В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.
Ключевые слова: качество образования, коррекционное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа, внутренняя система оценки качества образования.
Обеспечение условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из приоритетных задач современного российского образования. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [1, с.5]: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Обеспечение качества образования в соответствии с установленными требованиями относится к обязанностям образовательной организации, в том числе специальной (коррекционной) школы. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [1, с.6]: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
В данном случае возникает противоречие, так как реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598) и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599) начнется только с 01.09.2016 г. Таким образом перед специальными (коррекционными) школами возникла проблема, каким образом оценивать качество образования до вступления в силу указанных стандартов?
Анализ нормативно-правовой и педагогической литературы, статистических показателей деятельности специальных (коррекционных) школ Иркутской области позволил нам применительно к деятельности Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения № 8 г. Иркутска» (ГОКУ «Школа-интернат № 8») разработать положение, регламентирующее функционирование внутренней системы оценки качества образования. Надеемся, что данный локальный акт представляет интерес для педагогов специальных (коррекционных) школ и исследователей, занимающих вопросами теории и практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание положения представлено тремя разделами, представленными далее.
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет функции, цели, задачи системы оценки качества образования и порядок её осуществления в ГОКУ «Школа-интернат № 8» (далее — школа).
1.2. Положение об обеспечении внутренней системы оценки качества образования разработано в соответствии со ст.2,28 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом образовательной организации.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования — процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Внутренняя система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых субъектами образовательного процесса, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг — систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
2. Функции, цели и задачивнутренней системы оценки качества образования
2.1. Основные функциивнутренней системы оценки качества образования:
обеспечение требований Учредителя (министерства образования Иркутской области) к организации образования обучающихся с ОВЗ;
удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений;
определение тенденций развития школы.
2.2.Цельювнутренней системы оценки качества образованияявляется получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2.3. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:
сформировать механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в школе;
выявить влияющие на качество образования в школе факторы;
определить рейтинговые внутришкольные показатели качества образования в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3. Организация внутренней системы оценки качества образования
3.1. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования планируются и осуществляются каждый учебный год.
3.2. Объектами оценки качества образования являются:
качество образовательных результатов;
качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;
качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
3.3. Оценка качества образования осуществляется посредством педагогического анализа на основе получения данных из следующих информационных источников:
мониторинг образовательных и личностных достижений, обучающихся на разных ступенях обучения, в т. ч. результатов промежуточной и итоговой аттестации;
учет творческих и спортивных достижений, обучающихся;
результаты внутришкольного контроля, в т. ч. отчетная документация работников школы;
результаты социологических исследований;
результаты проверок контрольно-надзорных органов и иные не противоречащие действующему законодательству источники информации.
3.4. Оценка качества образования осуществляется на основе критериев, характеризующих основные аспекты качества образования:
качество образовательных результатов;
качество образовательного процесса;
качество образовательных условий:
Объект исследования |
Критерии оценки |
Показатели, ед. измерения |
Инструментарий |
Ответственные лица |
|
удовлетворительно |
неудовлетворительно |
||||
Качество образовательных результатов |
Реализация учебного плана |
100 % |
менее 100 % |
Отчеты педагогических работников, статистические данные, справки по итогам внутришкольного контроля и пр. |
Заместитель директора по учебной работе |
Доля обучающихся, освоивших в полном объеме образовательную программу от общего количества |
95 % — 100 % |
менее 95 % |
|||
Доля выпускников, получивших документы об образовании (обучении) от общего количества |
