The article examines the problem of parent-child relationships in the adolescent period of a child's development. The results of studies among the methods of psychological and pedagogical works emphasize the correction of child-parent relationship as an effective method of work with family, raising a teenager. At the end of the research, recommendations were developed on psycho-pedagogical correction of parent-child relationships in families with adolescents.
Keywords: adolescents, parent-child relationship, psychological-pedagogical help, correction, guidance.
Подростковый возраст — это один из самых важных периодов в жизни человека, переходный этап из детства в юность. Именно в этот период жизни ребёнок определяет свои ценностные ориентиры, выбирает, к чему он хочет и будет стремиться в дальнейшем. Первой ступенькой к осуществлению своих целей для подростка является семья и взаимоотношения в семье. К сожалению, как отмечают многие современные исследователи, за последние годы увеличилось количество семей, в которых очень часто возникают конфликтные ситуации между родителями и подростком. Непонимание родителей приводит к тому, что начинаются неудачи в учёбе, установки контакта со сверстниками, которые влекут за собой в дальнейшем целый комплекс проблем, трудноразрешимый уже в дальнейшем. Самой распространенной проблемой детско-родительских отношений в семьях подростков является то, что родители никак не могут решиться дать своему ребёнку самостоятельность, возможность самостоятельно принимать решения, а так же объективно выражать своё мнение. Не смотря на то, что ребёнок уже начинает взрослеть, родители опекают подростка, вместо того, чтобы стать ему партнёрами и помощниками в решении различных жизненных задач. Возникает непонимание, конфликты, что, в конечном итоге, приводит к замкнутости ребёнка, его отторжения семьи и возникновению девиантного или асоциального поведения. Поэтому детско-родительские отношения в этот период должны быть в первую очередь сохранены, правильно построены, а главное постоянно корректироваться. Конечно, самостоятельно родителям трудно проектировать и корректировать детско-родительские отношения, поэтому им на помощь приходят педагоги-психологи, которые помогут наладить, спроектировать и дать рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений.
К проблеме детско-родительских отношений в последние годы обращаются многие авторы: как российские (А. А. Бодалев, А. Я. Варга,И. В. Дубровина, Г. А. Ковалев, И. С. Кон А. В. Петровский, А. С. Спиваковская), так и зарубежные К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).
Драгунова Т. В. в своём труде «Проблема конфликта в подростковом возрасте» писала о том, что одной из основных причин дисгармонии в детско-родительских отношениях являются неадекватные родительские позиции, различные отклонения в отношении родителей к своему ребенку [2]. Изучая различные источники, можно сделать вывод о том, что родительское отношение к ребёнку выстраивается ещё задолго до его рождения. Это зависит от таких факторов как: личность родителей, семейные традиции, взаимоотношения и в семье и многое другое. «Родительское отношение (РО) — это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикующихся в общении с ним, особенностей воспитания и понимания характера ребенка, его поступков» [1].
На развитие детско-родительских отношений влияет тип семьи, в которой воспитывается ребёнок. В гармоничной семье, где ребёнок воспринимается как равный, к нему обращаются как к равному процент конфликтов очень мал, поскольку между родителями и детьми нет границ, которые нарушают целостное семейное пространство. Отдельных понятий нет, есть только понятие «Мы», идёт активное развитие индивидуальных качеств каждого члена семьи. «Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия» [3].
В дисфункциональной семье напротив, наблюдается повышенная конфликтность как между родителями, так и между родителями и детьми. Наблюдается отчуждённость, соблюдается определенная дистанция между членами семьи. Такой неблагоприятный психологический климат приводит к расстройствам невротического и психологического характера. Главной причиной разрушения и деформации детско-родительских отношений в подростковом возрасте является то, что расширение границ самостоятельности ребёнка приводит к тому, что у взрослых их полномочия напротив, сужаются. Взрослые, которые привыкли во всем направлять ребёнка, начинают усиленно сопротивляться самостоятельности своего ребёнка, что приводит к непоправимым последствиям. Ребёнок начинает вести себя либо агрессивно по отношению к своим родителям, либо становится инертным, не способным принимать самостоятельные решения, что в дальнейшей жизни может привести к отрицательным последствиям.
