связанным с совершенствованием внешних условии жизнедеятельности человека. Речь идет обо всей совокупности факторов, формирующих среду обитания и развития индивида и общества: природных, социальных, климатических, психоэмоциональных и др. Без решения данной группы вопросов невозможно эффективное формирование здорового образа жизни молодого поколения 3.
Здоровье человека на 50 % и более определяется образом жизни, который человек для себя выбирает в соответствии со своими психофизиологическими индивидуальными особенностями, со своими убеждениями, привычками. Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие, на него, формируются в основном в детском и подростковом возрасте. В ситуации, когда известно, что многие факторы, влияющие на здоровье, управляемые самим человеком, возрастает роль формирования у школьников навыков и привычек здорового образа жизни (ЗОЖ). Поэтому успехи в обеспечении здоровья, безопасности жизни могут быть достигнуты только с помощью создания системы общегосударственных, межведомственных профилактических мероприятий среди подрастающего поколения и, прежде всего, с помощью системы эффективного гигиенического обучения и воспитания молодежи 4, 5.
Одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов. Решение этой задачи связано с формированием культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса. Здоровье при этом рассматривается как цель и условие качественного обучения основа самоактуализации, достижения жизненного успеха и как критерий деятельности образовательного учреждения 6.
Анализ литературы свидетельствует о наличии значительного количества исследований, посвященных, в основном, изучению состояния здоровья студентов и детерминации его социально-бытовыми факторами, условиями обучения, медицинским обслуживанием. Практически нет масштабных перспективных исследований, посвященных организации и созданию новых структур в учреждениях образования различного уровня по формированию и сохранению здоровья студентов; не описаны социальные программы, направленные на сохранение и формирование здоровья студентов на всех уровнях власти, не учтена их эффективность и перспектива 7, 8.
В последнее десятилетие экологические и производственные факторы, стрессы, все чаще оказывают повреждающие действие на организм. Стресс является ведущим фактором патогенеза большинства сомато-висцеральных расстройств, приводящих к появлению патологии эндокринной системы. При нарушениях эндокринной системы нарушается обмен веществ и приводит к ряду заболеваний, такие как анемия, диабет и др. Анемия занимает первое место в структуре заболеваемости в Казахстане. При анемии возникают нарушения антиоксидантного статуса, и развивается окислительный стресс, приводящий к деструкции мембран эритроцитов, что вызывает нарушение основной функции эритроцитов доставки кислорода к тканям организма. В связи с этим представляется актуальным изучение особенностей иммунно-гормонального статуса, функционального и психоэмоционального состояния студентов и поиска возможных путей коррекции вызванных нарушений 9, 10.
Решение поставленных данных задач полностью согласуется с приоритетами государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011–2015 гг., где одной из основных задач установлено сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Материалы и методы исследований.Объектомисследований являлись студенты первого и четвертого курса. Исследования проводились на начало и конец семестра. Проведены исследования структурно-функционального состояния мембран эритроцитов для повышения общей резистентности организма студентов.
Цели исследования: исследовать структурно-функциональное состояние мембран эритроцитов студентов.
Методы исследования:Осмотическую резистентность эритроцитов определяли по степени гемолиза в растворах NaCl различной концентрации (0,35- 0,9 г/100мл) при режиме инкубации 20 мин при 370С. Уровень гемолиза клеток рассчитывали в процентах по отношению к 100 % гемолизу, вызванному 0,1 г/100мл раствором Na2CO3.
Проницаемость эритроцитарных мембран (ПЭМ) для анионов определяли по методу (Колмаков В. Н., Радченко В. Г.) Значение определения проницаемости эритроцитарных мембран (ПЭМ) в диагностике хронических заболеваний печени.
Активность каталазы мембран эритроцитов определяли по методу (Королюк М. А., Иванова Л. И., Майорова И. Г., Токарев В. Е.).
В процессе реализации Проекта соблюдены принципы гуманности, изложенные в директивах Европейского сообщества (86/609/ЕЕС) и Хельсинкской декларации, в соответствии с «Правилами проведения работ на людях». Соблюдение принципов научной этики обеспечены научным руководителем Проекта на основании заявления о недопущении фабрикации научных данных, фальсификации, плагиата, ложного соавторства.
Результаты исследований и обсуждение.Исследовалась осмотическая резистентность биологических мембран студентов1 группы (4 курс). Гемолиз эритроцитов усиливается по мере снижения осмолярности среды инкубации, достигая максимального значения в 0,35 г/100 мл NaCl — 78,6 %. Показатели осмотической резистентности в группе студентов 1-курса выявили некоторое снижение осмотической стойкости эритроцитов к гемолизу. Так, в среде инкубации 0,35 и 0,45 г/100 мл NaCl величина выхода гемоглобина увеличилась на 3,8 % и 7,2 % соответственно по сравнению с показателями студентов 4-курса. Более значительное снижение осмотической резистентности наблюдалось в 0,4 г/100 мл NaCl, где гемолиз усилился на 14,3 % в группе студентов 1-курса относительно студентов 4-курса.
