Поскольку особенности технического университета усиливают рисковое влияние на образовательную среду и ее экологизацию, авторы считают, что создание педагогической системы экологизации рисковой образовательной среды в техническом вузе является актуальной задачей современного высшего образования. Показательным в этом отношении является ситуация сложившаяся в технических университетах в выявлении, оценивании и управлении рисками в экологической образовательной среде. Так как в последнее время уровень и масштаб инженерного образования определяется не только уровнем технологического развития, но и другими факторами, среди которых определяющим является состояние окружающей среды, то требуется от него постоянно актуализировать содержание подготовки инженерных кадров с учетом рисков, экологической безопасности. Исходя из того, что началом всякого образования выступает образовательная среда, определяются и требования к экологизации рисковой образовательной среды. Следовательно, уровень подготовки экологически грамотной личности, обеспечения экологической безопасности студентов зависит в целом от того, как именно рисковая образовательная среда влияет на повышение качества экологической подготовки выпускников и создание условий для всестороннего развития личности обучающихся.
Таким образом, можно утверждать, что исследование экологической рисковой образовательной среды в технических университетах определяются потребностью в теоретико-методологических подходах к педагогической системе экологизации рисковой образовательной среды и этапах ее становления в зависимости от экологических рисков, возникающих в техническом вузе.
Ключевые слова: экологизация, экология образования, экологические риски, рисковая образовательная среда, педагогическая система.
Введение. Экологическая образовательная среда в современном техническом вузе — комплекс мер и мероприятий, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса с точки зрения экологии среды, выработка стратегии создания экологически здорового образа жизни всем участникам образовательного процесса, получения экологических знаний, формирования экологического сознания. [5, с. 335] Экологическая образовательная среда охватывает не только учебно-воспитательный процесс в техническом вузе, но и занятия спортом, питание, медицинское обслуживание, общение в ходе активного взаимодействия со студентами, преподавателями, администрацией. [6, с.285] Следовательно, чтобы понять сущность экологизации рисковой образовательной среды, необходимо выявить теоретико-методологические подходы и этапы ее формирования.
Постановка задачи. Объектом нашего исследования является рисковая образовательная среда, как педагогическая система ее экологизации. Такой подход позволяет проследить этапы экологизации рисковой образовательной среды технического вуза.
Мы считаем возможным в контексте технического образования научное исследование рисковых, экологических и других проблем образовательной среды: какие теоретико-методологические подходы существуют в педагогической практике; в чем заключается сущность экологизации рисковой образовательной среды; каковы этапы педагогической системы экологизации рисковой образовательной среды?
Результаты. Мы придерживаемсяточки зрения Панова В. И., что разные подходы и модели образовательной среды показывают, что они рассматриваются как фактор, оказывающий влияние на обучение и развитие; как средство обучения и развития; как предмет проектирования и моделирования; как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга». [12, с. 197]
В соответствии с решением такой актуальной задачи нами предложена педагогическая система рисковой экологической образовательной среды в техническом университете.
Прежде чем перейти к определению экологизации рисковой образовательной среды проанализируем понятие «система».
В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. система определяется, как «определённый порядок в расположении и связи действий». [9, с.928] Смирнов В. И. рассматривает «педагогическую систему воспитания как комплекс мер, включающий в себя цели субъектов, реализующих эти цели; деятельность, отношения возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы. [21, с. 416]
В кратком словаре по психологии «система определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выступают целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность, множественность описания.
