Анализ классификаций консонантной системы персидского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 27.10.2015

Статья просмотрена: 449 раз

Библиографическое описание:

Бахарлу, Хади. Анализ классификаций консонантной системы персидского языка / Хади Бахарлу, Махбубех Алияри Шорехдели, Асгари Ганджи Маеде Али. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22638/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Данная статья посвящена рассмотрению классификаций консонантной системы персидского языка, предложенных разными иранскими и русскими лингвистами.В работе при анализе разных классификаций консонантной системы персидского языка в сопоставительном аспекте выявляются основные сходства и различия в указанных классификациях.

 

Основной критерий разделения звуков языка на гласные и согласные с артикуляционной точки зрения — это наличие или отсутствие преграды при произнесении: при наличии преграды произнесенный звук относится к согласным, а при отсутствии преграды к гласным. В связи с этим согласные можно классифицировать по способу и месту образования данной преграды, т. е. по тому, как и где образуется преграда [5: 173–175].

Рассмотрение и классифицирование звуков персидского языка с артикуляционной точки зрения, в связи с важностью артикуляционной фонетики в решении теоретических и прагматических фонетических проблем, в течение последних лет стало предметом работ многих иранских и русских фонетистов персидского языка, в том числе Самаре, Афраши, Лазар, Ю. А. Рубинчик, И. К. Овчинникова и т. д.

Предварительный анализ трудов данных лингвистов показывает ярко видное разногласие в классификации согласных звуков персидского языка. Данное разногласие иногда проявляется в результате использования разных терминов, а иногда глубже и ведет к разным классификациям по способу и месту образования.

В нижеследующей таблице даются согласные персидского языка и их символы при транскрипции.

 

C:\Users\russia\Desktop\таблица _024.jpg

 

Анализ консонантной системы персидского языка свидетельствует о том, что в персидском языке из 32-хбукв алфавита, только одна буква ((алеф) — â) собственно относится к гласным, а остальные в основном фиксированы для обозначения согласных букв[1].

Одна из первых классификаций согласных персидского языка предложена И. К. Овчинниковой. Она в своей книге под названием «Учебник персидского языка» классифицировала персидские согласные по трем признакам: а) по артикулирующему органу, б) по способу образования преграды и в) по участию голоса [4: 15]. В ее книге классификация персидских согласных представлена в виде следующей таблицы:

Таблица 1

Классификация персидских согласных по И. К. Овчинниковой

C:\Users\russia\Desktop\таблица _018.jpg

Таким образом, И. К. Овчинникова ставит все согласные персидского языка в один ряд по месту образования. По И. К. Овчинниковой, при произнесении согласных звуков персидского языка в качестве звучащего тела (как активного, так и пассивного) могут выступать язык, губы, зубы, увула и гортань. Что касается классификации согласных по способу образования, И. К. Овчиникова выделяет среди них смычные, щелевые и дрожащие. Смычные согласные персидского языка И. К. Овчинникова подразделяет на чистые (носовые и неносовые) и аффрикаты, а щелевые на срединные (однофокусные и двухфокусные) и боковые. Удивительно, что согласные (ˀ, ع) и (q, غ) не отражены в классификации Овчинниковой.

Среди других классификаций согласных персидского языка можно указать на классификацию Ю. А. Рубинчика, который по месту образования выделяет губные, язычные, увулярные, фарингальные и гортанные; по способу образования — смычные (чистые, аффрикаты), щелевые (срединные-однофокусные, срединные-двухфокусные, боковые) и дрожащие: «У однофокусных образуется одна шумообразующая преграда, при артикуляции двухфокусных — две преграды» [6: 23].

Предварительный анализ классификаций Ю. А. Рубинчика и И. К. Овчинниковой свидетельствует о том, что они в группировке персидских согласных следят за научными соображениями Л. В. Щербой. Он в книге «Фонетика французского языка» [8, 1963] среди щелевых шумных согласных выделяет однофокусные (при их артикуляции преграду образует только один действующий орган, т. е. возникает один фокус образования шума) и двухфокусные (сочетание двух преград, создаваемых двумя действующими органами [2: 30]).

Таблица 2

Классификация персидских согласных по Ю. А. Рубинчику

C:\Users\russia\Desktop\таблица _010.jpg

 

Классификация согласных, предложенная Ю. А. Рубинчиком, по месту образования, в общем, похожа на классификацию Овчинниковой, хотя есть и некоторые отличия. В данной классификации, губно-губные и губно-зубные входят в раздел огубленные, а фарингальные разделяются на верхнефарингальные (которых нет в персидском языке), и нижнефарингальные (куда входит согласный h). Ю. А. Рубинчик в отличие от И. К. Овчинниковой для некоторых звуков персидского языка (в том числе [n], [k] и [g]) предлагает несколько вариантов произношения и располагает их в разных ячейках таблицы.

