Настоящая статья посвящена проблемам управления устойчивым развитием градообразующих предприятий. В ней рассмотрены элементы системы управления, представлен процесс управления устойчивым развитием предприятия.
Ключевые слова:развитие, устойчивое развитие, управление, система управления, процесс управления, методы управления, градообразующее предприятие.
Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению. В специальной управленческой литературе наиболее часто управление отождествляют с функциями (видами деятельности), интеграционным процессом, наукой и искусством, категорией людей, управляющих организацией, а также с органами или аппаратом управления. В управленческой литературе часто вместо слова управление используются: менеджмент, руководство, администрирование, организация, регулирование и т. п. Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление.
У В. Даля в толковом словаре термин «управлять» означает «править, давая ход, направление, распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего-то, подрядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют каждый своей частью» [10]. Ли Якокка считает, что управление — не что иное, как «настраивание людей на труд». А. Файоль говорил, что «управлять значит — предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [8].
Современные подходы к понятию управления формировались под влиянием существующих и возникающих школ управленческой мысли таких, как:
школа научного менеджмента (Р. Оуэн, Ф. Тейлор, Ф. Джилбрет, Г. Эмерсон);
административная школа (А. Файоль), в т. ч. школа рациональной бюрократии (М. Вебер), «классическая школа» (Дж. Муни, А. Рейли, Л. Урвик, Л. Гьюлик);
школа человеческих отношений (Э. Мейо, М. Фоллетт), в т. ч. мотивационная школа (А. Маслоу, Ф. Герцберг, В. Врум, Адаме, У. Джемс, Д. Маклелланд), школа «организационного поведения» (К. Арджирис, Р. Лайкерт, А. Этциони, Б. Басе, Р. Блейк, Дж. Моутон);
школа науки управления или количественных методов (Л. Канторович, М. Старр, Л. Берталанфи, Р. Акофф, В. Леонтьев и др.), в т. ч. школа НОТ (А. Богданов, А. Журавский, Ф. Дунаев, А. Гостев, Н. Витке, Ф. Дунаевский, П. Керженцев).
Среди подходов к управлению принято выделять:
процессный подход впервые был предложен А. Файолем и другими представителями школы административного управления, пытавшимися описать функции менеджера. Сторонники школы процесса управления рассматривают выполнение обязанностей руководителем (функции управления) как процесс, состоящий из взаимосвязанных, но независимых друг от друга функций;
ситуационный подход (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури), состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на объект управления в данное конкретное время. Руководители, используя ситуационный подход, должны понимать, какие приемы в большей степени способствуют достижению целей организации в конкретной ситуации;
системный подход (Ч. Бернард, П. Друкер, и др.) рассматривающий управленческую деятельность как систему, т.e. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели. Суть системного подхода — при решении любой возникающей проблемы необходимо определить границы системы, ее состав, системные свойства, взаимосвязи между ее элементами. В зависимости от анализируемых аспектов деятельности объекта, границы, состав, системообразующие свойства и типы взаимодействий между элементами могут сильно изменяться [17].
синергетический подход рассматривается как дальнейшее развитие системного подхода, который дает специалисту новые возможности для исследования и осуществления управленческой деятельности. «Синергетика представляет собой системный подход к сложным открытым нелинейным системам с ее свойствами неустойчивости, неравновесности, бифуркации, катастрофы, самоорганизации и др». [9].
Помимо вышеперечисленных, весьма популярны в управлении программно-целевой и проектный подходы. В современном менеджменте говорится о маркетинговом подходе, ориентированном на потребителя. Можно говорить о кибернетическом, информационном, гуманистическом подходах — в таком случае заметен акцент на преимущественном использовании отдельных наук, типов ресурсов и/или соответствующей методологии в целом.