100 % |
менее 100 % |
|||
Охват обучающихся, нуждающихся в проведении коррекционно-развивающих занятий, в т. ч.: логопедических, психологических, ЛФК и пр. |
100 % |
менее 100 % |
|||
Охват обучающихся занятиями в кружках и секциях на уровне школы от общего количества |
50 % — 100 % |
менее 50 % |
|||
Доля обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и спортивных соревнованиях на уровне школы и области от общего количества |
50 % — 100 % |
менее 50 % |
|||
Наличие среди обучающихся участников и победителей (призёров) конкурсов, олимпиад, конференций, спортивных соревнований и пр. федерального и международного уровня |
наличие |
отсутствие |
|||
Доля выпускников школы, продолживших обучение в общеобразовательных и профессиональных организациях, организациях высшего образования от общего количества |
90 % — 100 % |
менее 90 % |
Статистические данные (справки с места учебы) |
Классные руководители |
|
Доля обучающихся, совершивших правонарушения во время пребывания в школе от общего количества |
0 % — 5 % |
более 5 % |
Статистические данные |
Классные руководители |
|
Качество программно-методического обеспечения образовательного процесса |
Разработка и реализация адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с установленными требованиями |
наличие |
отсутствие |
Анализ программ, справки по итогам внутришколь-ного контроля и пр. |
Заместитель директора по учебной работе, руководитель школьного методического совета, педагогические работники |
Наличие рабочих программ по предметам (курсам), оформленных в соответствии с установленными требованиями |
100 % |
менее 100 % |
|||
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (программ) в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся |
наличие |
отсутствие |
|||
Качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса |
Сохранность контингента обучающихся в течение учебного года |
95 % — 100 % |
менее 95 % |
Статистические данные |
Директор |
Отсутствие несчастных случаев среди обучающихся во время образовательного процесса |
отсутствие |
наличие |
Статистические данные, материалы расследования несчастных случаев |
Педагогические работники |
|
Отсутствие случаев заболеваний среди обучающихся во время образовательного процесса, связанных с нарушением технических и санитарно-гигиенических требований |
отсутствие |
наличие |
Статистические данные, медицинская документация |
Медицинские работники |
|
Доля обучающихся (1,5,11-ых классов) успешно прошедших адаптацию от общего количества обучающихся в указанных классах |
90 % — 100 % |
менее 90 % |
Статистические данные |
Педагог-психолог |
|
Отсутствие случаев самовольных уходов из школы проживающих обучающихся и воспитанников из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей |
отсутствие |
наличие |
Статистические данные |
Педагогические работники |
|
Осуществление работы по защите имущественных и прочих прав воспитанников из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей |
наличие |
отсутствие |
Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов и др. |
Социальный педагог |
|
Укомплектованность педагогическими кадрами |
100 % |
менее 100 % |
Статистические данные |
Директор |
|
Ежегодное повышение квалификации педагогических работников посредствам прохождения курсов от общего количества |
20 % |
менее 20 % |
|||
Удовлетворенность педагогических работников условиями работы от общего количества |
90 % — 100 % |
менее 90 % |
Результаты анкетирования |
Руководители школьных методических объединений |
|
Наличие и работа органов коллегиального управления, в т. ч. представляющих интересы педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) в соответствии с Уставом школы |
наличие |
отсутствие |
Локальные акты, регламентирующие, деятельность коллегиальных органов управления. Результаты работы педагогического совета, совета родителей и совета обучающихся (протоколы заседаний, информация о проведенных мероприятиях и пр.). |
Директор |
|
Наличие положительных отзывов о деятельности школы в средствах массовой информации |
наличие |
отсутствие |
Статистические данные |
Директор |
|
Отсутствие жалоб граждан, организаций о ненадлежащем оказании образовательных услуг в школе |
отсутствие |
наличие |
Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов и др. |
Директор |
|
Обеспечение образовательного процесса помещениями в соответствии с установленными требованиями |
наличие |
отсутствие |
Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов и др. |
Директор |
|
Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями в соответствии с установленными требованиями |
наличие |
отсутствие |
|||
Обеспечение образовательного процесса дидактическими и техническими средствами обучения в соответствии с установленными требованиями |
наличие |
отсутствие |
|||
3.5. Результаты оценки качества образования оформляются в виде справки ответственными лицами, указанными в п.3.4. Положения в конце каждого учебного года и включаются в отчет самообследования образовательной организации.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — М.: КНОРУС, 2013. — 176 с.