В данной статье автором дан обзор сегодняшнего положения на рынке кондитерских изделий, а также выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия данной отрасли.
Ключевые слова: кондитерская отрасль, проблемы экономики, анализ рынка, конкуренция.
Кондитерская отрасль относится к традиционным отраслям экономики. Она является одной из самых привлекательных и динамично развивающихся. Но, несмотря на позитивный рост, она сталкивается с рядом проблем. Современная внешняя среда характеризуется высокой степенью динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться — основное условие выживания и развития в бизнесе.
Сейчас можно наблюдать негативные процессы, вызванные спадом в мировой экономике и проблемами внутри нашей страны. Существенное влияние оказало резкое падение курса рубля. Введенные санкции также, отрицательно повлияли на отрасль. Дело в том, что у многих компаний доля импортного сырья составляет около 35 %, а иногда и больше. В основном это сырье, завозимое из Евросоюза, которое у нас не производится. Так, значительно подорожали какао-бобы (с начала года они подорожали на 13 %, приблизившись к уровню четырехлетнего максимума). Их подорожание связано с неожиданно низким урожаем в Гане, являющейся вторым производителем какао-бобов в мире после Кот-д'Ивуара. Проблемы с шоколадом в России связаны еще и с введенным эмбарго на поставки продукции западных стран. Речь, в частности, идет об одном из видов ключевого сырья — орехах из США и ЕС, которые попали под введенные Россией в августе прошлого года ограничения.
Таким образом, себестоимость производства шоколада с января по август 2015 года выросла более чем на 37 %, согласно Центру Исследований кондитерского рынка. В сентябре цены на кондитерские изделия выросли на 1,2 %, в том числе на конфеты шоколадные — на 1,6 %, шоколад — на 1,5 %, карамель — на 1,3 % [2]. Нужно отметить, что наиболее устойчивым к кризисным явлениям оказалось производство печенья и пряников. Выпуск кондитерских изделий с длительными сроками хранения в январе-августе 2015 г. выросло до 892,5 тыс. тонн, что на 7,4 % выше показателей за аналогичный период 2014 г.
Из-за повышения себестоимости изделий, спрос на кондитерскую продукцию сократился в среднем на 25 % — 30 %. В ходе проведенного нами опроса жителей г. Ульяновска было выявлено увеличение интереса покупателей к более дешевому ценовому сегменту (63 % респондентов покупают дешевую продукцию; 28 % — средний ценовой сегмент; 9 %- премиальную). Таким образом, компаниям сейчас нужно сосредоточить свои силы на производство недорогой продукции, спрос на которую растет. Многие проводят экстренную перестройку производства: срочно тестируют новые рецепты, прописывают соответствующие технические условия (ТУ). Торты и конфеты не являются товарами первой необходимости, расширяет производителям пространство для маневра: они не ограничены едиными стандартами качества и ценой. ГОСТы прописаны в этой отрасли лишь для некоторых позиций.
Кондитерская отрасль одна из самых высококонкурентных. До недавнего времени серьезная борьба была с импортными производителями. Сейчас выросли цены на импортные изделия, сырье, что привело к снижению спроса на них и к увеличению продаж отечественной продукции. Таким образом, можно сказать, что ужесточение конкуренции между российскими производителями — неизбежная перспектива нашего рынка.
В сложившейся ситуации многие компании, для выживания в конкурентной борьбе, используют стратегии удержания позиций на рынке, ведь в условиях кризиса не все имеют возможность продолжать расширяться. Для этого нужно составить свою стратегию развития, основанную на ключевых факторах успеха. Также, проанализировав деятельность многих успешных компаний, можно отметить, что они пытаются увеличить продажи, используя стратегии развития товара и рынка. Мы считаем, что основная работа ложится именно на маркетологов, чья задача стимулировать продажи, искать новые рыночные ниши и придумывать новые интересные продуктовые решения.
Приходится учитывать в своих стратегиях и меняющиеся потребности населения, обусловленные в последнее время приверженностью россиян к активному образу жизни. Ведь сейчас инновационным развитием признается концепция сладостей, как здоровое питание. Далеко не вся продукция на рынке является полезной для здоровья. Зачастую в ней содержится множество пищевых добавок, таких как стабилизаторы, усилители вкуса, консерванты, красители. Перед компаниями стоит вопрос: «Продолжать выпускать существующую продукцию, зная, что спрос на нее сокращается, или искать новые рецептуры, которые позволят повысить качество выпускаемой продукции, сделать ее более натуральной и безопасной для здоровья?». Компании могут разнообразить ассортимент изделий путем добавления, например, растительных экстрактов, которые оказывают тонизирующее, витаминное воздействие на организм.
Что касается рынка кондитерского оборудования, то большинство предприятий закупает оборудование за рубежом. Возникает вопрос: «Почему не в России?». В ходе проведенного анализа, можно сказать, что в России производство оборудования для кондитерской промышленности не сильно развито. Многие закупаются в Италии и Германии, которые сейчас являются лидерами на рынке. Они имеют большой опыт разработки оборудования, в то время, как отечественные производители в начале своего пути. Современная российская действительность такова, что отечественная техника «не котируется», а западная пользуется большим спросом, поскольку предлагают качественное оборудование, большой ассортимент (узкоспециализированный). Но стоимость такого оборудования высокая (особенно при колебании курса валют), по сравнению с отечественным.
Аграрный комитет Государственной Думы рассмотрел проект «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 г».. Предусматривается, что инвестиции в социально значимые отрасли пищевой промышленности возрастут на 16,5 % к 2020 году почти до 103 млрд. руб. по отношению к 2010 году (88 млрд. руб.). Самые большие инвестиции планируются в сахарную отрасль, так как она одна из ключевых в России — 107,7 млрд. рублей. На развитие кондитерской отрасли будет затрачено 79,9 млрд. рублей. [3]
Ограничения развития производства пищевых продуктов связаны также со множеством других причин: несовершенством механизма государственного и таможенно-тарифного регулирования рынка продовольствия; неразвитостью инфраструктуры производства продукции; колебаний мировых цен и др.
Таким образом, можно сказать, что 2015 год оказался сложным для многих российских предприятий, исключением не стал и сектор кондитерского производства. Мы обозначили, что существует много проблем, с которыми сегодня сталкиваются отечественные предприятия и большинству из них приходится принимать серьезные решения. Для того чтобы оставаться прибыльными, организации должны приложить максимум усилий, чтобы противостоять неопределенности внешней среды.
Литература:
- Анопченко Т. Ю. Динамика и тенденции развития пищевой промышленности в современных условиях России// Вопросы регулирования экономики, том 8, № 1. 2015г.
- Росстат: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/202.htm
- Якунина Е. Н. и Гаянова В. М. Повышение эффективности развития пищевой промышленности в России с помощью инструментов стратегического управления // Российское предпринимательство, № 17 (263), 2014г.