В данной статье выявлены проблемы и обоснована необходимость создания фирменного стиля для молодежных организаций России. На основе проведенного исследования автором предлагается использовать опыт разработанного дизайн-проекта фирменного стиля Кореновского молодежного центра.
Ключевые слова: фирменный стиль, молодежные центры, будущее молодежи, дизайн-проект, Кореновский молодежный центр, профессиональная подготовка будущих дизайнеров.
На данный момент в России существует достаточно большое количество молодежных центров. Для чего же создаются молодежные центры и какую роль они играют в нашей стране?
Молодежь — будущее нашей страны. От того, насколько нравственной она будет, насколько высок будет уровень культурного наследия, создаваемый ею — настолько будет успешным развитие нашего государства по сравнению с другими странами мира.
В нашей стране необходимо привлекать молодых дизайнеров к созданию целостного образа каждого молодежного центра. Почему это так важно? Качественно разработанный фирменный стиль молодежных центров повлияет не только на рост притока молодежи, но и будет формировать имидж России. Оригинальный и запоминающийся образ организации сможет отразить необходимые преимущества, а также создать систему сквозной идентификации всех коммуникаций и проектов молодежных движений [3].
Решение подобных задач поможет формировать у молодых дизайнеров проектное мышление. Глубокое изучение проблемы позволит выработать комплексный подход к созданию фирменного стиля. Молодое поколение будущих дизайнеров в вузе сможет реализовать свои творческие возможности, а также проявить чувство патриотизма по отношению к России [2].
Созданию фирменного стиля молодежной организации способствует проведение предпроектного анализа. Для формирования средствами дизайна эффективного имиджа следует выявить цели, задачи, функции, особенности молодежных центров.
Сложившаяся на сегодня ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную российскую молодежь отличает самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, повышенная заинтересованность в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни [1].
Таким образом, существование нашего государства ложится на плечи каждого из последующих молодых поколений. Нельзя забывать не только об образовательном уровне, но и о нравственном воспитании молодежи. Именно для этого и нужны молодежные центры.
Молодежные центры осуществляют государственную молодежную политику. Государственная молодежная политика — это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [4].
Для выполнения таких серьезных целей и задач, составляющих молодежную политику, работа молодежных центров должна быть слажена по всем направлениям. Таким образом, каждый молодежный центр нуждается в собственном фирменном стиле.
В качестве примера рассмотрим ситуацию разработки фирменного стиля для Кореновского молодежного центра.Деятельность молодежного центра направлена на взаимодействие со всеми возрастными группами молодежи не только на территории Кореновского района, но и во всех его поселениях. Такая организация достойна внимания и известности не только на региональном, но и на всероссийском уровне. Исходя из вышесказанного, работа данной организации должна быть слажена по всем направлениям — от визуального и смыслового образа предприятия до его внутренней работы. Таким образом, возникает необходимость наличия фирменного стиля, ведь такая серьезная молодежная организация непременно должна обладать индивидуальным визуальным образом.
В результате предпроектного исследования установлено, что молодежный центр использует некоторые несвязанные графические приемы и элементы. Это может проявляться в дизайне футболок, например, футболки «Будущее — это мы» или праздничные, такие как «День семьи, любви и верности». В этом видится один большой недостаток — отсутствие единого стиля — нет ясности, что эти элементы указывают на Кореновский молодежный центр.
Таким образом, графическое изображение флага Кореновского района является единственным идентифицирующим элементом молодежного центра. Данная графика, безусловно, заключает в себе дух патриотизма и уважение к своей Родине, однако молодежной ее назвать нельзя. Наличие такой графики носит больше официальный характер, показывая серьезность молодежной организации, а также ее принадлежность к своему району. Исходя из этого, возникает необходимость создания графического языка, который будет отражать неповторимость Кореновского молодежного центра и иметь молодежный характер.
После изучения и анализа аналогов конкурирующих предприятий, осуществляющих молодежну политику в России, проведен эксперемент участия в организованном молодежном шествии. Данный эксперимент помог обозначить некоторые аспекты в отношении дизайн-проектирования фирменного стиля молодежной организации.