Далее исследовалась проницаемость эритроцитарных мембран студентов 4-го курса. Выявлено, что проницаемость мембран усиливается при помещении эритроцитов в растворы мочевины и физраствора с соотношением 60/40 и 65/35, достигая своего максимального значения: 75,8 % и 86,4 % соответственно.
Проницаемость мембран эритроцитов студентов 1-курса была значительно повышена почти во всех концентрациях инкубационных сред (рисунок 1).
Рис. 1. Изменение проницаемости мембран эритроцитов студентов.Примечание: по оси ординат: величина гемолиза, %; по оси абсцисс: соотношение мочевина/физраствор, %.
При инкубации клеток в средах с соотношением мочевины и NaCl 45/55 и 50/50 выход гемоглобина из эритроцитов повысился на 3,4 % и 15,2 %, достигнув максимального повышения в растворе с концентрацией мочевины 55 % (соотношение мочевины и NaCl 55/45) на 25,6 % относительно величин гемолиза эритроцитов студентов 4-курса. Дальнейшее повышение содержания мочевины (соотношение мочевины и NaCl 60/40 и 65/35) приводит к некоторому повышению ПЭМ, но при этом гемолиз эритроцитов на 6,9 % и 2 % ниже такового в группе студентов 4-курса.
Активность каталазы оценивали по количеству разрушенной перекиси водорода в растворе и выражали в процентах.
Активность фермента каталазы в мембранах эритроцитов студентов 1-курса понижена на 8,6 % по сравнению со студентами 4-курса (рисунок 2).
Рис. 2. Активность каталазы студентов 1,4-курсов.По оси ординат: величина активность каталазы, %; по оси абсцисс: группы студентов, * — p<0,05.
Таким образом, у студентов 1-курсанаблюдается низкая устойчивость мембран эритроцитов и повышениепроницаемости мембран эритроцитов, увеличение гемолиза и низкая активность каталазы по сравнению со студентами 4-курса.
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: студенты 1-го курса подвержены дезадаптации и в социальном плане подвержены воздействию негативных факторов общественной жизни, что сказывается на структурно-функциональном состояния мембран эритроцитов. Отмечена низкая устойчивость мембран эритроцитов и повышение проницаемости мембран эритроцитов, увеличение гемолиза и низкая активность каталазы по сравнению со студентами 4-курса.
Понижение уровня резистентности организма следует рассматривать как фактор, способствующий развитию гипокинезических состояний. Студентам, обучающихся в условиях современных технологий, необходимо проводить мероприятия немедикаментозного характера, способствующие восстановлению и нормализации адаптивных возможностей организма.
Полученные результаты могут быть использованы в области психофизиологии, валеологии преподавателями СУЗов и ВУЗов, школьными психологами и медицинскими работниками образовательных учреждений.
Литература:
- Послание Президента Республики Казахстан лидера нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия 2050. strategy 2050.kz.
- Ефимова И. В., Будыка Е. В., Проходовская Р. Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов: Учеб. пос. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2003.
- Никифоров, Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров.- Спб., 2009.
- Яковлев Б. П., Литовченко О. Г. Теоретические аспекты исследования психической нагрузки в условиях учебной деятельности // Вестник высшей школы. 2005. № 6, с. 3–6.
- Венёвцева Ю. Л., Мельников А. Х., Самсонова Г. О., Саулин А. А. Динамика психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения и возможности ее коррекции //Материалы VI Всероссийской конференции «Потенциал личности: комплексная проблема», Тамбов, 5 июня 2007 — Тамбов, 2007- с.255–259.
- Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. — Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. — 211 с.
- Семенкова Т. Н., Казин Э. М., Касаткина Н. Э., Федоров А. И. Педагогические и психолого-физиологические подходы к созданию адаптивно-развивающей образовательной среды. // Валеология. — 2010. — № 4 — с. 14–19.
- Спицин А. П. Оценка адаптации студентов младших курсов к учебной деятельности. // Гигиена и санитария. — 2007. — № 2 — с. 54–58.
- Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е. А. Юматов, В. А. Кузьменко, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека: Журнал РАН. — 2001. — Том 27. — № 2. — С. 104–111.
- Николаева Е. И. Психофизиология: учебник для студентов. — Новосибирск: Наука, 2001.