В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения-устной речью. Речевое общение в его полном виде-понимание речи и активная речь-развивается постепенно.
Компонентами речевой активности являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц. В своей педагогической деятельности педагоги придерживались определенной, направленной на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Многим детям это удается с трудом. Часто они передают свое мнение или отношение к окружающему в чувствах. Поэтому, основным содержанием в практической деятельности педагогов являлись игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике.
Упражнения, а также этюды проводились в качестве разминки, средства как включения в работу, так и развития. Организуя свою работу, педагоги пытались создать у детей потребность подражать действиям взрослого. С этой целью использовали побуждения типа «Покажи, как…», «Изобрази, как…», «Повтори за мной...» В процессе деятельности педагоги обучали детей восприятию и выражению основных эмоций. Жизнь не стоит на месте, и некоторые интересные моменты, наиболее близкие детям, нашли свое отражение в процессе ее деятельности.
Педагоги проводили мероприятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с событиями и явлениями в родном городе и стране, которые активно использовали в своей деятельности. На данном этапе работы большое внимание уделялось развитию эмоций детей, так как они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Большую помощь в этом оказывают сенсорные и эмоционально — экспрессивные игры, так как они естественно вписываются в любую детскую деятельность. Это и «День рождения», и «Молчок», и «Собака принюхивается». Предлагалось детям внимательно прослушать рассказ «Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах» и мимикой показывать внимание. Если детям это не удавалось, воспитатель сама показывала соответствующие выразительные движения и предлагала повторить.
Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов, поэтому воспитателями большое внимание уделялось словесным играм, целью которых являлось: обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности.
Ценность таких игр «Кто быстрее?», «Пара к паре», «Новая история» проявлялись в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую, активность.
Как показывают наблюдения за детьми в группе, некоординированные речевые высказывания, «коллективные монологи», характерны для всех детей. Поэтому большую роль в развитии речевой активности педагоги отвели изобразительной деятельности, ручному труду. Конструирование, аппликация также могут выступать как средства активизации умственного и речевого развития детей. Эти занятия дали возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности. Воспитатель «забыла» положить лист бумаги, карандаши, чтобы дети вынуждены были просить их, т. е. проявлять речевую инициативу. Такие ситуации способствовали развитию речевого этикета. Под руководством педагогов дети занимались коллективным изготовлением поделок, рисунков, ибо это ставило их перед необходимостью согласовывать свои действия с действиями других, учило доброжелательному и ответственному отношению к партнеру по деятельности. Для развития умения согласовывать действия педагогами использовались рисуночные игры: «Мое настроение», «Мои секреты», «Моя семья», «Какой я есть и каким бы хотел быть…» Речь была направлена на установление и поддержание эмоционального контакта. Дети 4–5 лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках, маме, сестренке, братишке. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. И хотя такой «полилог» выглядит не организованным и хаотичным, он является свидетельством определенного прогресса в познавательном, личностном и речевом развитии детей. Педагоги использовали моделирование проблемных и игровых ситуаций, которые создали путем использования наглядности, исполнения детьми различных ролей. Известно: исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. Обращаясь к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развития игры, побуждали детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть, она хочет пойти погулять?», «Узнай у Димы, куда он уезжает?», «Леночка, попроси бабушку испечь пирог, к нам собираются гости». Вопросно-ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому были включены задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений, таких как: «Сейчас, дети, по очереди будете задавать друг другу вопросы и отвечать на них». Задается тема и начинается диалог: «В воскресенье я ходила с дочкой в цирк. А ты, Андрей что делал? Скажи об этом Диме и задай ему тот же вопрос». Ребенок сначала отвечает на вопрос, а потом сам спрашивает другого ребенка.
Затем педагогами вводились задания, в которых детям приходилось выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задавались путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Более сложными были задания, которые предполагают ровное участие партнеров в диалоге. Это: «Катя болеет», педагог говорит, что их подруга заболела и не приходит в детский сад, предлагаю навестить Катю, принести ей что-нибудь, рассказать о чем-либо, рассмешить, утешить. Каждый должен задать Кате вопрос, а она ответить на него. В работе по активизации речи в игре и общении воспитатели используют более сложные игры-драматизации, инсценировки, творческие сюжетно-ролевые игры, игры- импровизации с правилами, направленными на развитие умения правильно определять отношение окружающих к себе, проявлять творчество и инициативу.
С особым вниманием дети выполняют задания по рассказыванию. Из всех видов рассказывания детей волнует рассказ из личного опыта «У кого дома жила черепаха?», «Кто встречался в лесу с ежиком?», «Расскажите, как вы кормили у бабушки гусей?», «Зачем я хожу в детский сад?».
Одним из самых эффективных словесных методов является беседа — целенаправленное обсуждение вместе с детьми, каких-либо, явлений, событий, проблем. В работе с детьми педагогами были выявлены следующие аспекты ведения беседы, какой программный материал целесообразно давать путем беседы; как удержать до конца беседы внимание детей и не дать им уклониться от обсуждения вопросов; как вовлечь всех в активное участие в беседе. «Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике», — пишет Е. И. Тихеева в своей книге «Развитие речи детей».
В беседе она своими вопросами, направляя мысль детей в определенное русло, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это крайне важно. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребенка логически мыслить, рассуждать, поднимает сознание ребенка с конкретного мышления на более высокую ступень. Но и в этом же и большая трудность беседы, как для ребенка, так и для воспитателя: научить самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания. Беседа имеет важное значение не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработки навыков вести речь в коллективе. Наиболее успешно беседы протекали после того, как дети в процессе экскурсий, наблюдений или рассказов получили новые впечатления.
На педагогическую эффективность беседы влияет умелый, продуманный подбор постановки вопросов. В беседе в случае с затруднением с ответом полезными оказываются наводящие вопросы, которые помогали ребенку уловить смысл спрашиваемого, наталкивали на правильный ответ и предоставляли возможность самостоятельно с ним справиться. В процессе беседы педагог спрашивала детей: «Что делают из фруктов?» «Компот»,- отвечали дети. «А что еще?» «Фруктовый салат»,- радостно вспомнила Настя. Но большинство детей молчали. Уточнялось: «А еще из фруктов делают такое вкусное, сладкое, что можно намазывать на хлеб, пить с ним чай зимой. Что это?». «Варенье». «Мама делает из яблок повидло», «Вкусный абрикосовый джем мы купили в магазине», — сразу вспомнили дети. Использование беседы в работе воспитателя оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателей детского сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 128 с.
- Алексеева М. М.. Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. — м: Издательский центр «Академия», 2006. — 400 с.
- Астафьева Н. С. Оценка деятельности воспитателя. Практический материал в помощь старшему воспитателю ДОУ. — М.: Восхождение, 2008. — 64 с.