Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.10.2015

Статья просмотрена: 2380 раз

Библиографическое описание:

Кучергина, О. В. Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы / О. В. Кучергина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 462-466. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22656/ (дата обращения: 18.12.2024).

 

В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.

Ключевые слова: качество образования, коррекционное образование, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) школа, внутренняя система оценки качества образования.

 

Обеспечение условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из приоритетных задач современного российского образования. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [1, с.5]: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Обеспечение качества образования в соответствии с установленными требованиями относится к обязанностям образовательной организации, в том числе специальной (коррекционной) школы. В соответствии со ст.2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [1, с.6]: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В данном случае возникает противоречие, так как реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598) и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599) начнется только с 01.09.2016 г. Таким образом перед специальными (коррекционными) школами возникла проблема, каким образом оценивать качество образования до вступления в силу указанных стандартов?

Анализ нормативно-правовой и педагогической литературы, статистических показателей деятельности специальных (коррекционных) школ Иркутской области позволил нам применительно к деятельности Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения № 8 г. Иркутска» (ГОКУ «Школа-интернат № 8») разработать положение, регламентирующее функционирование внутренней системы оценки качества образования. Надеемся, что данный локальный акт представляет интерес для педагогов специальных (коррекционных) школ и исследователей, занимающих вопросами теории и практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание положения представлено тремя разделами, представленными далее.

  1.                Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет функции, цели, задачи системы оценки качества образования и порядок её осуществления в ГОКУ «Школа-интернат № 8» (далее — школа).

1.2. Положение об обеспечении внутренней системы оценки качества образования разработано в соответствии со ст.2,28 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом образовательной организации.

1.3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

          Качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

          Оценка качества образования — процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

          Внутренняя система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых субъектами образовательного процесса, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

          Критерий признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.

          Мониторинг систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.

2. Функции, цели и задачивнутренней системы оценки качества образования

2.1. Основные функциивнутренней системы оценки качества образования:

          обеспечение требований Учредителя (министерства образования Иркутской области) к организации образования обучающихся с ОВЗ;

          удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех участников образовательных отношений;

          определение тенденций развития школы.

2.2.Цельювнутренней системы оценки качества образованияявляется получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

2.3. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:

          сформировать механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в школе;

          выявить влияющие на качество образования в школе факторы;

          определить рейтинговые внутришкольные показатели качества образования в соответствии с требованиями действующего законодательства.

3. Организация внутренней системы оценки качества образования

3.1. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования планируются и осуществляются каждый учебный год.

3.2. Объектами оценки качества образования являются:

          качество образовательных результатов;

          качество программно-методического обеспечения образовательного процесса;

          качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

3.3. Оценка качества образования осуществляется посредством педагогического анализа на основе получения данных из следующих информационных источников:

          мониторинг образовательных и личностных достижений, обучающихся на разных ступенях обучения, в т. ч. результатов промежуточной и итоговой аттестации;

          учет творческих и спортивных достижений, обучающихся;

          результаты внутришкольного контроля, в т. ч. отчетная документация работников школы;

          результаты социологических исследований;

          результаты проверок контрольно-надзорных органов и иные не противоречащие действующему законодательству источники информации.

3.4. Оценка качества образования осуществляется на основе критериев, характеризующих основные аспекты качества образования:

          качество образовательных результатов;

          качество образовательного процесса;

          качество образовательных условий:

Объект исследования

Критерии оценки

Показатели, ед. измерения

Инструментарий

Ответственные лица

удовлетворительно

неудовлетворительно

Качество образовательных результатов

Реализация учебного плана

100 %

менее 100 %

Отчеты педагогических работников, статистические данные, справки по итогам внутришкольного контроля и пр.

Заместитель директора по учебной работе

Доля обучающихся, освоивших в полном объеме образовательную программу от общего количества

95 % — 100 %

менее 95 %

Доля выпускников, получивших документы об образовании (обучении) от общего количества

100 %

менее 100 %

Охват обучающихся, нуждающихся в проведении коррекционно-развивающих занятий, в т. ч.: логопедических, психологических, ЛФК и пр.

100 %

менее 100 %

Охват обучающихся занятиями в кружках и секциях на уровне школы от общего количества

50 % — 100 %

менее 50 %

Доля обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и спортивных соревнованиях на уровне школы и области от общего количества

50 % — 100 %

менее 50 %

Наличие среди обучающихся участников и победителей (призёров) конкурсов, олимпиад, конференций, спортивных соревнований и пр. федерального и международного уровня

наличие

отсутствие

Доля выпускников школы, продолживших обучение в общеобразовательных и профессиональных организациях, организациях высшего образования от общего количества

90 % — 100 %

менее 90 %

Статистические данные (справки с места учебы)

Классные руководители

Доля обучающихся, совершивших правонарушения во время пребывания в школе от общего количества

0 % — 5 %

более 5 %

Статистические данные

Классные руководители

Качество программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработка и реализация адаптированной основной общеобразовательной программы в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

Анализ программ, справки по итогам внутришколь-ного контроля и пр.