Наиболее часто употребляемые определения понятия «управление» рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия «управление»
Авторы |
Интерпретация понятия |
Особенности интерпретации |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [19] |
это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации |
управление как процесс |
П. Друкер [12] |
это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу |
управление как вид деятельности |
Т. А. Акимова, Ю. Н. Мосейкин [1] |
это функция сложной системы, отвечающая за ее сохранение и целенаправленное развитие (теория организации устойчивого развития) |
управление как функция сохранения и развития системы |
Д. Клиланд, В. Кинг [14] |
процесс, ориентированный на достижение определенных целей |
управление как процесс |
В. Б. Зотов [22] |
это воздействие, «поступающее» в систему извне |
управление как воздействие на систему |
Л. И. Дорофеева [11] |
это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей |
управление как принятие и реализация решений |
А. С. Большаков [6] |
это процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности |
управление как процесс |
В. И. Мухин [20] |
процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта |
управление как процесс и воздействие на систему |
А. И. Берг [2] |
процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные... |
управление как процесс перевода системы |
С. В. Бобрышов, Н. В. Колосова [17] |
это процесс, характеризующийся такими базисными моментами, как: целенаправленность; динамичность; системность в воздействии субъекта управления на его объект; обеспечение эффективного функционирования и развития объекта управления |
управление как процесс |
В. П. Сухинин, М. В. Горшенина [7] |
представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники, то есть понятие «управление» распространяется на все виды систем (технических, эргономических, социальных и пр.). |
управление как деятельность человека |
А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев [21] |
это особый вид профессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития |
управление как профессиональная деятельность и средство функционирования системы |
Л. И. Лопатников [16] |
это выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), что включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений. Часто этим термином называют само управляющее воздействие. |
управление как воздействие на систему и принятие и реализация решений |
Практически во всех приведенных в таблице определениях «управления» указывается на процесс воздействия субъекта управления на объект, что свидетельствует о комплексном системном подходе.
Однако управление включает в себя не только само воздействие, но и подготовку к нему, а также и контроль за деятельностью объекта управления, и анализ полученных результатов. В этом случае управление рассматривается как непрерывный процесс (совокупность управленческих действий), который начинается с момента установления связей между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращением взаимодействия между ними (достижением поставленных целей).
Рассматривая управление как науку, ученые выделяют концепции, теории, принципы и школы управления, а также специфические проблемы и подходы к их решению.
Говоря об управлении как искусстве, отмечают способность умело и эффективно применять на практике опыт и теоретические знания. При этом часто под управлением, подразумевают профессиональную деятельность конкретных людей (менеджеров), которые и осуществляют процесс управления.
Поскольку управление социально-экономическими системами любого уровня предполагает наличие системы управления представляется необходимым рассмотреть её состав.
В настоящее время большинство исследователей [3,5,13,15,22,23], рассматривают систему управления предприятием как «совокупность взаимосвязанных звеньев управления и определяют, как:
«конструкция» организационной системы, которая характеризует состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления);
строение управляющей системы, способ ее внутренней организации, связи элементов субъекта управления между собой (порядок расположения, соподчиненность отдельных звеньев управленческого аппарата — групп, отделов, бюро), позволяющие выполнять необходимые функции управления;
элементы системы, их связи, ее целостные свойства, если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы;
состав элементов, их права, взаимосвязи и ответственность по реализации задач управления объектом;
взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, ответственности, полномочий, а также технологической и функциональной связей, возникающих в процессах управления» [23].
То есть система управления — это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.
Элементы системы управления можно охарактеризовать «рядом следующих параметров и показателей:
функции управления, а именно специфический вид деятельности по обоснованию, выработке, принятию и выполнению управленческих решений;
информация — совокупность сведений и данных, необходимых для обоснования, выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации;
технические средства управления — совокупность технических средств, применяемых для сбора, обработки, представления и использования информации кадрами управления;
кадры управления — работники всех уровней управления;
технология управления — совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов;
методы управления — совокупность способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации;
ОСУ — совокупность специализированных органов (подразделений — отделов, бюро, групп и т. п.) управления, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой для достижения целей и задач организации;
решения — акты, результат, конечный продукт управленческой деятельности, направленные на достижение целей и задач организации» [23].
Т. е. система управления — совокупность целей, задач, принципов, функций и методов, обеспечивающих взаимодействие субъекта и объекта управления в процессе проектирования, создания и доставки ценности конечным потребителям.
Согласно О. В. Шаламовой «под системой управления предприятием принято понимать выделенную в составе предприятия систему, в которой агрегированы все процессы, которые влекут изменение состава, свойств, структуры связей и отношений составляющих элементов производственно-экономической системы: рост предприятия; инновационные процессы, объединяемые в программы развития; процессы реструктуризации предприятий; процессы кризисного развития и антикризисного управления предприятием, ведущие к качественным и количественным изменениям во всех функциональных областях производственно-экономической системы; реинжениринг бизнес-процессов предприятия, а также контуры управления системой на основе обратной связи, где решаются задачи стратегического и тактического управления и запускаются механизмы самоорганизации оперативного управления развитием» [23].