В качестве системообразующего основания, обеспечив приобщение человека к миру культуры и его саморазвития выступает целенаправленная совместная деятельность. Б. Ф. Ломов (1984) определяя основные принципы системы: многомерность, многоуровневость, наличие системы свойств, динамичности и развития. Три уровня системы: познавательная, регулятивная и коммуникативная. [7, с. 399]
Педагогическая система — это комплекс мер, включающий в себя: цели субъектов; реализацию этих целей; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами обучения, воспитания, среду и управление; обеспечивая единство компонентов учебно-воспитательной системы. Утраты любого компонента ведет к разрушению системы. [17, с. 169]
Система — определённый порядок в расположении и связи действий. [9, с. 928]
Итак, в определении термина «система» мы встречаем понятие «среда». Педагогическая система включает термин «образовательная среда». Л. С. Выготский указывая о важнейшей роли «окружающей социальной среды на обучение и развитие школьника. [1, с. 480] Проблема образовательной среды и проектирования коммуникативно-ориентированной учебной среды были посвящены работы В. В. Рубцова (1987, 1996, 1997), В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова. Впервые об эколого-психологическом представлении образовательной среды привёл в своем исследовании В. А. Ясвин (1997). В. И. Слободчиков дал более полное понимание образовательной среды (2000). В. А. Ясвин в своих работах по эколого-психологической образовательной среде опирается на экологический подход ДЖ. Гибсона (1988), в основе которого лежит понимание окружающей среды как среды обитания. В. И. Панов в монографии «Экологическая психология» подробно анализирует психологию образовательной среды и приводит основные модели образовательной среды (2004). Таким образом, педагогическая система неразрывно связана с образовательной средой.
Исследователи образовательных сред предлагают различные типы сред: воспитательные, творческие, эколого-личностные, коммуникативно-ориентированные, развивающие и другие (В. В. Давыдов, Т. Г. Ивашина, Г. А. Ковалев, Я. Корчак, В. П. Лебедева В. А. Орлов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, К. Н. Поливанова, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Ясвин).
Педагогическое моделирование личностно-развивающей — информационно-образовательной среды вуза предложил в своем исследовании С. А. Назаров, он определил «информационно-образовательную среду как мы определяем педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков. [11]
А. В. Гагарин рассматривает «экологоориентированную профессионально-образовательную среду как комплекс условий, влияния и возможностей на формирование профессионально-экологической культуры будущего специалиста». [2, с. 33]
Очевидно, что в педагогической литературе недостаточно исследована рисковая образовательная среда с точки зрения риска и управления рисками в образовательных организациях, экологии образования, обучения и воспитания.
Рассмотрим сущность экологизации рисковой образовательной среды технического вуза.
Как известно «риск» — это предупреждение об опасности. [14, с. 182] Экологические риски — это риски, возникающие в экологической образовательной среде, которая связана с экологией образования.
Экология образования означает формирование экологических знаний у студентов вуза на весь период обучения. Экологические знания в техническом вузе направлены на то, чтобы современный инженер, являясь специалистом в своей области, мог оценить экологические риски и предотвратить реальные их последствия в профессиональной деятельности, обеспечив тем самым экологическую безопасность окружающей среды, компетентно решать и осуществлять на практике реализацию экологически чистых производственных процессов с учетом экологических рисков разрабатывать мероприятия по снижению и уменьшению экологических рисков, связанных с загрязнением окружающей среды.
Экологизация — это процесс последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества окружающей среды на локальном, региональном и глобальном уровнях. [16, с.123]
Экологическая образовательная среда, экология образования и экологизация — это комплекс мер и мероприятий по повышению качества экологической подготовки выпускников технического вуза с одной стороны, с другой стороны создание условий для сохранения здоровья, комфорта, адаптации, стрессоустойчивости, развития экологической культуры, сознания обучающихся. Таким образом, под экологизацией рисковой образовательной среды технического вуза мы понимаем интегрированную педагогическую систему управления экологическими рисками имеющую совокупность педагогических условий позволяющих выявлять, оценивать и управлять «поведением» экологических рисков, направление на смягчение их негативных влияний на качественные характеристики экологической образовательной среды. Рассмотрим основные этапы экологизации рисковой образовательной среды технического вуза.
Первый этап формируется цель «Разработка педагогической системы экологизации рисковой образовательной среды технического вуза». Определяются задачи: исходя из возможностей технического вуза: инфраструктура, кадровый состав, профессорско-преподавательский став, контингент обучающихся, информационно-методическое обеспечение, научно-исследовательский потенциал, финансовые возможности. Принятие решений и постановка задач осуществляется на уровне ректората вуза в рамках совершенствования структуры и системы управления вузом.
Второй этап. На данном этапе проводится классификация экологических рисков, осуществляется мониторинг образовательной среды. На основании мониторинга рассматриваются предстоящие изменения с учетом определенных экологических рисков.
Третий этап. На этом этапе на основе имеющихся справочной методической и фактической информации оценивается уровень экологического риска с привлечением методов качественной и количественной оценки.
