Психологические детерминанты женской преступности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 21.10.2015

Статья просмотрена: 1130 раз

Библиографическое описание:

Ахъядов, Э. С. Психологические детерминанты женской преступности / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 564-567. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22739/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

 

Общесоциальные и социально-психологические детерминанты не раскрывают в полной мере различия в преступном поведении мужчин и женщин. Тендерную дифференциацию следует рассматривать как часть индивидуальности человека, и, соответственно, особое внимание при исследовании детерминант женской преступности необходимо уделять тем из них, которые действуют на личностном уровне.

Преступника выделяет совершенное им преступление, которое, по существу, является показателем существования определенных отрицательных свойств личности. Между тем, данные свойства не исчерпывают все содержание личности, поскольку помимо отрицательных качеств она всегда наделена и определенными положительными, как для самого преступника, так и для общества, качествами.

Личность преступника — это целостное образование, обладающее определенной структурой, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Только при достаточных сведениях о личности можно установить, какие именно ее свойства порождают, детерминируют преступное поведение.

Как отмечает В. Д. Филимонов, основным свойством, предопределяющим специфику личности преступника, является ее общественная опасность. Причем общественная опасность личности не тождественна общественной опасности как социальному явлению, составляющему угрозу причинения вреда общественным отношениям в результате взаимодействия человека с окружающей средой. Общественная опасность личности преступника порождается определенными социальными свойствами человека [1].

Общественную опасность, как свойство личности преступника, также необходимо отличать от общественной опасности лица, возникающей в процессе реализации данного свойства, а именно — в процессе взаимодействия лица с конкретной ситуацией. Если в первом случае общественная опасность составляет относительно устойчивую угрозу совершения преступления, то во втором — состоит в конкретных действиях, реализующих эту угрозу.

Следовательно, общественная опасность личности преступника может рассматриваться как в смысле свойства личности, так и в смысле процесса реализации данного свойства в конкретной жизненной ситуации.

Общественная опасность личности возникает до совершения лицом преступления и существует как реальная угроза его совершения ввиду возможности проявления антиобщественных свойств личности в преступном поведении.

Возникновение общественной опасности лица связано с существованием определенных обстоятельств, характеризующих, с одной стороны, его личность, а с другой — внешнюю среду, в которой это лицо находится, и которая может создавать условия, способствующие совершению преступления. Между тем, реальная возможность совершения преступления определяется, прежде всего, особенностями личности [2].

Таким образом, особенности личности женщин-преступниц могут рассматриваться в качестве детерминант женской преступности, действующих на индивидуальном уровне.

Изучение отдельных признаков личности женщин, совершивших преступления, позволило выявить некоторые особенности.

Как известно, поведение человека, его интересы, круг друзей и знакомых, жизненные ценности и перспективы развития в значительной мере обусловливает возраст. Возраст имеет определенное социально-психологическое содержание и значение. С его увеличением происходит не только физиологическое изменение организма, но и изменение самой личности (ее социальных ролей и функций, привычек, характера, мотивации решений и поступков, реакции на различные жизненные ситуации и пр.)1. Следовательно, возрастные особенности, так или иначе, оказывают влияние и на преступное поведение.

Использование при анализе такого признака личности преступницы как возраст классификации, принятой в статистике, представляется целесообразным и обоснованным. Прежде всего, осуществление исследования в рамках единой «возрастной шкалы» позволяет соотносить и сравнивать полученные результаты. Кроме того, предлагаемая периодизация достаточно подробна. В любом случае, думается, что, проводя возрастную характеристику с выделением иных групп, необходимо указывать основания для выбранной периодизации.

Такое распределение представительниц «прекрасного пола» по возрастным группам может объясняться следующим. По сравнению с лицами зрелого возраста, молодые женщины, как правило, обладают менее развитой волей, повышенной эмоциональностью, чувствительностью и восприимчивостью к негативным влияниям, неустойчивостью оценок, несформированностью прочных сдерживающих начал и привычек. В ситуации сложного выбора, при отсутствии необходимых навыков, знаний и социального опыта, наилучшим выходом для них может показаться решение проблемы противоправным путем.