Т.о. обобщая вышеприведенные определения «системы управления» применительно к понятию «устойчивого развития градообразующего предприятия» (которое было дано нами [4]) получаем, что система управления устойчивым развитием градообразующего предприятия — это подсистема управления градообразующим предприятием, предназначенная для улучшения основных экологических, социальных и экономических показателей деятельности предприятия, наращивания потенциала предприятия и моногорода, и повышения его конкурентоспособности в стратегическом периоде.
При формировании системы управления устойчивым развитием предприятий необходимо рассмотреть следующие аспекты:
определить условия устойчивого развития предприятия (факторный анализ и оценка);
установить основные подсистемы предприятия, функционирующего на современном рынке, определить взаимосвязи между ними;
определить функции, выполняемые системой управления устойчивым развитием предприятий и её подсистемами в современных условиях;
разработать процесс управления устойчивым развитием предприятий с учётом его организационной структуры управления, включающей указанные выше подсистемы;
определить и обосновать критерии оценки устойчивого развития предприятия;
провести диагностику состояния и эффективности функционирования предприятия;
разработать совокупность мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия в различных условиях;
обеспечить условия для реализации разработанных мероприятий применительно к условиям деятельности данного предприятия.
Очевидно, что формирование системы управления устойчивостью предприятия требует учета влияния разнообразных факторов (внутренних, экономических, политических, рыночных, технологических, международных, факторов конкуренции и социального поведения и др.).
На рисунке 1 представлена последовательность анализа данных факторов, отражающих состояние внешней и внутренней среды предприятия и готовность его руководства осуществлять необходимые действия.
Рис. 1. Последовательность анализа факторов, отражающих состояние внешней и внутренней среды предприятия
На рисунке 2 представлен процесс управления устойчивым развитием предприятия, реализация которого предполагает разработку и реализацию совокупности мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие градообразующих предприятий в различных условиях их деятельности.
Управление устойчивым развитием предприятия должно быть основано на принципах и методах управления. Методы и принципы должны иметь значимость для предприятия, ориентированы на его развитие, а также должны учитывать соответствующие документы ООН и других международных соглашений по правам человека, этические нормы, трудовое право и требования охраны окружающей среды.
Совокупность основных методов управления устойчивым развитием предприятия представлена на рисунке 3, принципы управления — в таблице 2.
Так, формирование системы управления устойчивым развитием предприятий предполагает:
создание элементов и их взаимосвязей, образующих открытую систему, являющуюся частью предприятия, как системы;
Рис. 2. Процесс управления устойчивым развитием предприятия
необходимость учета особенностей и последовательности этапов его проектирования, создания, использования и оптимизации;
внедрение основных положений стратегического и оперативного менеджмента, способствующих четкой постановке задач и реализации плана мероприятий по формированию системы устойчивого развития предприятия.
Рис. 3. Основные методы управления устойчивым развитием предприятия
Таблица 2
Принципы управления устойчивым развитием предприятия
Принцип |
Содержание принципа |
Адаптивности |
Предприятие, как открытая система, должно быть адаптивным, т. е. приспосабливаться к изменению во внешней среде для того, чтобы продолжить устойчивое развитие на долгосрочную перспективу. Основным условием адаптивности является гибкость стратегического управления предприятием. |
Инклюзивности (вовлеченности) |
Стороны, интересы которых зависят от решений и действий организации, должны иметь возможность выражать свои мнения и интересы. Данная информация собирается постоянно и организованно. |
Соблюдения этических норм |
Достигается при соблюдении этических требований при взаимодействии с другими организациями и лицами. Решения и действия предприятия должны быть обоснованными и соответствовать юридическим обязательствам и нормам права. |
Прозрачности |
Предприятие предоставляет причастным сторонам всю имеющуюся и необходимую для эффективного взаимодействия информацию. |
Перспективности |
Принимаемые решения носят стратегический, долговременный характер, направлены на эффективное функционирование предприятия в будущем |
Целеориентированности |
Достижение такого соотношения между элементами, при котором у предприятия будут сохраняться долгосрочные стимулы устойчивого развития. |
Целостности |
Достигается на основе единства следующих функций: способность обновления (воспроизводства), дополнения недостающих элементов и преобразования себя в качественно новую систему, сохранение финансового равновесия. Речь идет о сбалансированности и пропорциональности элементов его деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. |
Рационального природопользования |
Достигается на основе неистощительного использования возобновимых ресурсов, оптимального уменьшения использования невозобновимых ресурсов и расширенного использования вторичных ресурсов, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, разработке для этих целей соответствующих технологий. |
Ориентации на инновационный путь развития |
Развитие базируется на инновационной деятельности, преимущественно на новых ресурсосберегающих технологиях. |
Подводя итог, можно сделать следующий вывод:устойчивое развитие градообразующих предприятий непосредственно связано с устойчивостью каждого отдельного элемента системы социально-экономического развития как предприятия, так и моногорода. Вероятно, что устойчивое развитие градообразующего предприятия определяется устойчивостью управляемости системы, а также реакцией (скорость и качество) системы управления предприятием под воздействием факторов внешней среды с целью недопущения развала управляемой системы и выхода параметров ее функционирования за определенные рамки. При этом возникает необходимость в разработке организационной структуры службы управления устойчивым развитием предприятия.