К неблагоприятным чертам родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, различными авторы выделяют такие, как, например, отчуждённость и требовательность, неправильно сформулированные семейные ценности, заложенные в детстве, увлечение алкоголем или наркотиками. Психолого-педагогическая помощь — это система мер, направленная на развитие и повышение психолого-педагогических знаний и умений с целью стабилизации психологического здоровья человека. Теперь введём понятие коррекции. Крылов А. А. определяют коррекцию как «одну из форм оказания психолого-педагогической помощи. Она может осуществляться воспитателем в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности детей, системы их взаимодействия, а также посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода, специальных методов, тренингов, консультирования» [4]. Так же при решении проблем детско-родительских отношений используется консультирование, оно бывает как индивидуальным, так и групповым. Чаще всего используется индивидуальное консультирование как родителей, так и подростков. Особенность коррекции детско-родительских отношений состоит в том, что работа ведётся не только с подростком, но и с родителями, поскольку проблема находится не только в ребёнке, но и в его членах семьи. Консультирование проводится как с матерью, так и с отцом (если это возможно). В начале исследования проводится беседа, а так же проводятся различные методики, тесты. На втором этапе работы консультант сообщает результаты своих исследований. Педагог-психолог должен сообщать конкретные реальные факты, чтобы у родителей сложилось реалистичное представление о проблемах их ребёнка. Обязательным является информация о техниках работы, которые будут проводится с подростком. Конечно, нельзя заранее прогнозировать, какой будет результат, однако родители могут с помощью консультанта наблюдать, в какую сторону изменяется поведение их ребёнка. Члены семьи должны понимать, что успешная коррекция поведения ребёнка и отношений с ним так же завит от их собственного взаимодействия и желания сохранить благоприятный психологический климат в семье.
Что касается работы с ребёнком, то она несколько отличается от работы со взрослыми. Чаще всего занятия проводятся в более непринуждённой, свободной обстановке, присутствует элемент игры. Эффективным методом является выражение собственных страхов через рисунки или написании мини-сочинений. Работа с агрессивным подростком предполагает использование гештальт-терапии, с помощью которой ребёнок сможет не только рассказать, что его раздражает и злит, но и научится контролировать свои эмоции. Проблема агрессии ребёнка является одной из самых распространенных, поскольку многие взрослые считают, что гнев и раздражительность — это качества, которые ребёнку противоестественны, однако, если полностью отвергать гнев ребёнка, одна из составляющих частей его сознания может ослабеть, стать ненужной, что может привести к непоправимым последствиям в будущем.
По окончании работы с ребёнком и с родителями, педагог-психолог должен сообщить о результатах конечных исследований, а так же разработать необходимые рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений.
Прежде всего, родители должны осознать, что их ребёнок переходит на новый этап своего физиологического и психологического развития. В первую очередь, родители должны научится слушать своего ребёнка, выслушивать все его проблемы, даже если они кажутся нелепыми и незначительными. Второе, что рекомендуют психологи — это не отвергать увлечения подростка (если они конечно не несут в себе девиантный или асоциальный характер), узнать, почему он стал увлекаться тем или иным видом спорта, направлением музыкой или субкультурой. Так же главное показать, что родители доверяют своему ребёнку, относятся как к равному, как к товарищу или партнёру. Подросток должен ощущать, что к нему относятся уже не как к младшему, а как к взрослому, который начинает делать свои первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. Также педагоги-психологи рекомендуют как можно внимательнее относится к состоянию здоровья подростка, замечать признаки усталости и утомляемости и своевременно на них реагировать. Особенно важно для подростка в этот период — осознание своей значимости, своей индивидуальности. Рекомендуется поощрять подростка даже за маленькие успехи в учёбе, творчестве, спорте и др. Осознание своей индивидуальности, поддержка со стороны близких — это важнейшие факторы, которые помогут ребёнку пережить этот непростой период физиологического и психологического развития.
Литература:
- Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения. — М.: Издательство «Медицина», 2003. — 206 с.
- Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте //Вопр. психологии. 2001. — № 2. — С. 25–38.
- Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинина. — М.: КСП, 1996. — 160 с.
- Крылов, А. А. Психология. Издание 2ое. -М.: Издательство «Дрофа»,2009. -362 с.