Среди классификаций, предложенных иранскими лингвистами можно указать на классификацию Самаре. Самаре по способу и месту образования располагает все согласные в одном ряде. Он в отличие от Ю. А. Рубинчика и И. К. Овчинниковой не выделяет фарингальные согласные, а согласные [ˀ]и [h] по Самаре относятся к ряду гортанных [7:80].

Таблица 3

Классификация персидских согласных по Самаре

C:\Users\russia\Desktop\таблица _019.jpg

 

Самаре также как Ю. А. Рубинчик считает, что для некоторых согласных персидского языка существуют варианты произношения (аллофоны) [7: 81], но они не отражены в таблице 3, потому что как ясно из названия таблицы в ней даются только согласные фонемы.

Отличительный подход Самаре, по сравнению с русскими лингвистами, ясно также в классификации согласных по способу образования. Данная разница в первую очередь проявляется в том, что Самаре размешает все согласные в одном ряде. Другая разница заключается в использовании разных терминов. Сравнение классификаций показывает, что ряд взрывной в таблице Самаре соответствуют ряду смычные-шумные-чистые в таблице Ю. А. Рубинчика, и смычные-чистые-неносовые в таблице И. К. Овчинниковой. То, что Самаре характеризует как щелевой — это щелевые-шумные по Ю. А. Рубинчику и щелевые-срединные по И. К. Овчинниковой. Взрывно-щелевые Самаре — это смычные-шумные-аффрикаты Ю. А. Рубинчика и смычные-аффрикаты И. К. Овчинниковой. Ряд носовые по Самаре соответствует смычным-сонантам Ю. А. Рубинчика и смычным-чистым-носовым И. К. Овчинниковой. Плавные согласные в таблице Самаре равны щелевым-сонантам в таблице Ю. А. Рубинчика, но в классификации И. К. Овчинниковой [j] — это щелевой срединный однофокусный, а [л] — щелевой боковой.

Из других иранских лингвистов, которые предлагали классификацию согласных можно указать на Афраши. Ее классификация вполне похожа на классификацию Самаре, только использует другие термины. Ряд смычный в таблице Афраши соответствует взрывной и Смычно-щелевой соответствует смычно-взрывной по Самаре.

Таблица 4

Классификация персидских согласных по Афраши

C:\Users\russia\Desktop\таблица _020.jpg

 

Ж. Лазар ставит все персидские согласные в одном ряде и по месту образования и по способу образования, и по этому критерию его классификация похожа на классификацию Самаре. Нижеследующая таблица предложенна на основе книги Ж. Лазара.

Таблица 5

Классификация персидских согласных по Ж. Лазару

C:\Users\russia\Desktop\таблица _021.jpg

 

При сравнении классификации, которую предлагает Ж. Лазар с предыдущими таблицами, естественно встречаются некоторые отличия. Лазар группирует звуки персидского языка по месту образования на следующие: губной, губно-зубной, зубной, передненёбно-альвеолярный, передненёбный, нёбный, мягконёбный, плавный, гортанный, а по способу образования группирует на смычный, носовой, щелевой, сибилянты-щелевой, смычно-щелевой, дрожащий, боковой и полугласный.

Отличительной чертой классификаций Ж. Лазара заключается в выделении свистящих и шипящих фрикативных (иногда вместе называются сибилянтами) в консонантной системе персидского языка.

Ж. Лазархарактеризует звук [h] только по способу образования, поэтому мы не смогли включить этот звук в таблицу классификации. Он, по сравнению с другими классификациями, данными в этой статье, рассмотрел персидские согласные звуки более детально и использует новые термины.

Таким образом, сопоставительный анализ классификаций консонантной системы персидского языка показывает, что кроме различия в основаниях, наблюдается несоответствие в терминологическом обозначении согласных по способу и месту образования, которое проявляется не только в излишней дублетности терминов (по 2–3 на одно понятие), но и в омонимии терминов, что недопустимо. Например, ряд «смычный» в классификации Лазара соответствует ряду «смычные-шумные-чистые» по Ю. А. Рубинчику, «смычные-чистые-неносовые» по И. К. Овчинниковой и «взрывной» по Самаре; ряд «смычно-щелевой» соответствует ряду «смычные-шумные-аффрикаты» по Ю. А. Рубинчику, «смычные-аффрикаты» по И. К. Овчинниковой и «взрывно-щелевой» по Самаре. Эти терминологические соответствия показаны в таблице 6.