Литература:
- Акимова, Т. А. Экономика устойчивого развития: Учеб.пособие// Т. А. Акимова, Ю. Н. Мосейкин. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 430 с. 5
- Аксель Иванович Берг. 1893–1979 / [ред.-сост. Я. И. Фет; сост.: Е. В. Маркова, Ю. Н. Ерофеев, Ю. В. Грановский; отв. ред. А. С. Алексеев] — М.: Наука, 2007. — 518 с. 7
- Бегун, Т. В. Устойчивое развитие моногородов: проблемы и перспективы / Т. В. Бегун // Инновационное развитие малых городов России: научный, технологический и образовательный потенциал: материалы Международной научно-практической конференции (г. Мелеуз, 31 октября 2013 г.). — Мелеуз, 2013. — С. 20–23.
- Бегун, Т. В. Градообразующее предприятие: понятие, критерии отнесения, классификация // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 2(7). — С.36–41.
- Богатко, А. Н. Система управления развитием предприятием (СУРП). / А. Н. Богатко // М.: Финансы и статистика, 2010. — 240 с. 22
- Большаков, А. С. Менеджмент: Учебное пособие / А. С. Большаков. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 160 с. 23
- Введение в менеджмент: уч. пособие /В. П. Сухинин, М. В. Горшенина / Самар. гос. техн. ун-т., филиал в г. Сызрани. — Сызрань, 2010. — 114 с. 29
- Вергилес, Э. В. Анализ принципов управления Анри Файоля. / Э. В. Вергилес. — Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2001. — 28с. 30
- Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учебник / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — М.: Омега-Л, 2011. — 464 с. 40
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1999. Т.2. — 640 с. 52
- Дорофеева, Л. И. Менеджмент. Конспект лекций / Л. И. Дорофеева. — М. Издательство: Эксмо. — 2007. — 192 с. 55
- Друкер, П. Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 191 с. 56
- Егорычев, С. А. Управление устойчивым развитием муниципальных образований. Дисс…канд.экон.наук. / С. А. Егорычев. — Оренбург, 2015. — 217 с. 57
- Клиланд, Д. Системный анализ и целевое управление. Пер. с англ. / Д. Клиланд, В. Кинг. — М.: Наука, 1974. — 265 с. 77
- Кучин, Б. Л. Управление развитием экономических систем: технический прогресс, устойчивость. / Б. Л. Кучин, Е. В. Якушева//- М.: Экономика, 2010. — 118 с. 99
- Лопатников, Л. И. От плана к рынку: карманная энциклопедия / Л. И. Лопатников. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 168 с. 101
- Менеджмент: Учеб.пособие для вузов /Под ред. проф. Ю. А. Цыпкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 439 с. 111
- Мескон, М. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 2002. — 704 с.
- Мухин, В. И. Исследование систем управления / В. И. Мухин. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 479 с. 121
- Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. — М.: Высш. шк., 2001.- 271 с. 130
- Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. (исправленное и дополненное) / Под ред. В. Б. Зотова — СПб.: Питер, 2005. — 512 с. 161
- Шаламова, О. В. Формирование системы управления устойчивым развитием промышленных предприятий (на примере машиностроения) Дис… канд. экон. наук. /О. В. Шаламова. — Оренбург, 2013. — 209 с. 197