Психологическая подготовка баскетболисток | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.10.2015

Статья просмотрена: 3341 раз

Библиографическое описание:

Володина, А. А. Психологическая подготовка баскетболисток / А. А. Володина, А. А. Толмачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22758/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Баскетбол — командный вид спорта как нельзя лучше отражающий современную действительность благодаря соревновательному духу и высокому зрелищному эффекту игрового состязания, ритму, скорости и эмоциям, силе воли и ума. Современный баскетбол отличают от других игровых видов спорта простота правил игры и динамичность в сочетании с высокими физическими нагрузками. Баскетбол — важнейшее средство физического воспитания студенческой молодежи, требующее постоянной полной отдачи от каждой спортсменки. А сам тренировочный процесс — сложный специализированный процесс, непосредственно оказывающий на занимающихся разностороннее воздействие, способствующее формированию психической устойчивости игроков. Баскетбол представляет собой разнообразные движения, — ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловлю, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками в процессе активных действий игроков в нападении и защите. Систематические технико-тактические занятия, целенаправленные тренировки, развивают глазомер, скорость, выносливость, координацию движений, гибкость, подвижность и прыгучесть игроков [1]. С учетом требований, стоящих перед женской баскетбольной командой вуза, тренировочные занятия группы спортивного совершенствования должны быть направлены на улучшение результативности и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса с учетом особенностей женского организма. Это связано с тем, что на результативность учебного процесса основное влияние оказывают правильно выполненные технико-тактические приемы и необходимая психологическая подготовка игроков. Таким образом, важнейшей профессиональной обязанностью тренера является изучение психологии спортсменок с оказанием на нее систематического психологического воздействия. Тренеру баскетбольной команды в период подготовки к спортивному сезону предстоит сложная задача по формированию состава и подготовке команды к участию в различных турнирах и вузовских соревнованиях. В процессе тренировочных занятий предстоит отработать лучшие комбинации взаимодействующих звеньев из пяти игроков, обучить спортсменок правильному и эффективному выполнению различных технических приемов, повысить функциональные показатели физического и психического состояния игроков. Запланированные тренером в подготовительном периоде учебные и товарищеские игры должны быть направлены на налаживание взаимодействия баскетболисток на площадке, развитие способности игроков понимать намерения и тактику других членов команды, способность мгновенно принимать решения, учитывая игровую ситуацию. Высокая эффективность учебного процесса напрямую связана с использованием в процессе подготовки игроков научно обоснованных принципов и методов обучения и соблюдения их последовательности. В профессиональные функции тренера входит обязанность:

        объяснять и правильно показывать игрокам технические приемы;

        анализировать эффективность исполнения технических приемов;

        исправлять неправильно выполненные технические приемы. [2]

Тренер должен быть осведомлен о контрольных упражнениях и исследованиях, которые применяются в баскетболе; использовать в учебно-тренировочном процессе средства обучения и наглядные пособия, которые направлены на оптимизацию тренировочного процесса. Ему нужно быть в курсе использования новейших методик, разработок и исследований в области баскетбола; постоянно совершенствоваться и профессионально расти. Для формирования и развития физических и психофизиологических качеств игроков тренеру необходимы углубленные знания теории и методики физического воспитания, которые напрямую связанные с целым комплексом специализированных научных дисциплин, имеющих прямое отношение к воспитанию спортсменок. Это — психология,педагогика, физиология, анатомия, биомеханика, гигиена и ряд других наук, изучающих глубоко какую-то определенную сторону физического развития человека. Согласно программе по баскетболу учебно-тренировочный процесс группы спортивного совершенствования должен быть направлен на:

        приобретение спортсменками необходимых теоретических знаний;

        овладение занимающимися основными приемами техники и тактики игры в баскетбол;

        воспитание у баскетболисток смелости, воли, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и ответственности.

Успех тренера в профессиональной деятельности во многом зависит от умения правильно сочетать принципы обучения в зависимости от индивидуальных способностей игроков усваивать учебный материал. Особое значение в тренировочном процессе придается повышению психической устойчивости игроков — членов команды, обязанных подчинять свои собственные интересы интересам коллектива. Оптимальное состояние психологической подготовка баскетболисток особенно четко проявляется накануне соревнований, т. к. официальный баскетбольный матч является проверкой результата достижений тренера в психофизической подготовке своей команды. Соревнования по баскетболу — прекрасное средство воспитания психологических качеств игроков, т. к. в ответственных играх при предельных напряжениях баскетболистки полностью демонстрируют свои волевые качества (смелость, решительность), эмоциональную устойчивость в сложных ситуациях и психофизиологические качества (внимание, память, сенсомоторика) [3]. Достижение оптимального результата в различных соревнованиях; контрольных, календарных, и учебных играх, весьма быстро формирует необходимые психологические качества игроков, воспитывается выдержка, самообладание, сила воли. Товарищеские игры проводимые с более сильными соперницами способствуют воспитанию моральных и волевых качеств баскетболисток, улучшению взаимодействия игроков, совершенствованию технико-тактических действий команды, формированию мотивации на конечный положительный результат. Для совершенствования технико-тактических, физических и психических качеств игроков в учебных играх специально создаются усложненные условия. Например, не допускается держать игроку мяч более 3 секунд или вести мяч на своей половине площадки и т. д. Во избежание нервного перенапряжения спортсменок рационально через две-три игры с сильным соперником проводить матч со средним по силам и более слабым соперником. Для формирования психической устойчивости игроков к стрессу важно создавать условия для предельного физического и психического напряжения, т. е. отдельные матчи или часть времени игры проводить в быстром темпе со стремительными перемещениями игроков без мяча и быстрой передачей мяча партнеру. Также обязательно совершенствование точных временных параметров технических приемов сочетать с нагрузками различной интенсивности:

        устраивать разнообразные игры на быстроту и сообразительность игроков;

        ставить перед игроками задачу сочетать разнообразные варианты защиты и нападения в одной игре;

        устраивать соревнования на лучшее выполнение технического или тактического приема в контрольной или учебной игре;

        проводить игры с гандикапом, с неравными составами команд и т. п.

Использование в тренировочном процессе действенных методов спортивной тренировки невозможно без изучения; с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей баскетбола, а с другой — личности спортсменки как субъекта этой деятельности. Здесь, наряду с другими науками, психология баскетбола может дать анализ значимых сторон спортивной деятельности и тем самым помочь целесообразному решению многих связанных с ней практических вопросов. Термин «психологическая подготовка» в спорте чаще всего используется для обозначения широкого круга действий спортсменов, тренеров и руководителей команды, направленных на формирование и развитие психических качеств личности в процессе тренировок для дальнейшего успешного выступления в соревнованиях. Психическая готовность — состояние баскетболистки, которую она приобретает в результате подготовки (в том числе и психологической), которая позволяет ей достигнуть высоких результатов в соревновательной деятельности. Психологическая подготовка в баскетболе целиком направлена на развитие, формирование и совершенствование психических качеств личности спортсменки, которые необходимы для успешной деятельности женской баскетбольной команды. Она является одой из сторон использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов в повышении качества спортивной подготовки игроков баскетбольной команды. В целом психологическая подготовка игроков, как одна из видов спортивной подготовки команды, представляет собой взаимодействие всех видов подготовки спортсменок (технической, психологической, физической, теоретической, специальной). Она является специальной функцией каждого из этих видов подготовки, направленной на формирование мотивации к достижению максимального спортивного результата в соревнованиях.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования у спортсменов личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.). [27]

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от уровня высокой физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать свои физические, технические и тактические способности, навыки, умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяет высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому следует помнить, что психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки. [6]

Психика, сознание и личностные качества человека не только проявляются, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность — это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте — важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование — это и разрядка накопленного нервно-психологического потенциала и не редко причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях это получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок, и приобретение спортивного мастерства спортсмена. [8]

Психологическую подготовку спортсменов делят на две части: общая психологическая подготовка и психологическая подготовка непосредственно к соревнованию, и матчу.

Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер — это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по настоящему проявляется и закрепляется, но формируется он в тренировочном процессе. [12]

Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:

        спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде;

        уверенность спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, подготовленность действий, помехоустойчивость;

        боевым духом спортсмена, как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, то есть к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей.

Единство этих черт спортивного характера осуществляет состояние спокойной боевой уверенности.

Психологическая подготовленность юных баскетболистов особенно ярко проявляется в соревнованиях. Официальный матч — это пробный камень достижений тренера в психологической подготовке команды. В календарной игре спортсмены испытывают предельные напряжения и полностью раскрывают как свои волевые достоинства, так и недостатки. В напряженном матче довольно быстро формируются ценные психологические качества баскетболиста. Учитывая эти особенности соревновательных игр, нужно воспитывать сильных духом игроков в учебных, контрольных, календарных играх.

О психологической готовности игроков к матчу особенно необходимо заботиться во время сообщения им установки на игру. Никогда не заострять внимание баскетболистов на сильных сторонах игры противника. Только рассказать об особенностях игры соперников и предложить план нейтрализации их действий. [12]

Самой важной и трудной борьбой спортсмена является его борьба с самим собой, за преодоление своих психологических недостатков. Один из лозунгов, стимулирующий психологическую подготовку, гласит: «Единственная схватка первостепенного значения — это схватка с самим собой!». Победив собственную слабость, баскетболист больше выиграет в соревновании, чем, если даже одержит победу над несильным противником. И проигрыши сильнейшему может обернуться психологической победой. [5]

Выводы:

Организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование средств и качеств личности и психологических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности.

В условиях равной спортивной борьбы лучшая психологическая подготовленность игроков является решающим фактором, так как дает возможность наиболее эффективно показать физическую, техническую, тактическую и теоретическую подготовленность игроков.

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

 

Литература:

 

  1. Баскетбол / Под общ. ред. Ю. Н. Портных. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 228 с.
  2. Лосин, Б. Е. Оценка соревновательной деятельности баскетболистов: Учебно-методическое пособие / Б.Е Лосин. — СПб.: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2003. — 32 с.
  3. Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 336с.
Основные термины (генерируются автоматически): соревнование, психологическая подготовка, игра, тренировочный процесс, психическая подготовка, психическая устойчивость игроков, соревновательная деятельность, спортивный характер, баскетбольная команда, женская баскетбольная команда.


Задать вопрос