- Целостность. Для молодежной организации крайне важно, чтобы идентификация (как смысловая, так и внешняя) проходила не на уровне одного человека, а охватывала весь состав участников молодежного центра. Например, если бы по улице двигался человек в фирменной футболке и кепке, то мало кто из прохожил обратил бы на него внимание. И совсем другое дело, когда по улице движется целая группа молодых людей и все «как на подбор» — единая форма, единая символика — и характер молодежной организации приобретает уже совершенно другой масштаб. Такая цельная и внешне организованная группа уже не останется без внимания окружающих. Ведь в массовой целостности, объединенности одной идеей и образом состоит преимущество молодежной организации.
- Оформление. На примере двух вузов — Кубанского государственного Университета и Кубанского Социально-Экономического Института ‒ можно отметить, что на массовых мероприятиях более презентабильно выглядят представители первого вуза. Яркий оранжевый цвет футболок оригинален и заметен в городской среде в отличие от холодного синего цвета. Таким образом, внешнее оформление является особенно важным фактором конкурентоспособности с другими организациями.
- Фирменная символика. Наличие фирменной символики играет огромную роль. Носители фирменной символики, такие как флаги и различные держатели с эмблемой, являются важнейшими атрибутами молодежных шествий и мероприятий. Важным фактором служит запоминаемость молодежной организации и ее идентификация на фоне остальных предприятий, проводящих молодежную политику.
Необходимо более четко и ясно осветить все проблемы, выявленные в результате анализа предпроектной ситуации исследуемого объекта — Кореновского молодежного центра.
- Молодежный центр не обладает внешними идентификационными особенностями на фоне других молодежных организаций страны.
- Кореновский молодежный центр не обладает собственным фирменным стилем. Организация имеет некоторый графический образ, но он характеризуется разрозненностью и отсутствием цельности.
- Отмечено отсутствие графического языка, отражающего молодежный характер организации.
- Обнаружено отсутствие системы навигации на местности, где Кореновский молодежный центр осуществляет свою деятельность.
- Отмечено отсутствие наружной рекламы, информирующей о деятельности молодежного центра, а также о предстоящих мероприятиях данной организации.
- Отсутствует оформление концертной сцены.
Учитывая определенные в процессе проектирования фирменного стиля критерии создания графического образа, было найдено шрифтовое начертание, пластический язык которого отражает молодежный характер центра (рис. 1).
Рис. 1. Шрифтовое начертание
В фирменной верстке складывается логическая цепочка — человек вначале обращает внимание на графическое изображение и, заинтересовавшись, начинает читать к нему текст.
Графические элементы, основанные на вариативности модуля, создают интересные для молодежи изобразительные композиции. Текстура построена на «иконичности» шрифтового начертания, а пурпурный цвет, объединяющий компоненты дизайн-проекта, созвучен геральдике Кореновского района. Все элементы фирменного стиля создают единый неповторимый образ Кореновского молодежного центра (рис. 2).
Рис.2. Элементы фирменного стиля молодежного центра
В результате проделанной работы была достигнута цель и выполнены поставленные проектные задачи. Все элементы фирменного стиля составляют целостную структуру, что создает гармоничное впечатление при визуальном контакте целевой аудитории с фирменной рекламной продукцией данной организации.
Было проведено исследование, в результате которого опрошенные отметили, что фирменный стиль удался, отвечает поставленным задачам и соответствует концепции. Таким образом, результатом проделанной работы стала реализация фирменного стиля Кореновского молодежного центра в жизнь в 2014 году.
Важно отметить, что данный опыт может быть использован в дальнейшем молодыми дизайнерами в процессе дизайн-проектирования фирменного стиля любой молодежной организации России.Реализация проекта в полной мере оправдала необходимость создания индивидуального образа Кореновского молодежного центра.
Литература:
1. Агранович М. Л. Положение молодежи в России. Аналитический доклад. Издательский комплекс Машмир. М., 2005. С. 3.
- Ажгихин С. Г. Создание проектного образа в процессе разработки рекламных изображений. Преподаватель XXI век. 2009. № 3–1. С. 187–192.