Предупреждение появления чувства страха у новичков в процессе обучения плаванию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.10.2015

Статья просмотрена: 801 раз

Библиографическое описание:

Володина, А. А. Предупреждение появления чувства страха у новичков в процессе обучения плаванию / А. А. Володина, А. А. Толмачёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 529-531. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22759/ (дата обращения: 23.12.2024).



 

Тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлением у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют боязнью воды, водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Новичок трек руками глаза, не может погрузить лицо в воду и задержать дыхание даже на пару секунд. В процессе обучения плаванию приходится сталкиваться также с проявлениями страха пред глубиной, перед воображаемой опасностью, боязнью утонуть. Все это может проявляться не только тогда, когда новичок делает первые шаги, но и в период, когда уже получены навыки активного продвижения в воде. Страх перед глубиной проявляется, например, при первых прыжках в воду с бортика самым простым способом- соскоком ногами вниз. Если прыжок совершается на достаточно глубоком месте, у новичка появляется опасение: как он выберется из глубины после прыжка? Подобные эмоции возникают и тогда, когда обучаемому впервые предлагают проплыть даже небольшое расстояние по глубокому месту. Наблюдались случаи, когда занимающиеся проплывали по мелководью до 100 м без остановок, но не решались проплыть и 10 м там, где глубоко.

В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на таких упражнениях, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде. Следует применять специальные упражнения для формирования навыков, предупреждающих возникновение страха перед опасностью на воде и создающих благоприятные условия для освоения плавательных движений.

  1. Все начальные упражнения в погружениях, всплываниях, лежании на воде и особенно скольжениях выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела новичка. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
  2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится над водой. По окончании урока дать домашнее задание — погружать лицо в таз или ванну с водой. Установить постепенно увеличивающуюся продолжительность погружения лица в воду от 1- 2 до 3- 4 секунд и более.
  3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая студентам открывать глаза под водой и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
  4. Если упражнение «поплавок» после 1- 2 попыток не получается (новичок, не успев всплыть на поверхность, опускает ноги и встает на дно); нужно прекратить его выполнение. Часто начинающие испытывают неприятное (кажущееся) ощущение опрокидывания вниз головой, что может вызвать появление чувства страха. «Поплавок» заменяется упражнением в доставании дна рукой или руками, стоя на глубине по пояс или грудь. В этом случае выталкивающее действие воды также будет ощущаться.
  5. Первые попытки в лежании на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик. Приняв горизонтальное положение, отпустить на несколько секунд опору, снова на нее опереться, а затем снова отпустить.
  6. При выполнении скольжений на груди с первых же попыток новичкам предлагают обычно вытянуть руки вверх, кисти одна на другой. При этом создается хорошо обтекаемое положение, но может нарушиться равновесие по продольной оси тела. Новичок, начав скольжение, заваливается на бок и прекращает упражнение. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немного расставить ноги.

Начальные упражнения в скольжениях нужно делать по направлению к бортику (берегу) или протянутыми навстречу руками партнера, что также поможет избежать появления у новичков боязни водного пространства. Расстояния для скольжений устанавливаются в соответствии с возможностями занимающихся.

Для совершенствования скольжения нужно в дальнейшем применять упражнения, способствующие умению нарушать и восстанавливать равновесие тела (например, за счет изменения положения рук).

  1. Упражнения по лежанию и скольжению на спине вначале выполнять труднее, чем на груди. Когда лицо обращено вверх, ухудшаются условия ориентировки на воде. Поэтому в начале обучения желательна помощь партнера, а упражнения лучше выполнять вдоль берега, рядом с бортиком или стенкой, которые могут служить ориентиром.

Совершенствование скольжения на спине проводится по тому же принципу, как на груди. Следует помнить, что перемещение руки или рук вверх (т. е. на пояс, на затылок, над головой), вызывает последовательное увеличение затруднений в сохранении положения тела на воде. Самое легкое положение на спине для новичка- руки вдоль туловища.

  1. После освоения студентами движений ногами и руками, правильного дыхания на воде и первых попыток самостоятельного плавания можно начинать изучение плавания в вертикальном положении.

