Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 22.10.2015

Статья просмотрена: 868 раз

Библиографическое описание:

Шатунова, Н. В. Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» / Н. В. Шатунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 844-846. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22734/ (дата обращения: 18.12.2024).



Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»

Шатунова Наталья Владимировна, преподаватель

ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж»

 

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественностибез расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) [1].

Изначально волонтёрское движение зародилось в двадцатых годах двадцатого века после Первой мировой войны. Инициаторами выступили французские и немецкие студенты, которые активно боролись за мир без войны. В 1920 году во Франции был сформирован волонтёрский лагерь, взявший под свою ответственность восстановление сельскохозяйственных ферм, разрушенных во времена войны. С тех пор под словом волонтёрство подразумевается широкий круг деятельности, объединяющий людей, желающих организовываться в формы общественного движения, отвечающие за оказание взаимопомощи во благо широкой общественности. Стоит отметить, что деятельность волонтёров не требует за собой денежного вознаграждения. В 80-х годах 20-го века появляются первые экологические проекты [2].

В Советском Союзе волонтерами считались люди, которые ездили работать на целину или БАМ, но они получали за свою работу зарплату, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Но во многом добровольная работа, заключающаяся в уборках урожая, работе на субботниках и пр., была связана с обязанностью и общественным принуждением. Не существовало никакого закона о добровольческом труде. Но современное понятие волонтерства в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, которые занялись просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и благотворительностью как таковой. Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: «Волонтеры — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”.

Многие международные волонтеры из развитых стран специально идут в развивающиеся страны для осуществления благотворительной деятельности. В настоящее время термин «Волонтерство» представляется как международное сообщество волонтёров (добровольцев). Волонтёры из развитых стран вносят свой вклад, свое драгоценное время и ресурсы для оказания посильной помощи развивающимся странам [3].

Согласно письму министра спорта, туризма и молодёжной политики В. Л. Мутко, «оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению молодёжи в социальную практику осуществляется по целевому показателю „доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодёжи (процентов)“, который на 2010 год установлен на уровне 11 процентов, а на 2011 год — 18 процентов», что определяется принятой правительством РФ стратегией развития страны до 2020 года. Согласно письму министра, предполагается массовая регистрация волонтёров на интернет сайте jabapoint.ru, с последующей выдачей «Личных книжек волонтёра».

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Так и началось развитие волонтерства в колледже, вначале это была группа ребят, которые проявляли желание помочь людям, руководителем была Голдобина Татьяна Васильевна — заместитель директора по воспитательной работе. С 2008 по 2009 год инициатором и продолжателем становится Вершинина Любовь Александровна — заведующая I курса, руководителем отряда была Брезгуна Наталья. С 2010 года началось бурное развитие отряда, название которому было дано «Пионер», председателем на протяжении трех лет стала Молоствова Ольга, заместителем Чепела Дина, руководителем отряда становится Шатунова Наталья Владимировна. Также отряд становится руководящим и в Ленинском районе города Екатеринбурга

В процессе участия в волонтерской деятельности будущие специалисты разных профессий проявляли себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы. Вначале состав отряда не превышал 10 человек, сейчас это полноценный отряд из 30 человек, готовый работать и сам создавать проекты.

Большое внимание уделяется и здоровому образу жизни. Систематическое оформление и обновление стендов, посвященные проблеме здоровья и экологии. Совместно со студентами колледжа отряд волонтеров становится участником и организатором санитарно-просветительской работы по информированию населения района о проблеме ВИЧ/СПИД (раздача листовок, участие в митингах, шествиях, акция «Красная ленточка».)

Активное участие молодежной акции, в рамках Декады по профилактике ВИЧ/СПИД «Знать, чтобы жить», шествие агитмарафона «Новое поколение выбирает», в рамках открытых дверей в Центре здоровья Центральной городской клинической больницы № 6 проняли участие в молодёжной акции, организованной Администрацией Ленинского района «Здоровым быть здорово, участие в танцевальном флэшмобе, викторине о здоровье, утренней зарядке, а в финале мероприятия участники акции прошли экспресс-исследование объёма лёгких, содержания сахара в крови, измерили артериальное давление, рост и вес в Центре здоровья. Представители районного студенческого актива провели акцию «Брось сигарету — получи конфету»,участие в массовом шествии «Три тысячи шагов к здоровью» мероприятие проходит в рамках V уральского конгресса по здоровому образу жизни и всероссийского форума «За здоровую жизнь». Активное участие в мероприятиях Ленинского района:

          В фестивале молодежной культуре «Альтернатива» (1 место в номинации «Рэп-исполнитель»;

          В Фестивале молодежных субкультур «Остановим ВИЧ вместе», который стал финальным аккордом в разъяснительной кампании «Знать, чтобы жить» (3 Благодарственных письма)

          В молодежной акции «Пиво. Точка. Нет».

          всероссийской акции «Время доверять!», «Чистый город»

          городских акциях: «Мама не кури», «Возьми лучшее, приобщись к трезвой культуре!» (в рамках проекта «Ты нужен городу!»)