На четвёртом этапе составляется стратегический план мероприятий, направленных на устранение или снижение экологических рисков. Разрабатываются профилактические мероприятия по минимизации и устранению рисков (здоровьесберегающие технологии, повышение стрессоустойчивости, повышение адаптации студентов к обучению, уменьшение конфликтной ситуации и другие мероприятия).
Пятый этап. На данном этапе осуществляется текущий контроль выполнения плана антирисковых экологических мероприятий по устранению негативных последствий выявленных экологических рисков (опросы, анкетирование, тестирование обучающихся, преподавателей, администрации вуза).
Шестой этап. На завершающем этапе экологизации рисковой образовательной среды осуществляется контроль и мониторинг результатов воздействия на экологические риски. Подводятся итоги и проводятся корректирующие действия.
Такой поэтапный подход возможен как для одной экологической рисковой ситуации, так и для многих.
Для каждого этапа необходим комплекс нормативно-правовых документов по экологизации рисковой образовательной среды вуза, которые должны включать термины и их определения, состав процедур исследования, анализ экологических рисков и формирование управляющих воздействий, организацию и порядок выполнения работ по анализу и управлению экологическими рисками, мониторинг экологической образовательной среды, формирование экологическими рисками и организацию взаимодействия с другими системами управления образовательной средой вуза.
Наиболее важный из всех этапов, это этап оценки уровня экологического риска, который мы рассмотрим в дальнейшем исследовании.
Вывод. Таким образом, методологические подходы к экологизации рисковой образовательной среды достаточно многообразны и сложны. Мы рассмотрели в данной статье только определение экологизации рисковой образовательной среды и этапы её становления. В дальнейшем исследовании нами будет рассмотрены педагогические условия экологизации рисковой образовательной среды в целом.
Литература:
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гагарин А. В. Экологоориентированная профессионально-образовательная среда вуза: социально-экологическое проектирование и моделирование» // Вестник МГТУ им М. А. Шолохова «Социально-экологические технологии». — 2011 С. 33–41.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию./ Дж.Гибсон. — Изд-во Прогресс. — 1988. — 463 с.
- Гранатуров В. М. Экологический риск: специальность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. Во «Дело и сервис»; 2002.- 160 с.
- Даниленкова В. А. Современный технический вуз и его экологическая среда // Молодой ученый. — 2014. — № 16. — С. 334–336.
- Даниленкова В. А. Экологизация образования и экологическая образовательная среда вуза // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 285–286.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Д. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. — Мн,: «Хэлтон», 1998. — 399 с.
- Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. — М., 1997.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений (Российская АН, Российский фонд культуры; — 3-е изд, стереотипное — М. АЗЪ, 1996. — 928 с.
- Малышев И. В. Психологические характеристики рисков в экстремальных ситуациях. Учение зап. пед. ин-та Саратовского ун-та им Н. Г. Чернышевского. Серия Психология, Педагогика. — 2011. Т.4 — № 2. С. 72–78.
- Назаров С. А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вузадис.на соис. уч.ст. к.п.н. Ростов 2006 Эл. ресурсhttp://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-proektirovaniya-lichnostno-razvivayushchei-informatsionno-obrazovatel#ixzz3hIJtG0sX (дата обращения 27 июля 2015).
- Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004. — 197 с.
- Панов В. И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы образовательного учреждения // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 2. С. 14–20.
- Поляков Р. К., Ходжаев Р. Ж. Создание подсистемы риск менеджмента в сфере предпринимательства: Монография.- Калининград, БИЭиФ, 2007–182 с.
- Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 168 с.
- Пузыревский В. Ю. Эколого-эмпатическое понимание как образовательная парадигма // II Российская конференция по экологической психологии: тез. — М., 2000. — С. 121–123.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. — М., 1993. — 169 с.
- Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. — М.: Экопсицентр РОСС, 2000. — 230 с.
- Степанов, С. А. Приоритеты экологического образования в интересах устойчивого развития // Вестник экологического образования в России. — 2006. — № 4. С. 3–4.
- Солнцева Г. Н. Психологическое содержание понятия риск // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1999. — № 2. С. 23–27.
- Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, диффинициях, иллюстрациях. — М.: Педагогоическое общество России, 1999. — 416 с.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001. — 365 с.