Всплывание с сохранением вертикального положения тела выполняется у бортика на глубине примерно равной росту занимающихся с руками, вытянутыми над головой. Держась за бортик, принять вертикальное положение. После глубокого вдоха, задержав дыхание, погрузиться у стенки бассейна, вытянув над головой руки. Повторяя погружения, слегка оттолкнуться от бортика и снова всплыть у стенки.

Всплывая в вертикальном положении, сначала отталкиваться от дна ногами, а потом всплывать без толчка.

  1. Последовательность при изучении плавания при вертикальном положении тела может быть такой: держась руками за бортик, принять вертикальное положение и выполнять попеременные опорные движения ногами, держаться только одной рукой, а другой — делать поддерживающие движения сверху — вниз; затем отпустить на несколько секунд и другую руку, также выполняя ею поддерживающие движения.

Первые попытки в течение нескольких секунд удержаться без опоры выполнять, задержав дыхание на вдохе и погрузив голову до уровня глаз. Затем постепенно поднимать голову над водой для свободного дыхания. При дальнейшем совершенствовании плавания в вертикальном положении все действия нужно выполнять, как в предыдущих упражнениях, но на большем удалении от бортика, держась сначала за конец шеста, который должен подавать с бортика обучающий. Далее осваивается плавание в вертикальном положении с уменьшением поддерживающих движений: вначале, удерживаясь за счет движений ногами и руками, поднимать над водой поочередно кисть одной руки на 2- 3 с, продолжая поддерживающие движения ногами и другой рукой; постепенно увеличивать время сохранения такого положения; затем пробовать поднимать над водой кисти обеих рук, удерживаясь только за счет движений ногами; усложнять это упражнение, поднимая одну, обе руки над водой.

  1. Упражнения по лежанию на дне изучаются в такой последовательности: стоя по пояс в воде, наклониться вперед, вытянув руки и слегка расставив их в стороны; опуститься лицом в воду и сразу начинаться энергичный выдох ртом и носом под водой, до полного погружения на дно; далее погружаться на грудь, по шею; по предварительному заданию лежа на дне менять положение рук — руки в сторону, на затылок и т. п., переворот на спину. Это упражнение не сразу всем удается, особенно девочкам и женщинам. Не выдохнув полностью воздух, они не могут опуститься на дно, а состояние потери плавучести вызывает у них новые непривычные ощущения. Это упражнение помогает новичкам лучше воспринимать различные условия плавучести тела и придает им уверенность.
  2. Последовательность при изучении плавания с изменениями положения тела такая: перейти в вертикальное положение из плавания на груди, удержаться на несколько секунд, снова перейти в положение на груди и плыть дальше. Все эти действия выполняются без касания опоры ногами и руками. То же из плавания на спине. Из плавания на груди переход в вертикальное положение, переход в плавание на спине.

При выполнении всех упражнений необходима надежная страховка.

  1. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вдох в воду сгруппировавшись (подтянув колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким; затем ноги следует вытянуть (положение «солдатиком») и, погрузившись в глубину, выйти на поверхность самостоятельно, помогая движениями руки и ног; то же, принимая после всплывания положение на груди или на спине и проплывая заданное расстояние.

Увеличивая постепенно расстояние, новичкам нужно давать плавать изученными способами и на глубоких местах (вначале на небольшие расстояние и страхуя их). Изменения в положении тела в воде, разученные вначале отдельно, в дальнейшем можно вводить как задание во время плавания на расстояние.

Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха. Кроме того, параллельно с этим решаются задачи воспитания у начинающих пловцов уверенности в успешном применении освоенных навыков.

 

Литература:

 

  1. Плавание: Ежегодник / Сост. З. П. Фирсов; Редкол.: П37 Н. Ж. Булгакова и др.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 72с., ил. Р. А. Дмитриев, заслуженный тренер Белорусской ССР, Минска
Основные термины (генерируются автоматически): вертикальное положение, вод, рука, упражнение, водная среда, новичок, повышенная чувствительность, бортик, движение ногами, изучение плавания.


Похожие статьи

Предупреждение нарушений письменной речи в начальных классах

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Приемы и методы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)

Похожие статьи

Предупреждение нарушений письменной речи в начальных классах

Эмоциональный настрой, как одно из средств повышения мотивации учащихся на уроках английского языка

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Приемы и методы формирования самоконтроля за произношением у детей дошкольного возраста

Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи

Применение интерактивных тетрадей на уроках английского языка для повышения мотивации учеников

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)

Задать вопрос