          профилактических районных акциях: «Начни с себя, живи безопасно», в 2013 году 1 место в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИД среди образовательных учреждений района «Жизни и мечте — Да!»;

Важной и значимой для волонтеров колледжа культуры является работа по оказанию помощи участникам Великой отечественной войны. Ежегодно в образовательном учреждении организуется акция «Помоги ветерану», «Доброе сердце». Студенты оказывают посильную помощь по хозяйству, проводят генеральные уборки в квартирах. Содействие оказывают: руководители: Центра социальной защиты населения г. Екатеринбурга, Администрация Ленинского района, сектор по молодежной политики Ленинского района. Студенты волонтерского отряда отмечены благодарственными письмами главы Администрации Ленинского района Е. К. Архипова «За активное участие в проведении обследования жилищных условий ветеранов Ленинского района города Екатеринбурга» Также проводятся встречи с участниками войны, бывшими работниками — ветеранами колледжа. В рамках празднования дня пожилого человека, 23 февраля, Новый год, 9 мая преподаватели и студенты выезжают с концертами и подарками в Дом ветеранов и престарелых «Надежда». С 2015 года организуются концерты в госпитале ветеранов. Мы понимаем, что это нужное и полезное дело, актив отряда предложил разработать проект «Ветеран», таким образом работа стала проходить по плану, который создавали сами волонтеры.

Результаты воспитания и привлечения к общественной работе, дают свои результаты. Если впервые года создания отряда «Пионер», студентов приходилось просить, временами и настаивать на проведении мероприятий, теперь это самостоятельные, целеустремленные молодые люди, которые предлагают, находят и организуют свою работу. Так стали появляться новые объекты «заботы» и сформировался новый проект «Детство», так студентами организована Акция «Подарим радость детям», в который входит забота и помощь детским садам города и района, школе — интернату для слабоумных детей, школе — интернату № 2 (уборка территории, строительство горок, поделки из бумаги, уроки труда, сбор вещей, канцелярских товаров и игрушек, проведение праздника «Масленица»). От всего коллектива, в лице заведующего детского сада № 148 Чкаловского района г. Екатеринбурга Ковалевой О.А благодарность за активное участие в акции.

Сами ребята находят и новые объекты, таким стала Свердловская областная специальная библиотека для слепых отряд награжден благодарностью за проведение Дня защиты детей и оказанную помощь в работе по организации библиотечного фонда.

На протяжении пяти лет (с 2010 года) идет активная поддержка и помощь приюту для бездомных животных. Начиналось все с обычного выгула собак. В дальнейшем это стало системой и появился проект «Собака лучший друг человека» (сбор кормов, вещей, памперсов, прогулка собак). За организацию акции по сбору помощи для бездомных животных и регулярную поддержку деятельности фонда волонтерский отряд отмечен благодарственным письмом некоммерческой организации «Благотворительный фонд «ЗООзащита».

И еще один замечательный и актуальный проект в наше время «Будем здоровы» -городские и районные акции, шествия, флеш-мобы, а полюбившиеся внутриколледжные акции «Витаминка, где студенты получают витамины «Ревит», «Глюкозу». Акция «Чистая вода». Все учащиеся колледжа с большим удовольствием принимают участие в данных мероприятиях.

Все мероприятия, проведенные в колледже и районе, были отмечены: в 2013году волонтерский отряд под руководством председателя Молоствовой Ольги и заместителя Чепела Дины стал обладателем номинаций: «Лучший волонтерский отряд», «Лучший волонтерский проект», «Лучший активист» «За личный вклад в добровольческую деятельность в муниципальном образовании «город Екатеринбург» (Шатунова Н. В. награждена благодарственным письмом Администрации города Екатеринбурга).

Волонтерское движение стало системой воспитательной работы в колледже. С каждым годом привлекая все большее количество студентов в отряд, мы воспитываем в них самостоятельность, уверенность, толерантность. Мы понимаем, что волонтерство — это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех — это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах. В этом и заключается основа концепции педагогики успеха студентов и преподавателей колледжа культуры, осуществляющих волонтерскую деятельность.

 

Литература:

 

  1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / URRL: http://soviet-encyclopedia.ru.
  2. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе [Текст]/ М. А. Гулина, Изд-во: Питер, 2010г. 400 с.
  3. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения [Текст] /Е.Шекова // Человек и труд. — 2005. — № 4. — С. 28–31.
Основные термины (генерируются автоматически): благотворительная деятельность, волонтерское движение, Ленинский район, активное участие, акция, волонтерская деятельность, волонтерский отряд, добровольческая деятельность, Екатеринбург, здоровый образ жизни.


Похожие статьи

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования

Из опыта сотрудничества родителей и детей на примере проекта «Мифы и легенды» в подготовительной к школе группе

Педагогические условия формирования коммуникативного умения у студентов по специальности «информационные технологии»

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Похожие статьи

Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума

Результаты деятельности краевой инновационной площадки «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями»

Программа «Доступная среда» в действии на примере опыта работы ГБОУ школы № 355 Московского района Санкт-Петербурга

Взаимодействие семьи и школы в рамках экологического воспитания обучающихся на примере МАОУ Константиновской СОШ городского округа Домодедово

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Перспективы развития курса «Документационное обеспечение управления» в рамках дополнительного профессионального образования

Из опыта сотрудничества родителей и детей на примере проекта «Мифы и легенды» в подготовительной к школе группе

Педагогические условия формирования коммуникативного умения у студентов по специальности «информационные технологии»

Ресурсы сетевого взаимодействия в управлении развитием учреждения в МАУ ДО Детско-юношеский центр «Вероника» города Тюмени

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Задать вопрос