This article examines the problem of studying the formation of sex-role identity of adolescents from single-parent families. Explain the concept of sex-role identichnosti. Presents the results of the experiment and the program of formation of sex-role identity of adolescents from single-parent family.
Keywords: sex-role identity, the formation of gender identity.
Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушение традиционного семейного уклада (большое количество неполных материнских семей), освоение профессий, свойственных противоположному полу становятся причиной искажения половой идентичности. Психологи утверждают, что несформированность чувства пола или его утрата порождает серьезные изменения в личности человека, когда наблюдается потеря своего «Я», разрушается система отношений с другими людьми. Ведь даже небольшое отклонение от нормы в половом самосознании несет в себе негативные последствия [3].
К тому же в российском обществе стремительно возросло число неполных семей, в которых процесс половой идентификации затруднен из-за отсутствия одного из родителей. В неполной семье, при несовпадении пола между родителем и ребенком, у ребенка создается искаженная модель собственного поведения как представителя определенного пола, поэтому можно предположить, что у детей из неполных семей присутствуют некоторые проблемы в осознании и становлении полоролевой идентичности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования полоролевой идентичности у подростков из неполных семей показал, что этот феномен понимается как осознание и переживание человеком своей половой принадлежности, социальных, физиологических и психологических особенностей своего пола. Тогда, как полоролевая идентичность определяет освоение половой роли, влияет на все поведение и развитие личности [1]. Различные теории позволяют объяснить возникновение полоролевой идентификации, которые подчас отличаются друг от друга, — теория когнитивного развития, теория социального научения и др.
По мнению С. Л. Рубинштейн, Л. И. Божович, процесс полоролевой идентификации можно рассматривать с позиций направленности личности, которая, включает в себя систему формирования доминирующих мотивов, определяющих поведение и поступки индивида. Мы так же предположили, что процесс половой идентификации во многом обусловливается направленностью личности.
Экспериментальной базой исследования формирования полоролевой идентичности подростков из неполных семей послужило МОУ Кругловская СОШ, Ардатовского района, Нижегородской области. В исследовании приняли участие 20 подростков из неполных семей.
В ходе исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики: BSRI — Полоролевой опросник С. Бем; шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI); методика Дембо-Рубенштейн в модификации А. М. Прихожан.
По результаты изучения гендерных характеристик личности с помощью методики BSRI — Полоролевой опросник С. Беем выявлено, что у 40 % испытуемых (5 девочек и 3 мальчиков) выражен психологический пол — андрогинности, означающий отсутствие выраженной психологической маскулинности или фемининности, в такой личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов.
У 40 % (4 девочки и 4 мальчика) испытуемых выражен психологический пол — фемининность, означающий присутствие у индивида совокупности женских черт таких, как мягкость, уступчивость, чувствительность, сердечность, нежность, способность к сочувствию, застенчивость, сопереживанию и др.
У 20 % испытуемых (2 девочки и 2 мальчика) выражен психологический пол — маскулинность,означающий присутствие у индивида совокупности мужским чертам такие, как доминантность, напористость, склонность к риску, агрессивность, самостоятельность, независимость, уверенность в себе и др.
В ходе исследования по шкале «маскулинность-фемининность» с использованием Фрайбургского личностного опросника (FPI) было выявлено, что:
для 45 % (4 девочки и 5 мальчика) — количество баллов соответствует низкому уровню, что свидетельствует о том, что психическая деятельность у данных испытуемых протекает по женскому типу, их характерна чувствительность, склонность к волнениям, мягкость, уступчивость, скромность в поведении. В поведении им не хватает смелости, решительности и настойчивости. Они избегают соперничества, легко уступают, принимают помощь и поддержку.
для 55 % (7 девочек и 4 мальчика) количество баллов соответствует высокому уровню, что свидетельствует о том, что психическая деятельность у данных испытуемых протекает по мужскому типу, их отличает смелость, предприимчивость, стремление к самоутверждению, склонность к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования.
Анализ результатов исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, в модификации А. М. Прихожан выявлено, что:
2 испытуемых, что соответствует 10 % от общего числа респондентов, продемонстрировали неадекватно высокий уровень самооценки, что может подтверждать неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнить себя с другими, личностную незрелость;
4 испытуемых, что составляет 20 % от общего числа подростков, участвующих в эксперименте показали результат соответствующий высокой самооценке, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях;
8 испытуемых, что составляет 40 % участников эксперимента показали результат, соответствующий средней самооценке — реалистический уровень притязаний;
6 испытуемых, что составляет 30 % подростков участвующих в экспериментальной работе показали результат соответствующий заниженной самооценке и свидетельствует о неблагополучном развитии личности, недооценка себя, неуверенность в себе, т. е. отношение к себе как к никчемному, никому не нужному, что позволяет не прилагать никаких усилий.
Исходя из полученных результатов, можно предположить, что у испытуемых недостаточно сформирована полоролевая идентичность. Отсюда возникла необходимость в оказании психолого-педагогической помощи подросткам в формировании полоролевой принадлежности, в процессе которой у них сформируется принадлежность к своему полу.
Одним из методов оказания помощи является коррекционно-развивающая программа, с элементами тренинга. За основу разработанной нами программы, была взята программа Ю. И. Васильковой [2], основная цель которой состоит в оптимизации половой идентичности подростков с помощью обучения их адекватным стереотипам женского/мужского поведения, развития полового самосознания, принятия своего «физического Я» и разрешения внутриличностных проблем. В модифицированной нами программе реализованы следующие направления работы с детьми:
- Формирование стереотипов женского и мужского поведения;
- Развитие представлений о взаимоотношениях полов;
- Развитие эмоционально-оценочного отношения к внешнему виду и к своему телу.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования полоролевой идентичности подростов из неполных семей в современном мире продолжает оставаться актуальной. А своевременная психолого-педагогическая помощь позволит подросткам избежать потери своего «Я», нарушения системы его отношений с окружающими людьми, так как даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.
Литература:
- Бендас Т. В. Гендерная психология. Учебник для вузов. — СПб., 2005. — 430 с.
- Василькова Ю. В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг полоролевой идентичности для подростков. — СПб.: Речь, 2010. — 126 с.
- Николаева Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи непол. Семьям: пособие для психологов и педагогов/Я. Г. Николаева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 159 с.