Период от 25 до 49 лет является этапом наибольшей социальной активности человека. В этом возрасте повышается активность женщин в общественном производстве, расширяются их социальные контакты. Женщина в полной мере раскрывается во всех сферах (в семье, на работе). Однако к этому времени происходит накопление не только позитивного, но и негативного жизненного опыта, усиливаются переживания, тревоги, обостряются противоречия как внутри себя, так и со средой. В условиях нарастающего конфликта совершение преступления может являться уже не способом «решения проблемы», а закономерным следствием длительного социального и морального «падения» или же своеобразной попыткой «выйти из тупика» [3].

Между тем, относительно возраста, в котором «слабый пол» чаще всего совершает уголовно-противоправные деяния, в литературе высказывались и иные выводы, отличные от полученных нами. Рассмотрение возрастной характеристики женщин-преступниц позволяет выделить следующие негативные тенденции.

Происходит возрастание как абсолютного числа, так и удельного веса преступниц в возрасте 18–29 лет. Причем их доля стабильно и значительно превышает долю представительниц «слабого пола» в возрасте 30–49 лет.

Другой негативной тенденцией, проявившейся в женской преступности, является возрастание доли и абсолютного числа преступниц пожилого возраста (50 лет и старше). Развитие указанной тенденции может объясняться взаимодействием двух факторов: продолжающимся процессом старения населения и отсутствием реализации со стороны государства достаточных мер для обеспечения надлежащей социальной защиты «старшего поколения» [4].

Очевидно, что социальную сторону жизни и деятельности человека во многом определяет его образовательный уровень. Образовательный уровень служит индикатором оценки развития умственных способностей, определяет кругозор, сферу общения и интересов, культурный уровень, уровень потребностей, а также самооценку человека. Хотя, полученное образование не предопределяет степень нравственного развития человека. Его уровень может служить лишь благоприятным либо неблагоприятным условием нравственного формирования личности. Вместе с тем, взаимосвязь между образовательным уровнем и уровнем криминальной активности общепризнанна: чем он выше, тем меньше вероятность противоправного поведения. Указанная взаимосвязь обусловлена большей способностью образованного человека к анализу и оценке своего поведения, выработке одобряемых потребностей и удовлетворению их правомерными способами.

В целях характеристики личности женщин-преступниц в интересующем нас аспекте, массив правонарушительниц по образовательному уровню был разделен на шесть групп (преступницы с высшим профессиональным, начальным и средним профессиональным, средним (полным) общим, основным общим, начальным общим образованием, а также не имеющие начального образования).

Изложенное позволяет сделать вывод, что при большей «образованности» женщин, совершающих преступления, по сравнению с мужчинами-преступниками, преступность «сильного пола» проявляет тенденцию к повышению образовательного уровня, а преступность «слабого пола», напротив, к некоторой «образовательной деградации».

Важное значение при изучении личности женщины-преступницы имеют такие признаки, как род занятий и социальное положение. Общественно полезная деятельность важна для становления и развития личности, реализации естественных потребностей общения, получения средств к существованию и т. п. Незанятость трудом или обучением в совокупности с другими обстоятельствами может стать серьезным криминогенным фактором. [5]

Из изложенного следует, что отдельные признаки личности способны в той или иной степени определять направленность женщины на преступное поведение.

Психологические детерминанты женской преступности предполагают исследование нравственно-психологических качеств личности преступницы, которые при взаимодействии с определенной проблемной ситуацией обусловливают преступное поведение. Следует учитывать, что возникновение умысла само по себе не влечет с неизбежностью совершение преступления.

Процесс взаимодействия между различными сторонами человеческого сознания начинается, как правило, с переживания актуальной потребности. Стремление к удовлетворению данной потребности побуждает лицо осуществить оценку окружающей обстановки.

Таким образом, причиной преступного поведения на личностном уровне выступает совокупность антиобщественных свойств конкретной личности и, прежде всего, криминогенная мотивация. Именно мотивация служит основным источником криминальной активности личности. Мотивация включает в себя определенные внешние и внутренние стимулы, вызывающие решимость совершить деяние. Криминогенная мотивация представляет собой систему криминогенных мотивов, сформированных вследствие криминогенной деформации психики человека, под влиянием искаженных потребностей. Мотив выступает в качестве прямого побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением конкретных потребностей, и выражающего личностное отношение к тому, на что эта деятельность направлена [6].