Таблица 6

Терминологические соответствия в обозначении согласных по месту и способу образования

Овчинникова

Рубинчик

Самаре

Афраши

Лазар

Смычные — чистые — неносовые

Смычные — шумные- чистые

Взрывные

Смычные

Смычные

Смычные — чистые — носовые

Смычные — сонанты (носовые)

Носовые

Носовые

Носовые

Смычные — аффрикаты

Смычные — шумные — аффрикаты

Взрывно-щелевые

Смычно-щелевые

Смычно-щелевые

Щелевые — срединные (однофокусные и двухфокусные)

Щелевые — шумные

(однофокусные и двухфокусные)

щелевые

щелевые

-

Щелевые — боковые

Щелевые — сонанты — боковые

Плавный

Плавный

Боковые

-

Щелевые — сонанты — срединные

Плавный

Плавный

полугласный

Дрожащий

Дрожащие — сонанты

Дрожащий

Дрожащий

Дрожащий


 

Литература:

 

  1.                Афраши А. Строение персидского языка.- Т.: Самт, 2013. (на персидском языке)
  2.                Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А. и др., Основы общей фонетики.- Санкт-Петербуг: С-Петербургского университет, 1991.
  3.                Лазар Ж. Грамматика современного персидского языка.- Т.: Хермес, 2010. (на персидском языке)
  4.                Овчинникова И. К. Учебник персидского языка.- М., Московский университет, 1956.
  5.                Реформатский А. А. Введение в языковедение.- М.: Аспект Пресс, 2001.
  6.                Рубинчик Ю. А. Современный русский язык.- М., Восточная литература, 2001.
  7.                Самаре Й. Фонетика персидского языка: звуки и строение звукового слога.- Т.: Центр университетское издательство, 2012. (на персидском языке)
  8.                Щерба Л. В. Фонетика французского языка.- М.: Высшая школа, 1963.

[1] (вав) — u и (йа) — i могут использоваться для выражения и гласных и согласных.

Основные термины (генерируются автоматически): персидский язык, самар, место образования, согласный, классификация, способ образования, классификация согласных, таблица, консонантная система, щелевой.


Похожие статьи

Происхождение фразеологизмов французского языка

Темой данной статьи является происхождение фразеологических единиц французского языка. В силу постоянного и непрерывного развития французского языка данная тема является актуальной, поскольку понимание смысла и возможности использования той или иной ...

Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре

В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

Понятие и сущность акта международного терроризма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия акта международного терроризма. В настоящее время данный вопрос становится актуальным в связи с расширением сферы международного взаимодействия. При этом до настоящего времени не сформировалось еди...

Различия между британским и американским английским

В статье рассматриваются основные различия британского и американского вариантов английского языка в грамматике, фонетике, лексике и орфографии.

Явление вариантности в языке

В статье рассматривается проблема определения понятия вариантности слов и его разграничение с языковой синонимией. Приведены критерии идентификации языковых вариантов.

База данных как объект авторского права

В данной статье прослеживается история развития понятия базы данных как объекта авторского права, выделяются признаки рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности, а также рассматриваются критерии охраноспособности баз данных как объекта...

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Структурные особенности английских и русских фразеологических единиц с соматизмами

Статья посвящена анализу и описанию структурных особенностей фразеологических единиц с соматизмами в русском и английском языках, рассмотрение которых представляется особенно актуальным, так как позволяет не только выделить и описать структурные моде...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов

В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.

Похожие статьи

Происхождение фразеологизмов французского языка

Темой данной статьи является происхождение фразеологических единиц французского языка. В силу постоянного и непрерывного развития французского языка данная тема является актуальной, поскольку понимание смысла и возможности использования той или иной ...

Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре

В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

Понятие и сущность акта международного терроризма

В статье рассматриваются вопросы определения понятия акта международного терроризма. В настоящее время данный вопрос становится актуальным в связи с расширением сферы международного взаимодействия. При этом до настоящего времени не сформировалось еди...

Различия между британским и американским английским

В статье рассматриваются основные различия британского и американского вариантов английского языка в грамматике, фонетике, лексике и орфографии.

Явление вариантности в языке

В статье рассматривается проблема определения понятия вариантности слов и его разграничение с языковой синонимией. Приведены критерии идентификации языковых вариантов.

База данных как объект авторского права

В данной статье прослеживается история развития понятия базы данных как объекта авторского права, выделяются признаки рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности, а также рассматриваются критерии охраноспособности баз данных как объекта...

Своеобразие письменных вариантов художественных текстов Хорезмских дастанов

В статье исследуются локальные особенности в тексте дастанов Хорезма, получивших распространение в письменной форме. Основное внимание уделяется вопросу воздействия письменной литературы на тексты дастанов.

Структурные особенности английских и русских фразеологических единиц с соматизмами

Статья посвящена анализу и описанию структурных особенностей фразеологических единиц с соматизмами в русском и английском языках, рассмотрение которых представляется особенно актуальным, так как позволяет не только выделить и описать структурные моде...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов

В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.

Задать вопрос