Заместитель директора по учебной работе, руководитель школьного методического совета, педагогические работники

Наличие рабочих программ по предметам (курсам), оформленных в соответствии с установленными требованиями

100 %

менее 100 %

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (программ) в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся

наличие

отсутствие

Качество организации образовательного процесса, включающее доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Сохранность контингента обучающихся в течение учебного года

95 % — 100 %

менее 95 %

Статистические данные

Директор

Отсутствие несчастных случаев среди обучающихся во время образовательного процесса

отсутствие

наличие

Статистические данные, материалы расследования несчастных случаев

Педагогические работники

Отсутствие случаев заболеваний среди обучающихся во время образовательного процесса, связанных с нарушением технических и санитарно-гигиенических требований

отсутствие

наличие

Статистические данные, медицинская документация

Медицинские работники

Доля обучающихся (1,5,11-ых классов) успешно прошедших адаптацию от общего количества обучающихся в указанных классах

90 % — 100 %

менее 90 %

Статистические данные

Педагог-психолог

Отсутствие случаев самовольных уходов из школы проживающих обучающихся и воспитанников из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей

отсутствие

наличие

Статистические данные

Педагогические работники

Осуществление работы по защите имущественных и прочих прав воспитанников из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей

наличие

отсутствие

Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов и др.

Социальный педагог

Укомплектованность педагогическими кадрами

100 %

менее 100 %

Статистические данные

Директор

Ежегодное повышение квалификации педагогических работников посредствам прохождения курсов от общего количества

20 %

менее 20 %

Удовлетворенность педагогических работников условиями работы от общего количества

90 % — 100 %

менее 90 %

Результаты анкетирования

Руководители школьных методических объединений

Наличие и работа органов коллегиального управления, в т. ч. представляющих интересы педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей) в соответствии с Уставом школы

наличие

отсутствие

Локальные акты, регламентирующие, деятельность коллегиальных органов управления. Результаты работы педагогического совета, совета родителей и совета обучающихся (протоколы заседаний, информация о проведенных мероприятиях и пр.).

Директор

Наличие положительных отзывов о деятельности школы в средствах массовой информации

наличие

отсутствие

Статистические данные

Директор

Отсутствие жалоб граждан, организаций о ненадлежащем оказании образовательных услуг в школе

отсутствие

наличие

Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов и др.

Директор

Обеспечение образовательного процесса помещениями в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

Статистические данные, материалы проверок контрольно-надзорных органов и др.

Директор

Обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

Обеспечение образовательного процесса дидактическими и техническими средствами обучения в соответствии с установленными требованиями

наличие

отсутствие

 

3.5. Результаты оценки качества образования оформляются в виде справки ответственными лицами, указанными в п.3.4. Положения в конце каждого учебного года и включаются в отчет самообследования образовательной организации.

 

Литература:

 

  1.               Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — М.: КНОРУС, 2013. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, внутренняя система оценки качества образования, качество образования, наличие, обучающийся, ограниченная возможность здоровья, оценка качества образования, соответствие, доля обучающихся, образовательная деятельность.


Похожие статьи

Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования

В статье раскрывается понятие «инклюзивное образование»; анализируется его состояние в системе среднего профессионального образования; описываются основные проблемы в области подготовки специалистов среднего звена с ОВЗ; обозначаются меры, направленн...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Проблемы документационного и информационного обеспечения деятельности специалиста по охране труда муниципального учреждения культуры в условиях перевода сотрудников на удаленный режим работы в период пандемии

Информационно-документационное обеспечение организации охраны труда учреждений культуры в условиях пандемии — это гарантия безопасности культурной деятельности различных субъектов культурной жизни в муниципальном образовании, личности и персонала сам...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского сада

В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей дошкольного возр...

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Статья посвящена определению критериев эффективности одной из сторон профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, а именно — к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Определено, что таким критерием выступает резу...

Похожие статьи

Инклюзивное образование в системе среднего профессионального образования

В статье раскрывается понятие «инклюзивное образование»; анализируется его состояние в системе среднего профессионального образования; описываются основные проблемы в области подготовки специалистов среднего звена с ОВЗ; обозначаются меры, направленн...

Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Проблемы документационного и информационного обеспечения деятельности специалиста по охране труда муниципального учреждения культуры в условиях перевода сотрудников на удаленный режим работы в период пандемии

Информационно-документационное обеспечение организации охраны труда учреждений культуры в условиях пандемии — это гарантия безопасности культурной деятельности различных субъектов культурной жизни в муниципальном образовании, личности и персонала сам...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Инновационные технологии в системе непрерывного образования учителей в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

В статье рассматривается взаимосвязь использования инновационных технологий в системе непрерывного образования и ФГОС ООО как одних из эффективных механизмов достижения нового качества образования. Представлены изменения в системе повышения квалифика...

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского сада

В данной статье предложена модель интегрированной информационно-коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно-коммуникационными технологиями в обучении детей дошкольного возр...

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы

В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...

Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города

В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...

Критерии эффективности профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к работе с учениками с отклонениями в состоянии здоровья

Статья посвящена определению критериев эффективности одной из сторон профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры, а именно — к работе с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья. Определено, что таким критерием выступает резу...

Задать вопрос