В современной России, когда наша страна является участником образовательных программ на уровне межстранового диалога, очень важной является задача для каждого педагога создать платформу, на базе своего предмета для воспитания нравственной личности. Это позволит повысить патриотическую направленность подрастающего поколения, воспитать чувства ответственности и любви к своей Родине и соотечественникам.
Актуальность выбранной темы говорит сама за себя, т. к. многие страны Европы испытывают настоящий духовно-нравственный кризис, и это несмотря на «широкую демократию» государств Старого Света и США в области образования. [1]
Термин и понятие нравственности рассматривается разными учеными неодинаково, для начала необходимо обратиться к словарю С. И. Ожегова, где он определяет ее следующим образом — это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». [2; 163]
Не зря звучат в определении слова «духовные качества», автор указывает на приобретенные извне способности, которые воспитываются социальным окружением ученика, и реже приобретаются в результате внутренней рефлексии смыслов человеческого существования. Самоисследование жизненных установок и качеств человека имеет подоснову сверхначала, как Источника творения, что проявляется в дальнейшем у учеников в процессе самореализации, исследователь С. Г. Зубанова такую потребность подробно изучает в понятии «Социальное служение». [3; 32].
Нравственность необходимо «привить» уже на ранних стадиях взросления ребенка, т. к. уже в школьном возрасте можно видеть отсутствие уважения к взрослым, поступки, которые противоречат общепринятым социальным нормам поведения учащихся. Педагогические конференции, родительские собрания в педагогических коллективах актуализируют важность нравственного воспитания детей, провальная динамика и отставание которых в этом вопросе в 90-е гг., XX века демографически «выдало продукт» общество — потребления, которое руководствуется только своим личным комфортом и благом, используя для этого эгоцентричность личности.
Ученый С. Г. Зубанова, занимаясь проблематикой духовно-нравственного воспитания, говорит о важности и главенствующем значении ее в деле воспитания на примере высшего учебного заведения — РГСУ, характеризуя духовно — нравственную парадигму педагогического процесса: «социальная направленность образовательных задач…, уделяет самое пристальное внимание воспитанию высокоинтеллектуального, всесторонне образованного, духовно и нравственно развитого, патриотического студенчества». [4;38]
Не могу не согласиться с мнением вышеупомянутого ученого С. Г. Зубановой, так как в ходе преподавания истории в школе полностью поддерживаю главный тезис: интеллект должен развиваться наряду с нравственностью! Тем более на предметах история и обществознание, где есть все возможности говорить о подвигах и поступках достойных уважения.
Историческим примером служит личность Александра Ярославича Невского, сочетавшего в себе мудрость, ответственность в принятии важных для страны решений и нравственность, как основа выбора жизненного пути. Объясняя тематический материал Невской битвы, Ливонского похода на Русь, необходимо указывать на факты из жизнеописания князя, свидетельствующие о высоком нравственно — патриотическом подъеме перед каждой битвой или встречей с ханом. Учебный материал должен подкрепляться обязательным видео или фото фрагментами, где художники и режиссеры подчеркивают личность полководца.
История России, на долю которой выпадало много взлетов и падений, не всегда фиксировала равенство нравственности и духовности, говоря на уроках отечественной истории о личности В. И. Ленина приходится делать отступления следующего порядка — существовала ли нравственность в коммунистической морали или, что называлось коммунистической нравственностью? В данном контексте приходится говорить именно о торжестве идеологии классовой борьбы: «Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата». [5] Следуя данной логике, уместно говорить о рукотворном искажении основ нравственного порядка, в котором доминирует некоторая часть идеальных представлений в соотношении с определенным социальным слоем.
Нравственность же, в обществоведческом ключе, не отделима от каждого человека в отдельности, оно всеобъемлюще. Исходя из этого В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, обоснованно относил падение нравственного уровня в обществе, как кризис всей системы. Его мнение в вопросе нравственного воспитания и практический опят показали: «сердцевина нравственного воспитания — развитие нравственных чувств личности».
Т. е. обращаясь на уроках истории и обществознания к нравственным поступкам, тех или иных исторический деятелей, необходимо следовать не только к знаниевому ресурсу, но и воздействовать посредством образности на эмоциональную сферу каждого отдельного ученика. Тем более успешно будут реализовываться главные задачи педагогической функции: знания, умения, навыки, чем искреннее и правдивее будет представлен исторический материал.
На уроках обществознания возможно обсуждать вопросы нравственного порядка в блоке «Сфера духовной жизни», где включены понятийный ряд, примеры из реальной жизни, определения из религиозной традиции. В 10 классе УМК Л. Н. Боголюбова рассматривает данный материал раскрывая следующие категории: нравственные принципы, нравственные нормы, категорический императив, нравственность, этика, нравственные категории, золотое правило морали.
Конечно одной школе не получится справиться с такой сложной задачей как воспитание нравственной личности, в связке должны работать семья, психологические службы и социальное окружение. Вот что писал по этому поводу великий русский педагог К. Д. Ушинский: «величайшее развитие умственное не предполагает еще необходимо-прочной общественной нравственности... Нет, одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружеское общество... воспитание, семейное и общественное, вместе с влиянием литературы, общественной жизни и других общественных сил, может иметь сильное и решительное влияние на образование нравственного достоинства в человеке. Кроме того, мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснениями каждому его личных интересом». [6]
Выводом данной статьи служит тезис о включении в современную школу программ с высоким нравственным компонентом, которые особенно удобно можно реализовать на предметах гуманитарного цикла: истории, литературе, обществознания, МХК и проч. [7] Для этого в АНО СОШ «Месивта Любавич» работает коллектив педагогов, каждый из которых разрабатывает специальные программы, цель которых усилить знаниевый потенциал в предметной области и воздействовать на повышение нравственности в рамках своего курса.
Больших успехов удается добиться в духовно-нравственном воспитании учащихся на факультативах: «История еврейского народа», «Основы религиозной этики», на которых нравственных компонент занимает доминирующее место, знаниевая парадигма выступает как дополнительная задача.
Такой подход в школьном учебно-воспитательном процессе способствует развитию нравственной личности, устойчивой к вызовам современности.
Литература:
- Громов Р. М., Морозова О. С. Политико — религиозные аспекты Российской государственности в XX-XXI вв. Рязань, 2012.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2013.
- Зубанова С. Г. Социальное служение и благотворительность. Учебное пособие для студентов / Москва, 2015.
- Зубанова С. Г. Современное отечественное образование. Актуальные проблемы социально — гуманитарного знания. Сборник учебно — методических статей. Российский государственный социальный университет Филиал в г. Люберцы; Ред. — сост.: Волкова Н. Н., Кузнецова Н. В., Паршина В. В.. Москва, 2015.
- Задачи союзов молодежи. // Полн. собр. соч. М., 1962. Т. 41. C. 309.
- Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. М., 2001.
- Мишина Л. А. Проповедь в американской литературе и ментальности XVII в. // Ученые записки Российского государственного социального университета. М., 2015, Т. 14. № 1 (128). С. 90–98.