Современные подходы к оценке качества обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.11.2015

Статья просмотрена: 901 раз

Библиографическое описание:

Саидова, Д. М. Современные подходы к оценке качества обучения в начальной школе / Д. М. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 830-832. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22296/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

Ключевые слова: формирование, современные, деятельности, организации, подход, оценке, школе, качества, педагог, обучения, цель.

 

Вопрос качества обучения сегодня приобрел особую актуальность в связи с поиском механизмов устойчивого развития системы образования. Качество образования — многомерное понятие, поэтому целесообразно говорить не о качестве вообще, а о разных качествах по отдельно взятым позициям. В роли таких позиций может выступать качество преподавания, управленческой деятельности, познавательных действий (их уровень), организации образовательного процесса, а также качество подготовки по комплексу дисциплин, специальности, направлению и т. д. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:

          носитель знаний;

          передача знаний;

          получатель знаний;

          восприимчивость методик передачи знаний;

          фундаментальность знаний;

          востребованность полученных знаний;

          получение новых знаний.

Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования: лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров, централизованное тестирование выпускников основной школы, мониторинговое исследование, социологическое исследование. Но основной способ управления качеством образования в школе — индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы: получение индивидуальной информации о каждом обучающемся; полнота и анализ информации; непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации; открытость измерения качества образования.

Рассмотрим один из компонентов качества обучения — показатели уровня владения навыками чтения учащихся начальных классов. Совершенно очевидно, что навыки чтения являются основными общеучебными умениями, фундаментом и гарантией успешного усвоения любого школьного предмета. И поскольку закладываются эти умения с первых шагов обучения, становится понятным то внимание, которое уделяет каждый педагог начальной школы формированию техники и культуры чтения.

К примеру, в течение ряда лет проводилось экспериментальное исследование на базе Республиканской специализированной школы с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля и соответственно осуществлялись наблюдения за тем, как овладевают навыками чтения учащиеся 4-классов. Объектом наблюдения были два вида чтения:

          чтение с целью освоения и использования информации;

          чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.

За основу содержания обучения и проверки читательских умений учащихся были взяты

5 литературных и 5 информационных текстов (программных и дополнительных).

При чтении литературных и научно-популярных текстов оценивались следующие умения:

          нахождение заданной информации;

          интерпретация и обобщение информации;

          анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста;

          формулирование выводов.

Индикаторами качества образования и развития личностных качеств выступали такие показатели, как:

          владение знаниями, умениями, навыками (в заданном аспекте);

          интеллектуальная развитость (владение операциями мыслительной деятельности);

          уровень облученности, готовность к творческой деятельности, креативность.

На заключительном этапе эксперимента проведено анкетирование для учителей — экспериментаторов с целью выявить результаты опытного обучения. Содержание анкеты следующее:

          Какими уровнями читательской грамотности владеют учащиеся 4-х классов?

          Улучшилась ли ситуация, по сравнению с предшествующим периодом? (приведите конкретные данные).

          Как был организован процесс обучения?

          Какие приемы и методы использовались? Какие их них Вы считаете наиболее эффективными?

В заключение следует отметить, что формирование системы объективной оценки качества обучения является одним из основных условий повышения эффективности образовательного процесса.

 

Литература:

 

  1. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие // под.ред. М. М. Поташника. –М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Мониторинг и диагностика качества образования. // Сост. А. А. Шаталов, В. И. Афанасьева и др. –М.: Педагогика, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): качество образования, навык чтения, образовательный процесс.


Похожие статьи

Роль педагога в формировании организаторских качеств у учащихся педагогических колледжей

Проблемы формирования толерантности у учащихся как одна из важных тенденций развития педагогической науки в годы независимости

Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса

Проблемы и перспективы инклюзивного образования

Социально-педагогические и экономические проблемы повышения качества непрерывного образования на основе внедрения национальных ценностей

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Развитие семейного права Кыргызской Республики в современных условиях

Данная статья посвящена анализу семейного права, являющемуся основой общества, о ее функциях, проблемах и их решениях.

Еще раз к вопросу применения педагогических технологий

Данная статья рассматривает проблемы технологий обучения в современной педагогике. Затрагиваются вопросы определения, признаков, классификаций педагогических технологий и их применения на практике, что может способствовать более эффективной организац...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Похожие статьи

Роль педагога в формировании организаторских качеств у учащихся педагогических колледжей

Проблемы формирования толерантности у учащихся как одна из важных тенденций развития педагогической науки в годы независимости

Тенденции формирования гармонично развитой личности в образовательной школе

Межпредметные связи как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса

Проблемы и перспективы инклюзивного образования

Социально-педагогические и экономические проблемы повышения качества непрерывного образования на основе внедрения национальных ценностей

Роль педагогики и её связь с физическим воспитанием

Развитие семейного права Кыргызской Республики в современных условиях

Данная статья посвящена анализу семейного права, являющемуся основой общества, о ее функциях, проблемах и их решениях.

Еще раз к вопросу применения педагогических технологий

Данная статья рассматривает проблемы технологий обучения в современной педагогике. Затрагиваются вопросы определения, признаков, классификаций педагогических технологий и их применения на практике, что может способствовать более эффективной организац...

Концепция устойчивого развития применительно к территории образовательной организации

Данная статья посвящена теоретической модели управления территорией образовательной организации, через призму концепции устойчивого развития территории. Автор определяет базовые принципы, на которых может строится развитие территории образовательной ...

Задать вопрос