В качестве условия индивидуального преступного поведения на рассматриваемом уровне выступает ситуация совершения преступления. Данная ситуация состоит из двух групп обстоятельств. Прежде всего, это обстоятельства, играющие роль условий, формирующих негативные свойства личности (причину). В качестве таковых выступают общесоциальные и социально-психологические детерминанты, образующие макро- и микросреду для возникновения и развития преступника. Другую группу обстоятельств составляют те, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Они непосредственно влияют на поведение личности в определенное время (именно в момент или непосредственно перед совершением преступления), сливаясь в конкретную жизненную ситуацию. Такая ситуация ставит личность перед необходимостью выбора предпочтительного варианта поведения (правомерного или преступного), а также обусловливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывая степень готовности человека действовать определенным образом.

Взаимодействие указанных причин (антиобщественные свойства личности) и условий (конкретная жизненная ситуация) представляет собой механизм индивидуального преступного поведения.

Психологические детерминанты конкретных «женских» преступлений заключаются в особенностях криминогенной мотивации преступниц, особенностях жизненной ситуации совершения преступления и особенностях реакции на нее женщин.

Раскрывая особенности криминогенной мотивации женщин, совершивших преступления, необходимо учитывать, что мотив выступает основным характерологическим признаком деятельности. Он определяет потребности личности и стимулирует ее противоправное поведение.

По форме проявления мотив представляет собой психическое явление (внутренне состояние личности), становящееся в тех или иных условиях побуждением к определенной деятельности.

Поведение личности всегда в той или иной степени зависит среды, от внешних условий и обстоятельств, в которых личность находится. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что наиболее типичными мотивами «женских» преступлений являются: корысть, месть, ревность, зависть, ссора на бытовой почве и иные бытовые неурядицы, материальная нужда, порочные наклонности в виде употребления алкоголя, наркотиков.

В то же время, для женщин не свойственно совершение преступлений по мотивам расовой, национальной, религиозной, идеологической, политической вражды, ненависти или мести. Думается, что это связано с меньшей социальной активностью женщин, а также от природы свойственной им терпимостью.

Следует еще раз отметить, что для женщин, в принципе, характерно совершение преступлений в бытовой, семейной сфере. При этом потерпевшим в таком случае чаще всего выступает мужчина, с которым она состоит в близких, интимных отношениях, — муж, сожитель, любовник.

Анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что мотивы совершения преступлений у женщин достаточно разнообразны. Однако справедливо отметить, то перечисленные мотивы нельзя признать исключительно «женскими», не свойственными для мужчин-преступников.

 

Литература:

 

  1.                Агаджанян Э. М., Бидова Б. Б., Оссауленко С. Л. Уголовное право в схемах и определениях (общая часть): Учебное пособие. — Кисловодск: УЦ «Магистр», 2015. — 196с.
  2.                Чернышева Е. Р. Криминологическая характеристика состояния, динамики и тенденций современной женской преступности //Юристъ-Правоведъ, 20013. № 3. — С. 61.
  3.                Чернышева Е. Р. Криминологическая характеристика современных женщин-преступниц //государство и право. 2013. № 6. — С. 102.
  4.                Тамбиева Р. Ш. Криминологическое исследование личности женщин и предупреждение их преступного поведения. — М.: Статут, 2012. — С. 55.
  5.                Максимов А. С. Некоторые особенности криминологической характеристики личности женщины-преступницы //Правоведение. 2011. № 9. — С. 39.
  6.                Игошев Е. К. Личность преступника и мотивация преступного поведения. — М.: Логос, 2011. — С. 81.
Основные термины (генерируются автоматически): преступное поведение, образовательный уровень, женская преступность, общественная опасность, совершение преступления, женщина, жизненная ситуация, индивидуальное преступное поведение, криминогенная мотивация, личностный уровень.


Задать вопрос